Как дела, стеллажники?

По сложившейся традиции в выставке «Торговля и Склад» принимают участие крупнейшие российские и зарубежные производители и поставщики стеллажного оборудования. Наш журнал решил воспользоваться удобным случаем, собравшим в одном месте руководителей и ведущих специалистов, представлявших свои компании в экспозиции этого года, и побеседовать с ними. Отобрав самое, на наш взгляд, интересное, мы решили, что публикация кратких, но содержательных выдержек из интервью позволит читателям составить более полное представление как о самой выставке и некоторых ее новинках, так и о развитии рынка стеллажного оборудования в прошлом году.

В ходе интервью мы задали следующие вопросы:
Как развивался рынок стеллажного оборудования в 2006 г.? Чем, на ваш взгляд, сегодня определяется спрос на рынке стеллажного оборудования? С какими проблемами сталкивается ваша компания? Какие новинки ваша компания представила на выставке?

Татьяна Конорова, представитель компании ООО «Форма-92», Москва

Естественно, спрос на рынке стеллажей стимулируется строительством складских комплексов. Я не буду говорить о складах самого высокого уровня оснащения – класса А, где в основном используется импортное оборудование. Что касается складов класса В, для которых в том числе предназначена наша продукция, то здесь рынок стеллажного оборудования, конечно, расширяется.

Надежность, цены и сроки – сегодня определяющие факторы спроса на стеллажное оборудование. Клиентов привлекают и дополнительные услуги, например то, что мы бесплатно проектируем расстановку стеллажей.

Наша фирма развивается, постоянно внедряет современные и технически более совершенные разработки. Недавно мы пошли навстречу заказчикам и создали новую конструкцию стеллажа с увеличенной до 2 м длиной полки и нагрузкой на нее. Стеллаж получил название «Арсенал».

Владимир Тарасов, конструктор компании ООО «Евро Стеллаж», Москва

Структурно этот сегмент рынка остался примерно в тех же рамках. Появились какие-то новые компании, новые направления, но кардинальных изменений пока не заметно. Что касается объемов производства стеллажных систем, то на их увеличение повлияло бурное строительство новых складских комплексов классов А и В вокруг Москвы, Санкт-Петербурга.

Определяющий фактор выбора этих изделий сегодня – это цена, поскольку по конструкции стеллажное оборудование более или менее одинаковое у всех поставщиков. Рынок по стране в целом остается незаполненным. В регионах сейчас идет активное развитие складского хранения, однако многие компании не имеют современного оборудования, работают по старинке, хотя и стремятся развиваться. Сдерживает спрос и цена. Владельцы складов часто не хотят идти на дополнительные затраты, надеясь оставить все как есть, не переделывая. Что касается конкуренции, то она для нас скорее не помеха, а стимул для хорошей работы. Зато большой внутренней проблемой является поиск хороших производственных площадей.

Наша компания молодая, существует с 2005 г. Тем не менее мы уже реализовали несколько крупных проектов, в том числе для таких фирм, как Adidas, дистрибьюторская компания «Единая Европа». Каждый объект, оснащенный нашими стеллажами, имеет площадь примерно по 1000...2000 м2.

Год 2006-й стал для нас годом активного развития и становления на российском рынке. Продукцию именно такого класса, как наша, никто не производит, поскольку она занимает нишу между легкими полочными и паллетными стеллажами. Новое направление в работе компании – поставка итальянских стеллажных систем практически всех типов.

Это и полочные стеллажи, и паллетные, и консольные. Кроме того, мы предлагаем мобильные базы, гравитационные стеллажи. На базе наших стеллажей можно изготавливать многоуровневые системы, а также полочные системы (один из последних таких проектов мы реализовали для сети «Доктор Столетов»). Очень много заказов поступает на полочные стеллажные системы для архивов, поскольку наши изделия больше всего подходят для этого по конфигурации, нагрузочной способности и, кроме того, могут использоваться для организации двухэтажного хранения. В качестве примера можно привести проект, который мы выполнили для библиотеки МГУ. На базе наших стеллажей мы производим и металлические шкафы, изготавливая и навешивая на те же стойки дверцы, задние и боковые стенки.

Сергей Кабаков, генеральный директор ООО «Складекс», Москва

Объемы продаж стеллажных систем растут. Прогнозы – дело неблагодарное, но полагаю, что они будут расти и дальше на десятки или даже сотни процентов ежегодно. Это связано с быстрым развитием оптовой и розничной торговли, особенно в регионах. Пока на рынке есть хорошие перспективы для работы и существующих, и новых компаний. Думаю, в ближайшие несколько лет лидирующее положение займут компании-производители. Еще одной тенденцией станет качественное изменение спроса: появится потребность не в универсальных, а в специализированных, индивидуальных решениях по организации пространства склада.

Чтобы соответствовать требованиям рынка, быть конкурентоспособным, надо уметь подстраиваться под требования заказчика, обеспечивать рынок не только оборудованием, но и сервисом, причем уже не на минимальном, а на достойном уровне, соблюдать сроки поставок, представлять широкий выбор изделий по ассортименту. Конкуренция между «стеллажниками» серьезная, рынок этот не простой, достаточно «подогретый».

Главная проблема компаний, подобных нашей, на мой взгляд, – в подборе кадров. Трудно найти сотрудников с соответствующим подходом к выполнению задач, должным образом подготовленных, причем не только по совокупности знаний, но по менталитету. Люди – один из факторов успеха деятельности, и у нас в настоящее время сформировался неплохой коллектив.

К наиболее важным шагам, которые сделала компания в прошлом году, отнесу подготовку дилерского договора (о сотрудничестве) с немецкой компанией META, которая имеет более чем 100-летнюю историю производства и продаж на рынке Европы и очень широкий ассортимент стеллажного оборудования и аксессуаров. Нас привлекает то, что полочные стеллажи этой фирмы выполнены на очень высоком технологическом уровне и расширяют нашу линейку оборудования за счет добавления в нее продукции «высшего класса».

Олег Чумак, ведущий менеджер ООО «Сатурн», Пермь

Число проектов, которые мы реализуем, растет, объемы продаж увеличиваются, рынок расширяется.

В развитии нашего бизнеса важен подход к клиентам, оперативность выполнения заказа, от разработки проекта изготовления до контроля качества и поставки продукции. А продажи сдерживаются в основном сложностями участия в тендерах и ведения документооборота.

Елена Скоморохова, заместитель директора по логистике и маркетингу ЗАО «Инженерное проникновение», г. Щёлково Московской области

Компании все чаще отказываются от аренды и принимают решения о необходимости строительства и оборудования собственных складов, поэтому начинают более серьезно относиться к их оснащению. Определяющим фактором рынка, на мой взгляд, является цена. Если первый вопрос, который задают клиенты, – сколько это будет стоить, то во вторую очередь их волнует срок изготовления. Именно в этих моментах мы стремимся стать более конкурентоспособными. Но, конечно, важно и качество поставляемой продукции.

На вопрос о проблемах я бы ответила так: нередко наши клиенты сначала планируют склады класса А или В, не советуясь с нами, то есть со «стеллажниками», а потом оказывается, что они по сути относятся к классу С и даже D. Все иной раз оказывается спроектированным настолько неудобно для расстановки стеллажей, что отнести эти здания к высшему классу не представляется возможным.

Из наших новинок хочу отметить консольные стеллажи до 13 м в высоту с нагрузкой до 1 т на одну консоль. Такие конструкции на российском рынке до этого еще никто не представлял.

Игорь Сергеев, коммерческий директор ООО «Склад Интерьер», Москва

Темпы роста рынка неотъемлемо следуют за темпами роста появляющихся складских площадей и оцениваются нами как очень высокие. Даже если в 2007 г., как и в прошлом году, количество фактически введенных в действие складских площадей будет меньше первоначально заявленных, то можно ожидать как минимум удвоения объема рынка.

Стоимость земельных участков для складов стабильно растет, и так как пока арендная плата в стране взимается за площадь, а не за объем, то склады растут и будут расти ввысь, а не вширь. Чтобы достойно конкурировать на своих профильных рынках, заказчикам надо все бизнес-операции проводить как можно оперативнее, поэтому они требуют от нас производить и монтировать стеллажное оборудование максимально возможной высоты при сохранении высоких несущих способностей и в самые короткие сроки. Если же высота склада заказчика по каким-либо причинам ограничена, мы предлагаем оптимизировать имеющееся пространство и хранить товар как можно плотней, для чего можно использовать, например, систему STILL Pallet Runner, о которой ваш журнал уже рассказывал. В любом случае специалисты компании «Склад Интерьер» готовы предложить несколько вариантов решения задачи.

На этой выставке, как и на выставках прошлого года, мы представляем сверхсовременное складское решение – систему хранения высокой плотности STILL HDS (High Density Storage System). Она в отличие от других складских систем позволяет максимально использовать складское пространство для хранения грузов, несмотря на большую номенклатуру. С технической точки зрения – это блок модифицированных глубинных стеллажей, специально разработанных конструкторами компании «Склад Интерьер». Модификация заключается в том, что если у классического глубинного стеллажа имеется по паре рельсов на каждый ярус, на которых и располагаются поддоны, то стеллаж для системы STILL HDS имеет еще одну пару рельсов, на 20...25 см ниже основных. На основную пару рельсов ставят поддоны, а по нижней паре перемещается тележка STILL Pallet Runner, размер которой точно соответствует размеру применяемых поддонов. У тележки небольшая собственная высота, а следовательно, она может свободно перемещаться под рядом поддонов соответствующего яруса. Управление тележкой осуществляет оператор с помощью пульта дистанционного управления, что повышает производительность работы. Несомненными преимуществами этой системы, уже активно применяющейся на Западе, являются практически полное отсутствие простоев подъемно-транспортного оборудования, высокая скорость обработки груза (0,75 м/с с грузом, 0,90 м/ с без груза) и возможность применения STILL Pallet Runner в низкотемпературных помещениях – до –30 °С. При этом время работы аккумуляторной батареи от одной зарядки составляет 20 ч.

Эксклюзивное право поставки таких стеллажей имеет компания «Склад Интерьер», и, следовательно, STILL Pallet Runner можно использовать как в России, так и в странах СНГ только на стеллажах нашего производства.

В прошлом году мы начали также производство и поставку стеллажных стоек шириной 130 мм. Стойка высотой 12...14 м выдерживает суммарную нагрузку до 25 т. Возможность производить подобные стойки является необходимым условием для успешного оснащения складов класса А. Кроме технологических изменений – появления «130-й» стойки, есть и ассортиментные.

С прошлого года компания «Склад Интерьер» поставляет на рынки России, Украины, Белоруссии и Казахстана профессиональную складскую пластиковую тару Alkon. Главной особенностью этой тары является то, что с точки зрения потребительских свойств она относится к высшему классу, а по стоимости – к эконом-классу. Тара устойчива к физическим, химическим, температурным и прочим воздействиям, легко штабелируется, выдерживает большие нагрузки, а потому незаменима в сфере автомобильного и фармацевтического бизнеса, при производстве и хранении компьютерных и любых других мелких комплектующих.

Игорь Поликарпов, директор ООО «Политехмаш», Тверь

Этот рынок, как мне кажется, вырос, поскольку в 2006 г. появилось несколько новых компаний, предлагающих стеллажи как иностранных, так и отечественных производителей. Рынок этот живой, быстро развивающийся, перспективный, ведь и в Москве сейчас ощущается острая нехватка складских помещений. Общеизвестно, что правительство столицы планирует вывести все склады за пределы МКАД, поэтому фирмы, которые имеют более или менее крупные склады, станут строить их в Московской области, причем с перспективой на будущее расширение бизнеса. Это будут комплексы увеличенной вместимости, а следовательно, спрос на стеллажное оборудование в ближайшие пять лет будет расти.

Наших клиентов интересуют прежде всего цена и сроки поставок. Те компании, которые могут быстро поставить стеллажное оборудование, причем без потери качества, – вполне конкурентоспособны. Это и является определяющим на сегодняшний день.

Самая большой проблемой стала конкуренция. Конкурентов много, хотя рынок растет, а заказчик делает выбор, исходя из цены изделия. Особенно трудно соперничать в крупных проектах с сильными компаниями. Определенное препятствие для продвижения на рынок представляет и низкая компетентность клиентов. Они, не задумываясь, покупают самое дешевое стеллажное оборудование. Не хватает «культуры склада», ее отсутствие особенно ощутимо в регионах. Если Москва и складские работники Московского региона уже пришли к пониманию того, что дает современное стеллажное оборудование, для чего оно нужно, убедились, что оно быстро окупается, что должна быть культура складских услуг, то в регионах люди еще не готовы к переменам и пока не хотят вкладывать деньги в стеллажное оборудование.

Зарубежные компании тоже видят, что российский рынок стеллажной продукции перспективен. А наличие такого серьезного конкурента, как Китай, который может поставлять товары по бросовым ценам, заставляет известных мировых производителей организовывать собственное производство в России.

Себестоимость изделия определяют два главных параметра – стоимость металла и само производство, т. е. стоимость изготовления. Поскольку цена на металл будет расти, надо снижать издержки по услугам, по производству, а это можно делать лишь приобретая новое автоматизированное, высокотехнологичное оборудование. Уменьшая долю затрат на производство, можно снизить стоимость продукции.

В 2006 г. наша компания, закупив новое современное оборудование для производства цельнокатаного профиля, запустила в производство профильные стойки двух сечений и несущие балки тоже двух сечений. Благодаря его использованию за прошедший год нам удалось выйти на качественно иной уровень. Теперь нашим клиентам мы можем предложить более современную, более дешевую и качественную продукцию.

Беседу провел Б. Матвеев