Выше, дальше, быстрее, надежнее...

В. Антонов

В продолжение темы вилочных погрузчиков в настоящей публикации кратко рассматриваются модельные ряды этой техники, выпускаемые японскими компаниями. Основное внимание уделено описанию особенностей оборудования г/п 1,0...2,0 т, которое пользуется наибольшим спросом у российских потребителей.

6-тонный погрузчик Komatsu из серии DX20

Модельный ряд марки Toyota включает в себя погрузчики с газовым, дизельным и электрическим приводом. Машины изготавливают в самых различных модификациях – стандартные, низкопрофильные, взрывозащищенные (для предприятий и цехов с большой концентрацией пыли, обладающей электропроводностью), в низкотемпературном исполнении (для работы в холодильниках и морозильных камерах). Специально для России японский завод концерна в г. Такахама выпускает погрузчики в спецкомплектации с температурным режимом эксплуатации всех модификаций от –25 до +45 °С. Дизельные машины оборудуют гидродинамической трансмиссией и в качестве опции – рядным топливным насосом высокого давления (агрегаты такой конструкции устанавливают только на машины данной фирмы), надежно работающим на отечественном топливе низкого качества. Дизельные погрузчики оснащены специальной трехступенчатой системой очистки топлива и автоматической коробкой передач, генератором и аккумулятором повышенной мощности, предпусковым подогревом и гидростатическим усилителем рулевого управления. В настоящее время модельный ряд дизельных погрузчиков состоит из следующих серий:

– 7FD (дизельные)/ 7FG (газовые) включает 14 базовых моделей г/п от 1,0 до 5,0 т. Погрузчики этой серии наиболее компактные из всех машин своего класса;

– 5FD (4 модели г/п 5,0...8,0 т) и 3FD (пять моделей г/п 10...16 т) – для работы с тяжелыми грузами в сложных условиях портов, на рудниках, металлургических и металлообрабатывающих предприятиях и т. д.
Седьмая серия погрузчиков стала важнейшей вехой на пути создания компанией Toyota более совершенных моделей. Большинство моделей последней серии оснащены системой активной стабилизации SAS, предназначенной для уменьшения опасности опрокидывания – одной из наиболее частых причин аварий и несчастных случаев при эксплуатации погрузчиков. В частности, SAS входит в стандартное оснащение трехопорных электропогрузчиков Toyota серии 7FBE и электроштабелёров 7FBR. По своей концепции SAS подобна антиблокировочной системе тормозов (AБС) и системе управления устойчивостью, которые использовались до этого в легковых автомобилях, и состоит из нескольких типов датчиков, приводов и управляющих компьютеров. Система активной стабилизации включает в себя сразу несколько подсистем:

Автопогрузчик Toyota 5FD60
(г/п 6,0 т)

– активный контроль заднего стабилизатора. Во время прохождения поворота датчик, расположенный на погрузчике, определяет массу машины и центробежную силу. Эта информация анализируется с помощью микроконтроллера, который при необходимости включает блокировку наклона задней оси, препятствующую наклону погрузчика;

– активный контроль грузоподъемного механизма ограничивает наклон высоко поднятой мачты вперед и скорость ее наклона назад, позволяет избежать резких движений подъемного устройства и уменьшает вероятность падения груза;

– активный синхронизатор управления автоматически регулирует взаимное положение рулевого колеса и задних управляющих колес (угол поворота задних колес строго соответствует углу поворота рулевого колеса), а также контролирует угол поворота задних колес в зависимости от скорости движения погрузчика. В результате управляющие колеса могут поворачиваться лишь на ограниченный угол, если скорость движения погрузчика в данный момент превышает некое предельное значение. Это упрощает управление и повышает эффективность работы, предохраняет погрузчик от опрокидывания в результате ошибочных действий оператора;

– активный контроль уровня вил автоматически возвращает их на заданную высоту, удобную для захвата поддона. При движении мачты из положения "наклон назад" в положение "наклон вперед" процесс автоматически останавливается в момент, когда вилы находятся в горизонтальном положении. Кроме того, SAS предотвращает самопроизвольное опускание вил при неработающем двигателе.

Наиболее популярные у нас дизельные модели 7FD оснащают силовыми агрегатами Toyota: высокоэффективным дизелем 1DZ-II рабочим объемом 2 468 см3 и мощностью 44 кВт при 2 600 мин-1; модели г/п от 2,0 до 3,5 т – дизелем 2Z объемом 3 469 см3 и мощностью 49 кВт при 2 200 мин-1, модели г/п 3,5...5,0 т – дизелем 13Z (4 616 см3, 62 кВт при 2 200 мин-1). Газовые модели укомплектованы двигателем Toyota 4Y объемом 2 237 см3 и мощностью 40 кВт при 2 400 мин-1 (за исключением 3-тонной модели) и оснащены комбинированной топливной системой "газ–бензин". Для работы в вагонах и контейнерах выпускают специальные низкопрофильные модели г/п 1,0; 1,5 и 1,75 т с высотой по защитному ограждению 1 930 мм и свободным ходом вил 685 мм (для модели г/п 1,5 т есть модификация со свободным ходом 1 350 мм). Для улучшения экологических параметров и работы в закрытых помещениях дизельные модели могут оборудоваться сажевым фильтром DPF-II. Все машины серии 7FD/ 7FG могут комплектоваться мачтами с максимальной высотой подъема от 2 000 до 7 000 мм. Важным усовершенствованием также стало использование более удобного и безопасного кресла оператора с боковой поддержкой (типа ORS) и заново спроектированной надголовной решетки.

Полуторатонный газовый погрузчик FG 15T-17 Komatsu

Основными дилерами Toyota в России являются компании "Бизнес Кар" и "Сумитек Интернейшнл".

KOMATSU

Компания хорошо известна в России прежде всего своей строительно-дорожной техникой и выпускает более широкий модельный ряд погрузчиков, чем Toyota. Помимо машин с традиционными вилами Komatsu изготавливает также контейнерные погрузчики с верхним захватом типа спредер. Производственная линейка дизельных погрузчиков фирмы состоит из серий:

– AX20 из 12 моделей г/п 1,0...1,75 т с бензиновым и дизельным двигателем;

– BX20 г/п 2,0...3,0 т из 24 моделей, оснащенных бензиновым двигателем Nissan H20 или H25 либо дизелем Komatsu 4D94E или 4D98E Nissan H20;

– СХ г/п 3,0...5,0 т из 16 базовых моделей;

– DX20 г/п 5,0...8,0 т из 7 моделей;

– ЕХ из пяти базовых моделей г/п 10,0...16,0 т;

– FX20 из трех моделей г/п 15,0; 18,0 и 20,0 т;

– GX20 из двух моделей г/п 20,0 и 25,0 т;

– HX/JX из 11 моделей г/п 25...43 т с дизелем Komatsu S6D125 и автоматической коробкой передач; модели JX г/п 20,4; 24,5; 30,5 и 35,0 т выпускают в вариантах со спредерным захватом.

Komatsu помимо перечисленных моделей выпускает восемь вариантов перегружателей порожних 20- и 40-футовых контейнеров со спредерным захватом.

Самой популярной складской серии АХ20/ ВХ20 не случайно дали прозвище "mover" (тягач): в машинах этой серии использована новая, прогрессивная система рулевого управления KAPS (Komatsu Advanced Power Steering System), позволяющая передавать мощность по более короткой схеме, чем полуинтегральная система, использованная на предыдущих моделях. Силовой цилиндр теперь размещен внутри задней оси – такая конструкция исключила многие промежуточные узлы: силовой цилиндр передает мощность непосредственно на кулак, что позволяет даже на неподвижной машине обеспечить предельно эффективное и надежное управление. В системе KAPS также предусмотрена тяга с обратной связью для удержания постоянного угла поворота колес. Система KAPS проще и гораздо прочнее предыдущей конструкции, отличается большей долговечностью и повышенной надежностью. Кроме того, гидравлика замкнутого цикла и механизм обратной связи улучшают точность управления даже на неровной дороге.

Дизельная модель FD200Z-6 (г/п 20 т) из серии FX

Машины серии AX/ ВХ комплектуют бензиновыми и дизельными двигателями шести моделей, обеспечивающими запуск даже при –20 °С (а для арктического варианта исполнения – до –40 °С). В бензиновых двигателях Nissan H15, H20 и Н25 улучшенной конструкции мощностью 28,5 кВт при 2 500 мин-1, 36 кВт при 2 450 мин-1 и 44,5 кВт при 2 400 мин-1 соответственно использованы полупроводниковые распределители со встроенными катушками зажигания, обеспечивающие быстрый и надежный запуск при самых разных условиях эксплуатации. Подачу топлива обеспечивает встроенный автоматический дроссель. На дизельных моделях установлены двигатели Komatsu 4D92E, 4D94T и 4D98E мощностью соответственно 36 кВт при 2 450 мин-1, 48 кВт при 2 450 мин-1 и 55 кВт при 2 400 мин-1 с предкамерой и главной камерой новой конструкции. Улучшенная синхронизация впрыска снизила токсичность выхлопа, система QGS с быстродействующим запалом гарантирует запуск в любых погодных условиях. На моделях этой серии плавающая конструкция подвески кабин (для АХ – на резиновых опорах, для ВХ – гидравлическая), снижающая вибрации от работающего двигателя и колес.

Эксклюзивным дистрибьютором Komatsu Forklift Co. в России является фирма "Универсал Спецтехника".

TCM

Модельный ряд вилочных погрузчиков компании ТСМ состоит из шести основных серий. Главной отличительной особенностью этих машин создатели считают простоту конструкции. Действительно, намеренный отказ от излишних "наворотов" и сложной электроники положительно сказался и на надежности, и на стоимости эксплуатации погрузчиков ТСМ. Идя навстречу пожеланиям потребителей, компания доработала прежние конструкции. Последняя серия из 24 моделей FG/ FD 10-30 (FG – с бензиновым и газовым двигателем, FD – c дизельным) г/п 1,0...3,0 т отличается современными внешними формами, усовершенствованным дизайном педалей тормоза и акселератора, комфортабельной кабиной. Интересно, что у ТСМ помимо стандартного модельного ряда есть еще один (с индексом Н) из 20 машин г/п 1,5...3,0 т, укомплектованных двигателями повышенной мощности. Дополнительно увеличены на 10% мощность генератора тока и крутящий момент на холостом ходу (около 1 000 мин–1), снижены усилие нажатия на педали тормоза и их вибрация. Бензиновые модели оснащены двигателями Nissan Н15, Н20 и Н25, дизельные – двигателями Mitsubishi S4L, Isuzu C240 и Kubota. По экологическим параметрам новый дизель Isuzu С240 (мощность 36,9 кВт при 2 500 мин–1) полностью соответствует Правилам ЕЭК ООН и аналогичным требованиям Американского агентства по охране окружающей среды, которые планируется ввести в ближайшем будущем. Таким образом, сведено к минимуму отрицательное воздействие, которое оказывает эта техника на окружающую среду. Инженеры ТСМ провели также комплекс дополнительных мероприятий по повышению безопасности новых моделей, а именно:

Полуторатонный погрузчик TCM

– благодаря новой конструкции рамы и низкопрофильной передней панели в новых моделях на 15% улучшен обзор и уменьшена так называемая "мертвая зона" (оператор теперь видит концы вилочного захвата в рабочем положении);

– повышена комфортабельность сиденья оператора с ремнями безопасности и усилена защита кабины водителя (защитное ограждение соответствует международному стандарту ISO 6055 и японскому JIS 6021);

– конструкция силового подъемного цилиндра обеспечивает отсутствие ударов, цилиндр наклона подъемника закрыт защитным кожухом;

– предусмотрена блокировка рычага стояночного тормоза.

Кстати, компания ТСМ первой разработала несущую раму подъемника, обеспечившую беспрепятственное наблюдение за зоной обработки груза. Жесткая конструкция рамы вообще является гордостью японских конструкторов – она отличается особой надежностью и прочностью, хорошо держит внеосевые нагрузки и проста в обслуживании. Большое внимание уделено и вопросам удобства работы. Управление освещением и сигнализацией теперь совмещено в одном комбинированном рычаге; сигнал поворота оборудован механизмом автовыключения, использование системы электрического управления переключением передач упростило работу оператора. До 79...80 дБ снижен уровень шума. Упростилось выполнение рабочих операций благодаря определенным усовершенствованиям конструкции рабочего оборудования и улучшению переднего обзора.

Кроме перечисленных моделей в стандартный ряд погрузчиков ТСМ с двигателем внутреннего сгорания входят:

– серия FG/ FD 35-50 г/п 3,5...5,0 т, модели которой отличаются увеличенной скоростью погрузки-разгрузки, низким уровнем шума при работе, мощной мачтой, обеспечивающей хороший обзор, и надежными тормозами с гидроусилителем;

– серия FD 60-100 г/п 6,0...10,0 т из четырех моделей с малотоксичным и самым мощным в своем классе шестицилиндровым двигателем Isuzu 6BG1 (82,4 кВт при 2 000 мин-1), оснащенным системой очистки выхлопных газов, снижающей дымность на 30% и токсичные составляющие – на 50%. У моделей этой серии исключительно высокая скорость подъема вил с грузом (например, у модели FD 60 – 510 мм/с) и максимально быстрое ускорение.

6-тонный погрузчик TCM FD 60

ТСМ, как и Komatsu, является одним из немногочисленных японских производителей тяжелых вилочных машин. Дизельные погрузчики серий FD 100-250 (г/п 10,0...25,0 т с двигателем внутреннего сгорания Isuzu 6BG1T или 6SА1-T) повышенной мощности пригодны для транспортировки крупной продукции машиностроительных и металлургических предприятий, универсальных (морских) 20- и 40-футовых контейнеров и других тяжелых грузов. Дизельные погрузчики серии FHD 160-230Z (г/п 16,0...23,0 т) из четырех моделей отличаются пониженной строительной высотой (3 300 мм) и предназначены специально для работы внутри судовых помещений и в помещениях с ограниченным для маневров пространством. Модели этой серии отличают от аналогов других производителей низкий уровень шума и оснащение трехскоростной трансмиссией, также у них максимальная в своем классе скорость подъема вил. Сверхтяжелые погрузчики ТСМ (г/п 37,0...43,0 т) оснащены высокотехнологичным оборудованием, позволяющим без существенных доработок приспособить их к новым нормативам, которые примут в ближайшие годы, и увеличить грузоподъемность. Самым мощным 43-тонным погрузчиком можно укладывать до пяти ярусов универсальных контейнеров.

Около пяти лет назад компания разработала уникальный погрузчик, получивший название Acroba. Серия с двигателем внутреннего сгорания состоит из шести моделей г/п 1,5...4,0 т, в которых использованы четыре нововведения, впервые примененные в этом секторе машиностроения:

– возможность движения в поперечном направлении;

– нулевой радиус разворота;

– поворачивающееся на 45° сиденье оператора, что позволило упростить работу и повысить безопасность;

– гидростатический привод HST с колесной формулой 2x2, значительно улучшивший сцепление колес с дорожным покрытием.

На сегодняшний день во всем мире продано уже несколько тысяч этих замечательных машин. Примечательно, что наибольшим спросом они пользуются в европейских странах на небольших складах, где обычным погрузчикам не хватает места для маневрирования, а в Японии эти модели чаще всего применяют на предприятиях, занимающихся выращиванием и переработкой риса.

Официальные дистрибьюторы ТСМ в нашей стране – фирмы "Великан-Рустрактор" и "СоюзКомплектАвтоТранс".

Продолжение следует...





ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ: