Обслуживание и ремонт уборочной техники

Т. Ершова, генеральный директор Группы компаний «Русские Технологии Сервиса» (РТС), Ю. Ершов, директор технического центра обслуживания уборочной техники «ЮТОС»

Ю. Ершов, директор технического центра обслуживания уборочной техники «ЮТОС»

Т. Ершова, генеральный директор Группы компаний «Русские Технологии Сервиса» (РТС)












Складские площади необходимо поддерживать в чистоте и порядке, их постоянно требуется освобождать от накопившегося мусора, грязи, щепы от поддонов, отходов крепежа, упаковки, пыли и т. п. Поэтому уборка – регулярное мероприятие, обеспечивающие нормальную работу склада.

Интенсивность использования уборочная техники подчас очень высока, условия работы иногда требуют круглосуточной уборки. Разработано множество моделей уборочных машин, подметальных, поломоечных, комбинированных, которые отличаются высокой производительностью и надежностью. Приобретая эту технику, покупатели должны обращать внимание не только на ее функциональные возможности, но и на то, как обеспечить обслуживание или ремонт.
Сколько может проработать уборочная техника без обслуживания и ремонта? Не так долго, как хотелось бы. Ее эксплуатация потребует определенных расходов. Основная часть их приходится на быстро истирающиеся части и аккумуляторные батареи. Промышленные полы действуют подобно наждачной бумаге, они очень быстро "пожирают" щетки, пады, вакуумные резиновые лезвия собирающего узла машин. Щетки меняют каждые три-четыре месяца, а резиновые лезвия еще чаще – раз в полтора месяца. Если на складе гладкие наливные полы, покрытые твердым лаком, полы из натурального или искусственного камня, керамической плитки, то срок службы щеток увеличивается примерно до 6 мес.
Другое дело – поломка, выход техники из строя по самым разным причинам, в том числе из-за низкой квалификации и халатности обслуживающего персонала и операторов. Не всегда соблюдаются и условия эксплуатации, например, уборочную технику используют не по назначению, как транспортное средство, или поломоечную машину – в режиме подметания, что недопустимо. Случается, что, не очистив рабочую площадь, запускают поломоечную машину. В результате какой-нибудь предмет попадает на щеточный агрегат, в редуктор, и электродвигатель щеточного агрегата заклинивает, что отражается на электронном блоке. В результате требуется замена агрегатов по всей этой цепочке.
Очень важно перед началом эксплуатации машины обучить персонал и операторов приемам и последовательности обслуживания тех или иных узлов.
Особое внимание следует уделить аккумуляторным батареям. Это самый дорогостоящий компонент техники, требующий наиболее бережного обращения. Гелевые батареи "боятся" глубокого разряда поэтому на уборочной машине установлен специальный блок, который не позволяет им разряжаться ниже уровня 20%. Срок их эксплуатации при ежедневном применении не превышает двух лет, или 750–800 циклов заряда. Но при неправильном обращении батареи можно "убить" за полгода. Батареи открытого типа, в частности кислотные, могут разряжаться до 5–6%, поэтому они обеспечивают больший ресурс работы техники в пределах рабочего дня. Если раз-другой пропустить зарядку, систематически недозаряжать, батарею, пренебрегать замерами уровня электролита и соответствующей его корректировкой, то ее емкость может снизится до 30% от первоначальной и, соответственно, время работы уборочной техники резко сократится. Разъемы зарядного устройства должны быть плотно соединены с батареей, иначе они оплавляются.
К другим дорогостоящим комплектующим относится вакуум-мотор. Если недостаточно аккуратно заправлять или мыть машины, периодически обливать их электрические части, то можно загубить и этот агрегат, хотя он и защищен от влаги. В нормальном режиме работы и обслуживания ресурс вакуум-мотора составляет от 1500 до 2000 ч.
По результатам диагностики принимают решение о замене вакуум-мотора.
В гидравлике меняют масло и фильтры и при необходимости уплотнительные элементы – она достаточно капризна и требует постоянного ухода; в системе зажигания – свечи и стартовые аккумуляторы, ресурс которых также ограничен сроком их службы.
У всех моделей подметальных или комбинированных машин особое внимание следует уделять воздушным фильтрам, которые периодически надо чистить или менять.
Если у клиента на складе работает газовое подъемно-транспортное оборудование, то очень вероятно, что будут использовать и газовые уборочные машины, чтобы унифицировать и упростить обслуживание всей техники.
Приборы, узлы и агрегаты уборочной техники постоянно требуют проверки технического состояния. Уборочные машины, которые продает и обслуживает наша компания, имеют блок самодиагностики, который позволяет быстро обнаружить неисправность и устранить ее. При необходимости специалист выезжает на объект и проводит повторную параллельную диагностику по специальным схемам, используя соответствующее оборудование. Например, определяет соответствие потребления энергии электродвигателя или вакуум-мотора техническими условиями, проверяет натяжение ремней, цепей, работу электрических систем.
Существует определенный регламент работ: ежемесячное обслуживание, проведение различных видов ТО в зависимости от наработанных моточасов. Обнаружив даже небольшие неисправности и своевременно устранив их, ремонтник предотвращает выход из строя других, более дорогостоящих узлов оборудования. Если не уделять этому внимания, то клиенту придется выложить кругленькую сумму за смену вакуум-мотора или мотор-колеса (при нарушении питания машина теряет ход). Если все же поломка произошла, то в зависимости от ее серьезности проводится или ремонт на месте, или стационарный ремонт, подразумевающий доставку неисправной машины в технический центр.
Сложность ремонта зависит также от класса уборочной техники. Условно ее можно разделить на машины коммерческого и индустриального класса. Коммерческий класс – это машины, применяемые для уборки относительно небольших площадей, управляемые оператором, идущим за машиной, или машины с водительским местом (так называемые «райдеры») средней производительности. Индустриальные машины имеют более сложное устройство и большие габариты, они обладают широким спектром возможностей использования, например, способностью убирать как внутреннюю, так и внешнюю территории склада, могут не только подметать, но и мыть и др. Они снабжены кабинами оператора, в которых предусмотренно кондиционирование и подогрев воздуха. Для обслуживания и ремонта таких машин специалисты технического центра должны постоянно повышать квалификацию. Особенно это касается новых моделей, оснащенных сложным оборудованием. Например, появились машины, позволяющие производить уборку без применения химических средств, используя активированную воду. Это новое направление в механизированной уборке, защищенное множеством патентов. А до этого, была выпущена машина с фаст-системой, позволяющей экономить поверхностно активные вещества. В экономичном режиме фаст-пакета хватает на 300 тыс. м² убираемой площади! При ремонте и обслуживании этих и подобных им новинок огромную роль играет взаимодействие с заводом-производителем уборочной техники.
Решающее значение в области ремонта уборочной техники приобретает поставка запасных частей. Если они имеются в наличии, то проблем с ремонтом, как правило, не возникает. Но даже будучи дилером крупнейшего производителя уборочной техники, мы не считаем возможным хранить на складе все необходимое для обслуживания и ремонта поставляемых нами машин – это слишком дорого. Надо иметь в виду, что поставка запчастей из-за рубежа занимает как минимум две недели, что является достаточно большим сроком для клиента, который нуждается в ежедневной уборке помещений. Как же решить эту проблему? В определенной мере прогнозировать расход запасных частей можно базируясь на данных, получаемых от клиентов, с которыми заключены долговременные договоры на техническое обслуживание. Наличие информации как о самом клиенте, так и о его оборудовании, позволяет правильно организовать обслуживание уборочных машин. С этой целью нам пришлось внедрять логистические решения: была установлена специальная компьютерная программа, которая позволила организовать склад, где хранится оптимальное количество самых необходимых запасных частей. Программа обеспечивает учет продаваемой техники, техники, находящейся на гарантии и в эксплуатации у клиента, а также машин, которые поступают к нам от другого продавца на обслуживание.
Без логистики, позволяющей оценить ситуацию, наша компания или перерасходует запасы, или из-за их недостатка не сможет обеспечить нормального обслуживания. Регулярное и плановое техобслуживание в специальном центре гораздо выгоднее для клиента, чем организация им собственной ремонтной службы. У нас есть договорные объекты, где раз в месяц механики-специалисты проверяют работоспособность всех машин, выполняют регламентные работы по очистке, смазке, и т. д. После этого составляется акт проверки всей техники, даются рекомендации и клиенту и техническому центру, который занимается ее обслуживанием. Зная состояние парка уборочных машин клиента и статистику выхода отдельных узлов и агрегатов из строя, можно с большой долей вероятности определить, какие детали или материалы скоро понадобятся.
Для клиентов, обслуживающих технику самостоятельно, срок поставки может растянуться недели на две.

Принципиальная конструкция всех уборочных машин практически одинакова. Они содержат размывающий узел, собирающий узел, баки для воды (два отдельных или совмещенных через мембрану). У одних машин есть боковые щетки, а у других нет; фильтры могут быть кассетными или другой конструкции, но эти различия не очень существенны при ремонте.
Специалисты, которые знают конструкцию машин марок Tennant, Hako, Nilfisk или Kärcher вполне могут проводить ремонт и другой техники (исключая электронику). Судя по выставкам, которые проводятся в этой области, ничего принципиально нового пока не появилось, основные системы машин остаются теми же. Отличия касаются лишь дополнительных устройств или технологий. Машина с "активированной водой" хотя и имеет новые узлы, но работает так же, как и все прочие, используя вакуумный насос, собирающий узел и т. д. Поэтому вполне логично было взяться за ремонт уборочной техники других компаний, таких как Dertzen, Santoemma, Fimar, Uster, или Kranzle. Каждый производитель в своей уборочной технике использует как универсальные, так и оригинальные узлы и детали. Поэтому ее можно ремонтировать лишь тогда, когда есть возможность обеспечить установку «родных» запчастей. С этой целью мы обращаемся непосредственно к поставщикам, например в компанию R+M de Wit GmbH, которая производит запчасти, в том числе для подметальных и поломоечных машин названных выше компаний. Исследования рынка и поиск поставщиков позволяет удешевить процесс их приобретения, ускорить его. Однако это невозможно сделать с оригинальными запчастями отдельных производителей уборочных машин или с устройствами, защищенными авторскими правами.
Чтобы не затягивать процесс ремонта из-за ожидания какой-нибудь запчасти, с которой связана работа всей машины, применяется так называемый агрегатный ремонт. Если неисправная деталь стоит в отдельном узле, то временно в ремонтируемой машине заменяют весь узел, например, щеточный агрегат. Или уборочная техника на время ремонта предоставляется в аренду.
Наш техцентр занимается также "реанимацией" уборочных машин, например, из узлов и агрегатов двух "убитых" собирает одну рабочую.
В России рынок этой техники пока только развивается. Принимая во внимание нестабильность российской экономики, инвесторы боятся вкладывать большие средства в новую технику, к тому же лизинговые программы, которые могут помочь начинающему бизнесу, не очень развиты. Поэтому восстановленные машины здесь пока пользуются определенным спросом. Их доводят до товарного вида, и они выглядят почти как новые. Восстановленные машины достаточно качественные и одновременно недорогие: на них наш технический центр дает шесть месяцев гарантии.