Измерение уровня газа на вилочных погрузчиках. Сенсорная система SONATIC FLT

Франк Ибах (Frank Ibach), менеджер viaSonic (производственный сектор компании Truma Gerаtetechnik GmbH and Со.)

Водители газовых погрузчиков наконец смогут решить еще одну довольно серьезную проблему, связанную с эксплуатацией этой техники. Впервые оказалось возможным надежно и точно замерить во время работы вилочного погрузчика содержимое обычных, имеющихся в продаже и наиболее часто используемых газовых баллонов. Систему контроля уровня топлива Sonatic FLT (Fоrk Lift Тruck) для работающих на сжиженном газе вилочных погрузчиков предложила немецкая фирма viaSonic. Необходимость в подобных системах для промышленного транспорта назрела, поскольку они давно стали стандартом для других транспортных средств, приводимых в действие двигателями внутреннего сгорания.

До сих пор указатели количества топлива в работающих на сжиженном газе вилочных погрузчиках со сменными баллонами отсутствовали. В большинстве случаев такие машины могут совершать операции до момента израсходования топлива, и затем следует остановка, часто довольно неожиданная для водителя. Рабочие процессы резко обрываются вне зависимости от того, осуществляется ли в этот период, например, загрузка-разгрузка грузовой автомашины или же производственной установки. Более того, нередко остановившийся погрузчик становится непреодолимым препятствием для другого транспортного средства в узком проезде, на перегрузочной эстакаде или на железнодорожных рельсах. В таких случаях водитель должен выйти из кабины и быстро перенести сначала пустой газовый баллон на склад, поменять его, а затем доставить полный назад к погрузчику.

Если, конечно, он не добирается до склада с баллонами "на стартере", что как раз и противоречит действующим правилам эксплуатации рабочего оборудования. Поэтому хотя сами газовые вилочные погрузчики очень надежны, из-за такой ситуации с баллонами поддерживать их в состоянии полной эксплуатационной готовности можно не всегда. Как видим, даже если не учитывать те моральные и физические издержки для водителей, простой машин в большинстве случаев ведет к дополнительным расходам и досадным помехам в налаженном производственном процессе. Если замену газовых баллонов сделать раньше, то, хотя погрузчики и находятся все время в рабочем состоянии, а водители сохраняют свои силы, теряется дорогое топливо, а значит, опять без необходимости увеличиваются производственные расходы.

Ультразвуковой датчик Sonatic FLT устанавливается на газовые баллоны компактно и без лишних усилий

Новая измерительная система дает хотя и несколько запоздавшее, но все же очень необходимое решение этой длительное время "скрытой" проблемы. Эксплуатационники другого транспортного оборудования с двигателями внутреннего сгорания – легковой автомашины, трактора или дизельного погрузчика – привыкли в любой момент и с удобством для себя получать информацию о запасе топлива и контролировать его.

С созданием Sonatic FLT фирма viaSonic, которая является производственным сектором компании Truma Gerаtetechnik GmbH & Со. (Путцбрунн), впервые представила измеритель уровня заполнения обычных сменных газовых баллонов из стали или алюминия, имеющихся в продаже. С его помощью такое топливо, как сжиженный газ, можно замерить надежно и точно. Для вилочных погрузчиков, которые оснащены этой системой, оказалось возможным оптимально планировать замену баллонов, что до последнего времени делалось скорее интуитивно. Теперь оборудование даже в моменты пиковых нагрузок готово к работе, а время выхода из строя или простоя может быть целенаправленно минимизировано. В лучшую сторону изменился и критерий производственной безопасности, так как возможность внезапной остановки в узких местах трасс движения на заводе или складе теперь исключена.

Система Sonatic FLT является первым серийным прибором для измерения уровня топлива
на вилочных погрузчиках, оснащенных имеющимися в продаже газовыми баллонами. Текущее значение уровня сжиженного газа передается на встроенный в приборную панель машины индикатор

Наряду с уже упомянутой оптимизаций производственных расходов повышена комфортность работы водителей – теперь они могут в любой момент снять показания о наличном запасе топлива в баллоне по датчику и заранее знают, когда необходимо двигаться к складу для замены газового баллона. Таким образом, рабочие процессы можно спланировать более точно. В принципе система Sonatic FLT пригодна для установки на любом работающем на газе промышленном транспортном средстве.

Установка и принцип действия. Для размещения системы Sonatic FLT на вилочном погрузчике требуется минимум места и средств. Основа системы – датчик, который функционирует по принципу ультразвукового динамического эхолота. Ультразвуковые импульсы излучаются снаружи и снизу проникают через стенку баллона в сжиженный газ, распространяясь дальше, пока не отразятся от поверхности жидкости (границы раздела фаз). По методу импульсной эхолокации замеряется время их прохождения, которое и преобразуется в соответствующий электрический сигнал. Влияние температуры компенсируется встроенным в ультразвуковой преобразователь специальным температурным датчиком. Уже обработанный сигнал система Sonatic FLT выдает в различные индикационные приборы. Компактный датчик располагается под газовым баллоном, и монтируется он достаточно просто. При определенных обстоятельствах для установки датчика необходимо изменить узел крепления газового баллона.

Сенсорная система функционирует по принципу динамической ультразвуковой эхолокации

Даже при ежедневной интенсивной работе у водителя погрузчика не появляется никаких ограничений на использование системы Sonatic FLT. Она очень проста в монтаже и эксплуатации. Заполненный газом баллон укладывают в специальный держатель, расположенный на погрузчике, а затем закрепляют с помощью зависящего от конкретной конструкции устройства, например натяжного ремня. При этом измерительная система сразу, без дополнительных действий со стороны водителя подключается к баллону и готова к применению. При включенном зажигании вне зависимости от характера движения погрузчика в данный момент (колебание жидкости, наклонное положение погрузчика или изменения температуры) текущее значение уровня топлива передается на встроенный в приборную панель машины индикатор. Таким образом, показание прибора постоянно находится в поле зрения водителя, тогда как на ином оборудовании, для того чтобы снять показания с измерительного устройства газового топлива в баке, водителю приходится выйти из транспортного средства. Если показание достигает отметки "пусто", то у водителя всегда остается в запасе некоторое время для завершения срочного рабочего процесса, а значит, есть возможность доехать до склада баллонов. При освобождении натяжного ремня измерительная система автоматически отсоединяется от баллона.

Sonatic FLT производит замер до минимальной высоты заполнения баллона 20 мм, что при 22 °С и 11-килограммовом газовом баллоне соответствует примерно 0,34 кг газа. Имеющееся в распоряжении остаточное время работы (время от показания "пусто") зависит от расхода топлива на данном погрузчике, манеры езды водителя или от температуры окружающей среды и может составлять от 5 до 25 мин.

Новинка viaSonic создана специально для транспорта, работающего на складах и производственных предприятиях с интенсивными условиями эксплуатации. Все компоненты изготовлены с запасом прочности и надежно защищены корпусом со степенью защиты IР 67. Sonatic FLT нечувствительна к действию смазки, пара, защитного воска, антифриза, солевого тумана или ультрафиолетового облучения. Основой системы является ультразвуковой преобразователь с соединительной прокладкой, которая совместно с прижимным механизмом обеспечивает надежное соединение датчика с газовым баллоном. Дополнительные соединительные материалы при смене баллона не требуются, и, таким образом, предложенная система является полностью необслуживаемой. Замену баллонов производят как обычно и без каких-либо дополнительных затрат. При этом не имеет значения, используются ли в контакте с системой стальные или алюминиевые баллоны.

Надежность и высокое качество сенсорной системы Sonatic FLT подтвердили обширные испытания на складах потребителей газовых погрузчиков. Начиная с февраля 2005 года все газовые погрузчики, выпускаемые концерном Linde, серийно оборудуют системой контроля уровня топлива Sonatic FLT.

Перевод с нем. Л. Цинцевича

см. ещё: Алгоритм выбора – вилочный погрузчик