«Аренда погрузочной техники сегодня – это предоставление готового решения»

Р. Слепаков













Рост отечественного рынка аренды складской техники сопровождается переходом от аренды «просто погрузчика» к передаче арендатору машин, приспособленных для решения конкретных задач. Ежегодный рост объема арендных сделок в России, по оценкам специалистов, составляет 15–20%. Это значительно превышает аналогичный показатель в Европе, где упомянутый рынок стабилизирован. Например, в Великобритании (лидер среди европейских стран в сфере аренды спецтехники) в ближайшие 3 года ожидается увеличение емкости арендного рынка на 4–7%, что считается высоким показателем

Вместе с ростом спроса и предложения в сфере аренды происходит переход количества в качество. «Сегодня аренда погрузочной техники – это по сути предоставление не просто техники, а готового решения под определенную задачу, – считает Андрей Тарасевич, начальник отдела аренды и аутсорсинговых проектов компании «Универсал-Спецтехника». – Нашим погрузчикам приходилось решать весьма специфические задачи: участвовать в монтаже вентиляционного оборудования в уже практически готовом здании, устанавливать сборно-разборное футбольное поле в Лужниках, готовить площадку для «Фестиваля чемпионов» на Красной площади. Погрузчик Komatsu, оснащенный кран-балкой, помогал устанавливать подъемный стол «Транспрогресс», также арендованный у нас для проведения мероприятия в СК «Олимпийский».
Такое разнообразие задач требует соответствующего оснащения погрузчиков, подготовки их к условиям работы каждого конкретного клиента. Из навесного оборудования наиболее востребованы киповые и рулонные захваты, кран-балка, удлинители вил, позиционер вил и сайд-шифтеры. В нашем арендном парке есть складская электроприводная техника и дизельные, бензиновые, газовые погрузчики различной грузоподъемности, в том числе с закрытой кабиной. Ассортимент навесного оборудования позволяет подготовить машину к работе в закрытых помещениях и на открытых площадках в любых климатических условиях и практически с любым грузом».

Навесное оборудование как зеркало технологий
Известно, чем выше уровень технологического развития предприятий, тем выше процент использования специальных рабочих органов, которые можно назвать «руками» погрузчика. В экономически развитых странах, например в Японии, более 40% погрузчиков, поставляемых на внутренний рынок страны, оснащены специализированным навесным оборудованием, а не классическими вилами.
В зависимости от типа навесное оборудование или ускоряет работу вилочного погрузчика, или расширяет сферу его применения. К первой группе относятся устройства бокового смещения каретки (их называют сайд-шифтерами), системы позиционирования вил, механизмы поворота каретки, удлинители, разнообразные сталкиватели груза, прижимные устройства и т. д. Во вторую группу входит оборудование для работы с нестандартным грузом, который поднять обычными вилами или затруднительно, или вообще невозможно.
В настоящее время насчитывается в общей сложности более 1000 наименований серийно выпускаемых навесных устройств, обеспечивающих не только механизацию транспортировки и погрузки грузов в упаковке и таре самых разных форм, но и целого ряда других вспомогательных операций.

Кто производит «навеску»
Помимо признанных лидеров в области производства и продаж навесных приспособлений – Kaup (Германия), Bolzoni Auramo Group (Италия, Финляндия), Cascade Corporation (США) – на мировом рынке успешно работают еще несколько десятков специализированных фирм: A.T.I.B. s.r.l. и Lift-Tec Elecar (Италия), Durwen Maschinenbau GmbH, Hans H. Meyer GmbH, приобретенная в 2007 г. Bolzoni Auramo Group, Vetter Umformtechnic GmbН (все – Германия), Hoist Lifting Mfg., Inc. (США), Totall Attashmants Inc. (Канада), E.L.M. Kragelund A/S (Дания), ELME (Швеция), MATE a.s. (Чехия) и др. На заводах Komatsu также производится навесное оборудование для погрузчиков, в том числе уникальные шинные манипуляторы для смены колес большегрузных карьерных самосвалов. На российском рынке навесного оборудования для складской техники безусловными лидерами являются Bolzoni (Италия), Auramo (Финляндия) и Kaup (Германия), известны также марки Meyer (Германия), Kennis (Нидерланды). Проявляет интерес к нашему рынку в последнее время производитель навесного оборудования для тяжелой техники Stabau (Германия).

Спрос
Структура спроса на различные приспособления, расширяющие возможности погрузочной техники, представленная компанией «Универсал-Спецтехника», показана на диаграмме.
Выбор необходимого навесного оборудования требует особо внимательного подхода и услуг профессионалов. В ходе консультации менеджера с клиентом должны быть получены ответы на вопросы о характере груза (масса, габариты, материал, конфигурация и пр.), условиях эксплуатации (температурный режим, открытая площадка, холодный склад и пр.), технологическом процессе, схеме транспортировки груза. Это необходимо для определения типа навесного оборудования и модели. Например, подбирая погрузчик для работы с бумажными рулонами, следует учитывать следующие факторы:
- после установки навесного устройства грузоподъемность погрузчика уменьшается (например, для обработки рулона массой 1000 кг надо приобретать погрузчик г/п 1500–1800 кг в зависимости от диаметра рулона);
- увеличивается длина машины (потребуется большая ширина рабочего коридора);
- если рулоны хранятся не только в вертикальном, но и в горизонтальном положении, одновременно с рулонным захватом следует установить ротатор, который обеспечит поворот до 360º (как правило, именно в таком исполнении и поставляются погрузчики для работы с рулонами).
Погрузчик с навесным оборудованием больше отвечает требованиям конкретного технологического процесса. Его применение сокращает время грузообработки непаллетизированных грузов, повышает производительность, обеспечивает соответствие требованиям техники безопасности.

Купить или арендовать?
Дополнительные рабочие органы могут повысить стоимость машины в 1,5 раза, так что арендовать погрузчики с установленным навесным оборудованием оказывается выгоднее, чем приобретать их. По словам Андрея Тарасевича, стоимость владения в течение 2-х лет арендованного 1,5-тонного погрузчика почти в 2 раза меньше, чем такой же машины, находящийся в собственности.