компании из статьи

«Транспрогрессу» 30 лет

Когда знакомишься с работой отечественных предприятий, чья продукция успешно конкурирует с импортными аналогами, оказывается, что история богата эксклюзивными ноу-хау, а современное состояние изобретательно адаптировано к непростым правилам игры на российском рынке, невольно испытываешь чувство гордости за соотечественников. В этом году орехово-зуевскому заводу ОАО «Транспрогресс» исполнилось 30 лет. Хотя, если быть точным, история предприятия началась еще в 1935-м с деятельности по снабжению теплоэлектростанций торфяными брикетами…

С 1975 г. инженеры опытно-экспериментальной базы «Транспрогресс» разрабатывали прогрессивные технологии для решения практических задач. Они создали системы трубопроводного контейнерного пневмотранспорта, с помощью которого были реализованы проекты по уборке мусора (в г. Ленинграде), доставке контейнеров с книгами (для библиотеки им. Салтыкова-Щедрина), передаче полезных ископаемых по трубам (Грузия). С началом «перестройки» завод приступил к выпуску блочно-модульных водоочистных комплексов «Элион» с использованием новых способов очистки гальваностоков от ионов тяжелых металлов и отработанных технологических водных растворов от нефтепродуктов, масел, красок. Аналогов этому методу, с помощью которого расщепляется даже шестивалентный хром, в мире тогда не существовало.

В начале 1990-х годов в связи с необходимостью переключиться на проекты с полной самоокупаемостью Опытный машиностроительный завод «Транспрогресс» освоил производство оборудования для складов и средств механизации. Лучшие образцы складов существовали в те годы на предприятиях с массовым поточным производством, например на автомобилестроительных заводах. Конструкторы «Транспрогресса», используя опыт самых крупных предприятий отрасли, разработали собственные, усовершенствованные стеллажные конструкции.

В последние годы деятельность «Транспрогресса» отмечена рядом наград, в частности дипломом Всероссийского Координационного Совета по логистике за успехи, достигнутые в практической реализации логистических технологий, международным знаком «Золотой стандарт» за высокое качество продукции (эту награду получил не только завод, но и его генеральный директор), а также благодарность губернатора Московской области за высокие достижения в производственной деятельности. За высокую деловую активность и эффективную деятельность в 2002 г. ОАО «Транспрогресс» включено в перечень 1000 лучших предприятий России. По случаю юбилея завода его генеральный директор Владимир Алексеевич Шишко любезно согласился ответить на несколько вопросов нашего журнала.

– Владимир Алексеевич, завод одним из первых в стране начал массовый выпуск оборудования для современных складов, в первую очередь стеллажей. Что изменилось за это время?

– В начале 1990-х реализовать стеллажи было сложно – в основном в силу недостатка опыта трудно было оценить преимущества такой организации складирования и считалось, что проще арендовать дополнительную площадь. Медленно, но верно ситуация менялась: сейчас наступает эпоха складов класса А и высокотехнологичного оборудования. На сегодня только наш завод оборудовал более 2000 складов в Москве, Новосибирске, Самаре, Сургуте, Екатеринбурге, Казани и в других регионах.

Для компании «Сантехотпторг»» мы сделали стеллажи под кран-штабелер. Кстати, в Европе краны-штабелеры при высоте склада более 8 м при интенсивном товарообороте и стеллажные штабелеры с высотой подъема груза более 15 м достаточно распространены, у нас же их пока единицы. Но тенденции все равно одни и те же – стеллажи «растут» вверх, межстеллажные проходы становятся у’же и делается все для того, чтобы ускорить грузооборот.

– Чем больше высота стеллажных конструкций, тем важней их прочностные характеристики. На что ориентироваться заказчику, выбирающему стеллажи, чтобы обеспечить максимальную надежность и безопасность их эксплуатации?

– Я могу отвечать за продукцию «Транспрогресса». Кстати, из отечественных производителей только мы даем паспорт на стеллажи. В советское время это требование было обязательным. Наш завод изготавливает стеллажи по ГОСТам и ТУ для автомобильной промышленности с высоким запасом прочности и большой степенью безопасности.

– Приходилось ли предприятию выигрывать тендеры у иностранных конкурентов?

– Да, такое было, правда, этот тендер касался подъемного стола, который был нужен центру продаж BMW, расположенному на пересечении Ленинградского шоссе и МКАД. Здесь мы «обошли» фирму из ФРГ Lоdige, одного из самых крупных в мире поставщиков этого оборудования и компанию номер один в Европе. Техническое задание заключалось в том, что из-за ограниченного колоннами пространства требовалось смонтировать стол определенных размеров и конфигурации. Мы сделали это быстро и на должном уровне, чем удивили конкурентов, которым задание казалось невыполнимым.

Подъемные столы сейчас достаточно популярны. Наши столы применяют мебельное объединение «Феликс», таможенный терминал в Зеленограде, Политехнический музей, торговый центр «Манеж» и другие. Для разгрузки автомобиля и подачи его на второй этаж или в подвал наше оборудование использует компания «Амадей». А в целом за время работы на российском рынке мы освоили более 40 видов складского оборудования. В числе постоянных покупателей наших стеллажей – компании Nestlеv, где, кстати, мы также выиграли тендер на подряд у европейской компании, «Автомир», «Симплекс».

– Нам известно, что Правительство Москвы проявляет интерес к некоторым видам подъемно-транспортного оборудования для городского хозяйства. В этом направлении у вас существуют какие-либо разработки?

– В Москве эксплуатируется большое число троллейбусов и трамваев, для обслуживания контактной сети которых нужен спецтранспорт, и потребность в нем оценивается в более чем в 100 машин. Раньше такую технику выпускал московский СВАРЗ, верхняя площадка у нее поднималась тросами, однако ее конструкция морально устарела, а потому завод заказал у нас специальный стол, который устанавливают на низкопрофильный автомобиль и на котором можно поднимать людей. Опытный образец спецмашины демонстрировался на закрытой выставке и получил высокую оценку специалистов. До конца года она должна пройти приемочные испытания, и после этого выполнение муниципального заказа будет зависеть только от мощностей СВАРЗа.

Другое актуальное направление – подъемники для инвалидов. На базе сверхнизкого стола мы создали подъемник на высоту до 1200 мм, который можно применять в жилых домах. Он получил одобрение специалистов на выставке в Крокус-Экспо. Наш подъемник намного дешевле импортных аналогов. Сейчас проводится его сертификация и готовится серийный выпуск. Другое актуальное направление – модернизация лифтов в Москве, и здесь наше техническое решение позволяет дешево решить эту проблему.

– Как на заводе обстоят дела с освоением зарубежного рынка складского оборудования?

– Думаем, как активизировать это направление. Пока у нас только один постоянный зарубежный партнер. Уже восемь лет завод поставляет продукцию известной норвежской фирме Translift Europa, которая в странах Скандинавии, Голландии, Дании и Германии торгует подъемными столами, изготовленными на нашем заводе. За это время поставлено несколько сотен столов, в том числе шесть – для сцены нового театра города Осло.

– Недавно состоялось объединение «Транспрогресса» с компанией «Универсал-Спецтехника». Как вы прокомментируете это событие?

– Думаю, что от объединения наших усилий в первую очередь выиграет российский потребитель. Использование маркетинговых ресурсов «Универсал-Спецтехники» и наших технологических возможностей позволит увеличить объем производства складского оборудования, успешно конкурирующего с зарубежными аналогами, и в перспективе выйти на европейский рынок.

Интервью провел В. Антонов