Когда грузчики становятся операторами

Оборудование для упаковки грузов на поддонах

Аккуратно сложенный на поддон и надежно запечатанный в пакет груз – цель любой упаковочной операции. В статье приведен обзор современного рынка упаковочного оборудования, которое поможет в достижении этой цели: от автоматических систем для упаковки грузов на поддонах стоимостью 800 тыс. USD и до простых ручных упаковочных приспособлений за 40 USD.

Простейшее упаковочное оборудование

В настоящее время большая часть упаковочных операций выполняется вручную. Самое большее, чем можно в таких случаях «механизировать» укладку груза на поддоны, – это применить универсальный подъемный стол с электроприводом. Однако некоторые американские компании, например, Southworth Products, Bishamon Industries и еще несколько других, уже предлагают платформы, специально разработанные для этих операций. С помощью пружин с тарированным усилием или пневматических приспособлений по мере загрузки поддона высота положения платформы автоматически регулируется, благодаря чему рабочим не надо высоко поднимать руки или, наоборот, низко нагибаться, укладывая груз. Эти платформы могут быть выполнены также поворотными, благодаря этому упаковщику не нужно все время кружить вокруг паллеты с грузом.

Обычно грузоподъемность упаковочных платформ составляет до 2040 кг, и они более всего подходят для работы с однородными грузами. Чтобы подать поддон и груз на такую платформу и затем снять их, требуется вилочный погрузчик. Применение этого простого и сравнительно недорогого оборудования (стоимость примерно 1700...2500 USD) почти полностью устраняет такой вид производственных травм, как повреждения позвоночника, утверждают специалисты. И все же наиболее значительным их преимуществом является увеличение производительности: ее рост может достигать 40%, причем для поворотные платформ не требуют практически никакого технического обслуживания.

Полуавтоматическое оборудование

Такое оборудование пока мало распространено, но довольно широко используется для некоторых специфических видов работ, таких, как упаковка биг-бэгов с цементной смесью или ящиков с мелкими металлическими крепежными деталями – т. е. когда приходится иметь дело с грузом слишком тяжелым или неудобным для упаковки на поддонах вручную. Полуавтоматы хорошо подходят для операций, которые выполняются с низкой скоростью. При таких работах полностью автоматическое оборудование теряет свои преимущества, а полуавтоматы позволяют снизить травматизм по сравнению с ручной упаковкой и облегчить тяжелый, утомительный физический труд.

Полуавтоматические упаковочные машины обрабатывают до 20 ящиков или мешков в минуту. Стоимость их от 15 тыс. до 50 тыс. USD в зависимости от уровня автоматизации. Грузы подаются к полуавтоматической упаковочной машине конвейером, после чего оператор плотно укладывает их в один слой на столе машины. После нажатия кнопки стол убирается, и слой из штучных грузов падает на поддон, который находится под столом. Стол изготавливают из полированного металла, скользкого полиэтилена, оборудуют роликами или даже пневмоподушкой для наиболее тяжелых продуктов.

Полуавтоматы для упаковки металлических крепежных изделий на поддонах предлагает компания Powell Systems. Для бумажной промышленности подобное оборудование выпускает компания Alliance Machine Systems.

Упаковочный автомат обычной конструкции формирует слой грузов на столе, который расположен над поддоном. Затем стол убирается, а слой грузов падает на поддон

Автоматическое оборудование

Полностью автоматические машины для формирования грузов на поддонах – наиболее производительное и эргономичное, но и очень дорогое упаковочное оборудование. Стоимость машин колеблется от 50 тыс. до 800 тыс. USD в зависимости от производительности и сложности конструкции накопителей, конвейеров и распределительных устройств – дополнительного оборудования, которым комплектуют автоматические упаковочные линии.

В основном на рынке предлагаются два вида автоматов для упаковки поддонов: традиционной конструкции и роботизированные. Обычные автоматы прекрасно подходят для выполнения многих упаковочных операций. Такое устройство без дополнительного оборудования наполовину дешевле роботизированного автомата (также без дополнительных устройств) В настоящее время выпускают обычные автоматы для упаковки поддонов с широким диапазоном производительности (примерно от 10 до 200 ящиков или коробок в минуту).

Существует несколько вариантов конструкции традиционных упаковочных автоматов, но все они работают по одной схеме. Машина формирует слой из грузов на столе, который расположен над поддоном. Затем стол быстро убирается, и слой грузов попадает на поддон – точно так же, как в фокусе со скатертью, которую выдергивают из-под стакана с водой, не пролив ни капли. Машина повторяет эту операцию до тех пор, пока весь груз не будет уложен на поддон.

В США автоматическое упаковочное оборудование выпускают фирмы FKI Logistex, von Gal, Columbia Machine и др.

Роботизированные упаковочные автоматы оборудованы манипулятором, с помощью которого грузы перемещают с конвейера на поддон

Роботизированные автоматы

Роботизированные автоматы все шире начинают применять при упаковке грузов на поддонах для операций, выполняемых с малой и средней скоростью. Большинство роботизированных систем для упаковки поддонов оборудованы всего лишь электронным манипулятором, при помощи которого они перемещают грузы с производственного конвейера на поддоны. Роботы, которые часто берут сразу несколько коробок или ящиков, способны выполнять до 25 циклов подъема-укладки в минуту. Даже самые простейшие роботизированные системы стоят не менее 125 тыс. USD.

Роботизированные системы обладают целым рядом преимуществ. Автоматы с манипуляторами, как правило, занимают меньшую площадь, чем обычные линии для упаковки поддонов. Они способны упаковывать до четырех поддонов, одновременно забирая грузы с четырех производственных линий, и поэтому великолепно подходят для выполнения операций, не требующих высокой производительности. И еще одно преимущество, которое, правда, сочли таковым лишь немногие покупатели этих машин: роботы нагреваются меньше, чем аналогичные машины того же назначения.

Тенденции в развитии автоматических упаковочных машин для поддонов

Производители автоматических упаковщиков традиционно ориентируются на создание высокоскоростных дорогостоящих машин для операций, при выполнении которых требуется высокая производительность. В последнее время, однако, в этой отрасли наметились тенденции производства недорогих автоматических упаковщиков для поддонов. Например, компания FKI Logistex выпустила модельный ряд упаковщиков поддонов, который продемонстрировала на выставке Pack Expo 2005. Эти автоматы упаковывают менее 20 коробок или ящиков в минуту и стоят приблизительно 50 тыс. USD.

Изменения в конструкции и материалов для упаковки потребительских товаров также повлияли на рынок упаковочного оборудования для поддонов. Поскольку конструкции и материалы упаковки товаров стали дешевле и менее прочными и надежными, машины, упаковывающие грузы на поддонах, должны обращаться с товарами очень бережно. Из-за уменьшения размеров коробок и ящиков ужесточились требования к скорости упаковщиков поддонов, укладывающих коробки меньшего размера. Возросли и запросы к уровню «интеллектуальных» возможностей систем упаковки поддонов: теперь многие покупатели нуждаются в устройствах, способных укладывать разнородные грузы. Производители, отвечая на требования рынка, уже разработали модели автоматических упаковщиков поддонов, способных укладывать разнородные грузы, сохраняя массу упакованных поддонов одинаковой, если размер слоя груза не меняется.

Приспособления для обертывания грузов пленкой

Чтобы груз на поддоне не рассыпался при перевозке, его надо закрепить, и обертывание упаковочной стретч-пленкой – самый практичный и рациональный по стоимости способ. Ручные приспособления для обертывания стретч-пленкой грузов – очень простое оборудование, самый дорогой диспенсер для пленки стоит 40USD плюс канцелярский нож для обрезки ленты за 3 USD. Такое оборудование предлагает, например, Arpac Group. Однако более интересны автоматические и полуавтоматические установки для обертывания стретч-пленкой.

Полуавтоматическое и автоматическое оборудование

Если на предприятии приходится упаковывать свыше 15 грузов в день, автоматизация упаковочной операции принесет ощутимую выгоду за счет экономии рабочей силы, ленты и упаковочной стретч-пленки. Поскольку стретч-пленка изготавливается из нефтепродуктов, ее цена в последние годы возросла вдвое. Машины для упаковки позволяют более рационально использовать стретч-пленку, чем при ручной упаковке. Машины с устройством преднатяжения могут втрое уменьшить расход пленки. Упаковывая по 20...25 грузов в день, машина с преднатяжителем быстро окупится. Такие машины изготавливает, в частности, Vestil Manufacturing.

При работе машины с вращающимся рычагом груз остается неподвижным, а катушка с упаковочной пленкой вращается вокруг поддона

При работе полуавтомата для упаковки оператор должен закреплять пленку на грузе перед началом упаковки и обрезать ее по завершении операции, а в простейших машинах – направлять катушку с пленкой вверх и вниз вдоль груза во время упаковки. Стоимость полуавтоматов составляет от 3,5 тыс. до 15 тыс. USD.

Автоматические упаковочные машины закрепляют и обрезают пленку сами. У большинства машин есть фотоэлектрические датчики-«глаза», которыми они «видят» груз, поэтому оператор не нужен. Стоимость упаковочных автоматов – от 14 тыс. до 400 тыс. USD. Такие системы наилучшим образом подходят для выполнения однообразных операций, когда одинаковые грузы поступают по конвейеру много раз в день.

Для упаковки в пленку грузов на поддонах используют два основных типа оборудования. В машинах, оборудованных платформой или поворотным столом, груз поворачивается при упаковке. В машинах с вращающимся рычагом груз остается неподвижным, а катушка с пленкой движется вокруг груза. Машины с вращающимся рычагом более всего подходят для упаковки тяжелых или незакрепленных грузов. Кроме того, они работают быстрее машин с поворотным столом, но зато и стоят вдвое дороже. Одна из компаний, выпускающих такое оборудование, – Signod.

Понятно, что при таком многообразии упаковочной техники разобраться в ней достаточно сложно, поэтому для выбора той или иной машины покупателю лучше обратиться за консультацией к профессионалам.

В машине с поворотным столом во время упаковки груз вращается, а катушка с пленкой перемещается вверх по стойке

Тенденции в развитии технологий упаковки в стретч-пленку

Благодаря развитию технологий упаковочная пленка стала тоньше и прочнее. Упаковочные машины обеспечивают максимальное растяжение упаковочной пленки. Потребитель в настоящее время быстрее заменяет выходящее из строя оборудование или модернизирует устаревшие машины, поэтому объемы продаж техники для упаковки растут даже в странах, где рабочая сила все еще относительно дешева. Следовательно, высокая стоимость пленки в большей мере, чем экономия рабочей силы, является стимулом развития рынка машин для упаковки грузов в пленку.

По материалам зарубежной печати подготовила И. Станкевич
О новых требованиях к размещению и креплению грузов в вагонах и универсальных контейнерах
О новых требованиях к размещению и креплению грузов в вагонах и универсальных контейнерах

Начиная с 2004 г. отгрузка продукции предприятий должна осуществляться в соответствии с требованиями Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27 мая 2003 г. № ЦМ-943 (далее – ТУ). ТУ выпущены взамен Технических условий погрузки и крепления грузов, МПС, 1990 г. (далее – ТУ-1990).

Биг-бэги. Обзор моделей (ч. 2)
Биг-бэги. Обзор моделей (ч. 2)

Главной задачей предприятий, применяющих биг-бэги для упаковки и транспортировки своей продукции, является выбор из многочисленных типоразмеров и конструкций МК наиболее рациональных вариантов с учетом характеристики грузов (дисперсные, зернистые, гранулированные, кусковые), их насыпной массы (плотности), токсичности, имеющихся в наличии средств механизации, вида транспорта для перевозки.

Биг-бэги. Обзор моделей (ч. 1)
Биг-бэги. Обзор моделей (ч. 1)

В нашей стране мягкие контейнеры (далее – МК), или биг-бэги, широко представлены и отечественными, и зарубежными изготовителями. Их производят в России несколько десятков заводов, которые условно можно разделить на две группы: предприятия, занимающиеся исключительно пошивом контейнеров из готовой ткани, и предприятия полного производственного цикла – экструзия, изготовление ткани, стропов, вкладышей и всех необходимых комплектующих, швейное производство, испытательная лаборатория. Последних предприятий немного. Из наиболее крупных компаний, занимающихся собственными разработками в области МК и реализующих эту продукцию на нашем рынке, отметим ООО «Развитие XXI век», группу компаний «Химпэк», группу компаний «Алеко», включая ОАО «Азовский завод полимерных материалов», ОАО «Полимерконтейнер» (Тульская обл.), ООО «ПКФ «Силуэт».

Мягкие контейнеры – транспортная тара XXI века
Мягкие контейнеры – транспортная тара XXI века

Среди большого разнообразия существующей транспортной тары особое место занимают мягкие контейнеры (далее – МК), или биг-бэги. Их широко применяют для транспортировки сыпучих грузов: дисперсных, порошкообразных материалов (муки, цемента, бериллиевого концентрата), зернистых (соль, сахар-песок, зерно), гранулированных (минеральные удобрения, полиэтилен, полистирол), мелко-, средне- и крупнокусковых материалов (строительные материалы, ферросплавы, концентраты). В биг-бэгах удобно не только перевозить, но и хранить продукцию продолжительное время. При этом обеспечивается защита окружающей среды от загрязнений, сохраняется качество продукции, сводятся к нулю ее потери. Мягкие контейнеры используют в строительной индустрии, сельском хозяйстве, химической, медицинской, пищевой и металлургической отраслях промышленности.

Грузовые контейнеры: типы, конструкция, применение
Грузовые контейнеры: типы, конструкция, применение

Контейнерные перевозки не только самый современный вид транспортировки грузов, но и наиболее экономичный. Их используют и во внутреннем сообщении, и в международном. Грузовой контейнер (container – англ. «вместилище, сосуд») представляет собой стандартную емкость для бестарной перевозки грузов разными видами транспорта и одновременно является тарой, местом хранения груза и единицей транспортного оборудования многократного использования.