Терминал МЛП: строительство первой очереди завершается

В. Антонов

В последнее десятилетие Москва буквально задыхается от потока грузового автотранспорта. Единственным выходом из такой ситуации является создание на подступах к столице кольца из крупных современных логистических комплексов. Инвестором одного из таких проектов уже выступила девелоперская компания «Международное логистическое партнерство» (МЛП), которая планирует построить в России около 1 млн м2 складских площадей. 30 июля прошлого года на Ленинградском шоссе неподалеку от пос. Черная Грязь прошла закладка первого логистического комплекса МЛП общей площадью 200 тыс. м2.

Соперничать с этим крупнейшим в России комплексом может, пожалуй, лишь один объект – терминал в Пушкино, который, однако, пока находится на самой начальной стадии строительства, и темпы его возведения оставляют желать лучшего. Значение столь мощного буферного склада, как терминал на Ленинградке, трудно переоценить. Понятно, что он значительно разгрузит столицу. Совершенно не случайно на мероприятии в честь начала строительства присутствовал заместитель председателя правительства Московской области Александр Горностаев.

Началу осуществления проекта МЛП предшествовала серьезная работа по выбору места расположения. Сегодня многие девелоперы говорят о больших проблемах Ленинградского шоссе, связанных с пропускной способностью. Известно, однако, что уже в ближайшее время планируется сделать его скоростной «дубль», который должен сократить транспортный поток на Ленинградке. Как говорится, свято место пусто не бывает: несколько крупных фирм уже планируют построить вдоль шоссе ряд более мелких складских комплексов для собственных нужд площадью 10...50 тыс. м2.

Воплощение проекта подобного масштаба – дело ответственное и, самое главное, требующее немалого опыта в строительстве аналогичных объектов. Отбор подрядчиков для терминала МЛП, естественно, завершился тендером, в ходе которого известной строительной компании «Стройфаза» удалось обойти более именитых западных конкурентов. В настоящее время строители практически завершили первую из пяти очередей строительства в 53 тыс. м2, но параллельно ведут работы по землеустройству, установке колонн других корпусов, забивают сваи. Общий размах стройки по российским меркам получился необычно большой. Достаточно сказать, что общая длина стройплощадки достигает 2 км, и прорабы, чтобы перемещаться по ней, используют специальный транспорт – квадроциклы. Протяженность остекления также составила более 2 км.

Как и все складские комплексы европейского уровня, терминал МЛП – склад класса А. Высота комплекса 15,5 м (полезная высота – 12,5 м) рассчитана на стеллажное шестиярусное хранение. Нагрузка на полы (до 6 т) позволяет выдержать любое необходимое подъемно-транспортное оборудование. Для складирования продуктов и других изделий, требующих особых условий хранения, предусмотрена зона климатического контроля. Терминал оборудован высококачественными погрузочными доковыми системами Loading Systems, поставку и монтаж которых провела московская компания «Доминант СТ». В комплексе использованы воздушная система отопления, оборудование для кондиционирования воздуха французской фирмы Lennox, система пожаротушения. Все корпуса полностью обеспечены электричеством: на МЛП работают восемь автономных дизель-генераторных трансформаторных станций.

Основными несущими конструкциями здания терминала стали монолитные 15-метровые железобетонные колонны с шагом 12х24 м. Эта технология была отработана «Стройфазой» на предыдущих объектах и обходится значительно дешевле, чем изготовление колонн из металла. Отметим только, что на огнезащитную обработку металлоконструкций надо дополнительно затратить около 20 USD на 1 м2, что, учитывая общую площадь поверхности всех колонн, выливается в очень приличную сумму, уже не говоря о том, что бетонные колонны имеют другой класс по пожароопасности, поэтому сдать такое здание при госприемке легче. В качестве материала для стен использованы 120-миллиметровые сэндвич-панели. Несмотря на российское происхождение, и металл, и утеплитель в них финского производства. Качество на выходе и сроки поставки сэндвич-панелей, как и всех ответственных металлоконструкций, применяемых в строительстве, инженеры «Стройфазы» контролируют непосредственно на месте их производства.

При устройстве крыши здания терминала использована отлично зарекомендовавшая себя на строительстве терминала в Лобне мембранная кровля (подобные материалы используют для изготовления бассейнов). В нашей климатической зоне, когда суточные перепады температур могут достигать 30...40 °С, рубероидные кровли рвутся и текут. Зато уникальный материал Alkorplan (Бельгия) из пластифицированного поливинилхлорида, имеющий 300%-ное растяжение, чувствует себя в таких условиях отлично и при правильной эксплуатации гарантированно служит в течение 50 лет.

Полы – наиболее ответственная часть любого здания. Требования к этому компоненту в современном высотном складе еще выше, поскольку по полам должна постоянно перемещаться тяжелая погрузочная техника, причем на достаточно высокой скорости. При наличии пустот в основании бетонная плита, даже хорошо армированная и большой толщины, будет обламываться, полы – разрушаться, а техника – выходить из строя. Учитывая, что одно колесо ричтрака стоит около 1000 USD, понятно, что при нарушении технологии убытки могут быть огромными, а чтобы отремонтировать такие полы, надо демонтировать стеллажи и фактически временно закрыть склад.

При строительстве терминала МЛП компания «Стройфаза» учла промахи других фирм. Подготовка основания здания проведена максимально качественно. Толщина бетонной плиты с двойным армированием составила 200 мм. При устройстве полов, как и ранее, «Стройфаза» использовала технологию вакуумной укладки шведской фирмы Tremix, которая позволяет существенно сократить сроки работ, технологический перерыв перед вводом объектов в эксплуатацию и при этом достаточно дешева. В соответствии с ней бетон укладывают по направляющим, после чего его подвергают виброуплотнению и вакуумному обезвоживанию. Зеркальная ровность достигается затиркой с помощью двухроторных вертолетных машин. Отсутствие пыления и высокую износостойкость обеспечивает внесение в тело бетона упрочняющего жидкого мембрано-образователя – так называемого «топ»-состава итальянской фирмы Durocem. На этом этапе работ строителям пришлось столкнуться с трудностями: процесс укладки пола пришелся на зиму и осложнился сильными морозами. Чтобы сохранить требуемое качество бетона и продолжать работы по внутренней отделке, не нарушая сроков строительства, сразу после повышения температуры наружного воздуха были организованы мероприятия по прогреву склада с использованием тепловых пушек типа «Мастер». Пришлось пойти и на дополнительные финансовые расходы. Достаточно сказать, что для прогрева такой огромной кубатуры бетона понадобилось сжигать по 6 т керосина в сутки!

Несмотря на экстремальную зиму и сложность проекта, компания «Стройфаза» не только не снизила темпов работ, но и твердо намерена сдать объект досрочно. На открытии строительства в июле прошлого года руководитель МЛП Мишель Паскалис заявил о том, что весь комплекс будет сдан в 2010 г., тем не менее темпы работ, набранные «Стройфазой», позволяют сделать это значительно раньше – уже в феврале будущего года. Это выгодно и самой компании, и ее арендаторам: чем раньше заработает терминал, тем быстрей он станет приносить прибыль. Сегодня строительство объекта идет по строго намеченному плану: сдача в эксплуатацию первой очереди терминала 53 тыс. м2 намечена точно в срок – на конец апреля этого года. Строителям осталось провести здесь лишь заключительные работы – монтаж инженерных коммуникаций, отделку офисных помещений (около 15 тыс. м2) и двухэтажного мезонина. А первые арендаторы уже завозят и монтируют стеллажи, готовятся к новоселью...

Терминал МЛП расположен на участке в 42 га по Ленинградскому шоссе, в 13 км к северо-западу от МКАД.

Фазы реализации проекта:

1-я – 52 950 м2 (май 2006 г.)

2-я – 30 530 м2 (июль 2006 г.)

3-я – 29 950 м2 (август 2006 г.)

4-я – 30 530 м2 (декабрь 2006 г.)

5-я – 28 220 м2 (февраль 2007 г.)

Общая площадь – 172 180 м2

Общая площадь мезонинов – 16 280 м2

Общая площадь офисов – 12 340 м2

рабочая высота помещения – 12 м

шаг колонн – 12х24 м

температура в помещении +14 °С

полы бетонные с антипылевым покрытием

допустимая нагрузка на пол – 6 т/м2

одни погрузочные ворота на 1000 м2