Гиганты складирования: мировые стратегии развития в эпоху глобализации

В статье из журнала Modern Materials Handling (ММН, октябрь, 2004 г.) рассказывается о распределении мест в 2004 г. среди компаний, лидирующих в ключевых сегментах рынка услуг по складированию грузов: сегменте частных дистрибуционных центров (DC, distribution centers), сегменте 3PLs-провайдеров (third-party logistics providers) и сегменте складов-холодильников.

Самые крупные 3PLs-провайдеры, так же как операторы складов-холодильников и рефрижераторов и частные распределительные центры, продолжают расширять свои складские площади. В то время как многие компании в 2003 году провели мероприятия по объединению усилий, некоторые логистические операторы смогли увеличить число мест хранения в результате слияния или приобретения предприятий, а также благодаря более эффективным действиям и повышению производительности.

В каждом из сегментов сравнительные оценки деятельности фирм велись в соответствии с теми площадями (в кв. футах) или объемами (в куб. футах), которые каждая компания предоставляет под складирование грузов в бюджетном 2004 году. В эксклюзивном рейтинге частных компаний с общими площадями хранения 78,4 млн. кв. футов, составленном ММН, как и в 2003 году, лидирует крупнейшая и старейшая в мире компания по экспресс-перевозкам United Parcel Service (UPS). В сегменте 3PLs-провайдеров конкурентов по-прежнему опережает фирма Exel. Величина занимаемых ею складских площадей (73,3 млн. кв. футов) почти в три раза больше, чем у ближайшего конкурента. AmeriCold, лидирующая в сегменте складов-холодильников, также располагает почти в три раза бо’льшими объемами, чем ее самый близкий конкурент UPS Supply Chain Services (624 млн. куб. футов).

Во всех трех сегментах эксперты отметили важные изменения в стратегии управления складами. Повсюду наблюдается всестороннее расширение и добавление предложений по новым видам сервиса, с тем чтобы наиболее соответствовать постоянно растущим требованиям заказчиков. Кроме того, многие компании рассматривают и реализуют возможности добавить к предлагаемому ими комплексу услуг разнообразные виды транспортировки грузов.

Распределительные центры на пути расширения

Как мы уже отметили выше, в списке частных DC-компаний, составленном ММН, лидирует UPS. Фактически она присоединила к уже имеющимся собственным складам более чем 3,6 млн. кв. футов площадей через интеграцию и консолидацию с приобретенными в этом году фирмами. В 2005 году компания планирует добавить к ним большее количество новых складских площадей, поэтому ее ведущее положение в рейтинге вряд ли изменится в последующие несколько лет. Генеральный мерчандайзер Wal-Mart (№ 2) владеет самыми большими площадями для складирования из всех розничных продавцов в списке ММН – 60,0 млн. кв. футов, разделенными среди 120 распределительных центров.

В первой десятке рейтинга розничные торговцы доминируют над остальными: это Wal-Mart, Target Stores, Kmart, Home Depot, JCPenney, продавец продовольственных товаров Albertson’s, Lowe’s Companies, Gap Inc., TJX Companies и Big Lots. Все вместе они предоставляют потребителям 204,5 млн. кв. футов для складирования, или 50% суммарных площадей всех компаний, участвующих в рейтинге. В отличие от той ситуации, которая была описана в аналогичном обзоре ММН за 2003 год, столь большой рост числа мест хранения, наблюдавшийся в UPS, не был единственным случаем. Фактически в бюджетном 2004 году 17 компаний из списка ММН сохранили те же площади, что и в 2003 году, или увеличили их. Вероятнее всего, за ростом площадей последует увеличение денежных инвестиций в оборудование, что произойдет уже в 2005 году. Из всех компаний, ответивших на запрос, сделанный при подготовке рейтинга, 89% планируют потратить на развитие технологий складирования в 2005 году такое же количество денежных средств, как и в 2004-м, или еще больше. Увеличение производительности и рост числа технических средств для обслуживания складов также привели к снижению случаев сокращения производства в компаниях. Только 38% респондентов провели в 2004 году сокращение штата. Время, затраченное на сверхурочные работы, также уменьшилось: 88% компаний указали в переписке те же или меньшие показатели, чем в 2003 году. Причины увеличения производительности и эффективности были в целом аналогичными тем, что приведены в предыдущей публикации ММН.

Подобно 3PLs-сегменту многие частные распределительные центры сегодня предлагают новые, весьма ценные для потребителя услуги. Традиционный сервис по схеме отбор – комплектация – упаковка дополняется транзитными перевозками и услугами по идентификации изделий, страхованию и обеспечению сохранности продукции. Такой комплекс услуг предлагают 40% компаний, ответивших на запрос.

3PLs-провайдеры консолидируются

По результатам 2004 г. в сегменте 3PLs-провайдеров на 1-м месте оказалась фирма Exel. После того как Exel приобрела компанию Tibbett & Britten ее площади хранения увеличились на 16,8 млн. кв. футов, а североамериканское подразделение контрактной логистики компании принесло 2,5 млрд. USD торгового дохода. Конечно, случай с Exel был исключительным, однако, как утверждает Дик Армстронг, президент фирмы Armstrong & Associates, подготовившей данный список, большинство других 3PLs-провайдеров из представленного перечня в 2003 году направили основные усилия на объединение средств и услуг. По мнению Армстронга, в настоящее время на рынке складских услуг наступил период консолидации, и этот процесс будет продолжаться еще несколько лет.

Вслед за первой серией мер по объединению у лидеров рынка, вероятно, последует второй ряд мероприятий по объединению усилий в форме слияний или приобретений у игроков среднего ранга. Это происходит потому, что сегодня большинство потребителей предпочитают компании, которые могут предоставить максимально широкий комплекс услуг. Надо отметить и тот положительный момент, что темпы роста многих 3PLs-провайдеров не отстают от меняющихся требований рынка. Расширение предложений по реализации наиболее важных услуг в сфере складских технологий – от управления парком техники, которое осуществляют ее поставщики, услуг по отбору, комплектации и упаковке до оптимизации процессов производства и сборки и изменению самой стратегии логистики предприятия – остается важной тенденцией в развитии этой области. Однако самый большой потенциал Армстронг видит в сфере управления транспортными процессами. Именно здесь значительное число компаний ожидает от 3PLs-провайдеров эффективных предложений, с тем чтобы получить наиболее правильные решения или стратегические отношения партнерства, которые помогут им рациональнее управлять транспортными потоками в международном масштабе. Таким образом, процесс глобализации экономики продолжает оставаться самым существенным моментом в развитии 3PLs-сегмента.

Что касается изменений в структуре рынка в ближайшем будущем, то Армстронг предлагает более пристально следить за деятельностью таких фирм, как GENCO Distribution, Kenco Logistics и Ozburn-Hessey Logistics (все они стоят в рейтинге под № 6). Он характеризует их как хорошо управляемые и экономически выгодные компании, которые в 2003 году хорошими результатами подтвердили свою способность эффективно развивать бизнес. Так, фирма Ozburn-Hessey Logistics перескочила с 13-го сразу на 6-е место в результате приобретения в апреле 2003 года Lanter Logistics and Lanter Refrigerated Distributing, расположенной в штате Иллинойс. Говоря о других направлениях развития, Армстронг обращает внимание на продолжающуюся тенденцию к усовершенствованию деятельности логистических провайдеров после того, как доходность этого рынка услуг упала до 2,7%. В целом на сегодняшний день североамериканский рынок 3PLs-провайдеров насчитывает 850 коммерческих складов и оценивается приблизительно в 25,7 млрд. USD чистого дохода.

Склады-холодильники

Компании, специализирующиеся в этой области складирования, указывали в своих отчетах лишь небольшие изменения объемов рефрижераторного хранения по сравнению с 2003 годом. Вероятно, это можно объяснить недостаточно высоким стремлением к консолидации или иными причинами, среди которых называют и довольно необычные.

В частности, Билл Гудзон, президент и CEO Международной Ассоциации рефрижераторных складов (International Association of Refrigerated Warehouses, IARW), подготовившей данный рейтинг, высказал предположение, что часть заказов на складские услуги в этом сегменте была потеряна в результате расширения сети передвижных хлебопекарен и других подобных новшеств.
В начале списка «холодильников» оказалась компания AmeriCold Logistics: 624 млн. куб. футов хранения позволили ей опередить объединенные показатели трех ближайших конкурентов – Atlas Cold Storage (№ 2), P&O Cold Logistics (№ 3) и United States Cold Storage (№ 4). (В этом сегменте рынка хранение более правильно определять в кубических единицах измерения, чем в квадратных.) В целом, по оценкам того же Гудзона, 2004 год оказался удачным для большинства компаний. Он обращает внимание читателей и на то, что сеть более эффективных складов-холодильников в Северной Америке, оснащенных новыми средствами обслуживания, сейчас находится в стадии строительства. Они расположены в основном в северных (тихоокеанских) и юго-восточных регионах, как бы пересекая континент. Большее число членов Ассоциации IARW на сегодняшний день также готовы предложить более интересные для потребителя услуги в области пищевой промышленности.

Таким образом, традиционное название «склад-холодильник» не совсем правильно отражает все те функции, которые могут выполнять эти предприятия, поскольку теперь они способны оказывать самые разнообразные услуги, включая управление транспортными потоками. Чтобы продолжить успешное развитие и в следующем году, холодильные и морозильные склады продолжают дифференцироваться в разные самостоятельные рынки. Это делается в целях большей специализации, которая позволяет лучше удовлетворить нужды разных областей торговли и промышленности. В качестве основных сегментов аналитики называют общую розничную торговлю, хранение органических и пищевых продуктов, продукты для здоровья, косметику и фармацевтику.

Перевод с английского В. Петровой