Сравнительные испытания самоходных электротележек. Всё дело в регулировке

Управляемые с помощью поворотной рукоятки сопровождающим оператором самоходные электротележки с подъемными вилами – один из самых популярных видов складской техники в странах Западной Европы и в США. В России, где практически везде тяжелый физический труд все еще почти ничего не стоит, это оборудование применяют редко. Основным инструментам для перевозки паллет с грузом в России по-прежнему остаются обычные гидравлические тележки – «роклы». Тем не менее использование самоходных электротележек и у нас, и за рубежом ширится, их конструкция постоянно совершенствуется.

Задачей двухдневных интенсивных испытаний 11 моделей электротележек с подъемными вилами лучших мировых производителей, проведенных экспертами немецкого журнала Fоrdern und Heben (F+H), было внимательное изучение и сравнение возможностей и эффективности моделей. Из-за столь большого числа транспортного оборудования и связанного с этим большого количества отдельных испытаний, оценок и измерений мы представляем результаты в двух последовательных публикациях – в этом и следующем номерах нашего журнала. В первой части статьи основной акцент мы сделаем на достигнутых показателях работы. В февральском номере журнала читатели найдут оценку таких аспектов работы электротележек, как эргономика, безопасность и комфорт управления.

В ходе испытаний замерялись основные параметры, которые определяют эффективность подъемно-транспортного оборудования: скорость, ускорение, производительность и расход энергии. Сразу надо сказать, что все протестированные электротележки со своей общей и самой главной задачей – транспортировкой поддонов – справились безупречно. Правда, некоторые модели это делали чуть-чуть проворнее.

Маршруты и критерии испытаний

Испытания тележек проходили на фирме Delcave. Это крупное торговое предприятие по продаже вина и ликероводочных изделий, расположенное в Доесбурге (Doesburg), недалеко от Арнхайма (Arnheim, Нидерланды). К сожалению, испытать тележки на операциях по разгрузке автотранспорта не удалось, поскольку использование перегрузочного дока мешало нормальной работе производства. По этой причине операции погрузки-разгрузки, а также три трассы перемещения грузов (длиной 15, 25 и 35 м) пришлось расположить на свободных площадках внутри склада и частично между стеллажами.

Для того чтобы результаты тестов можно было корректно сравнить, изготовители предоставили однотипное и не бывшее ранее в использовании оборудование, которое отвечает следующим требованиям:

• пригодно как для работы с пешим оператором, так и для езды, т. е. имеет откидную площадку и боковые опоры;

• максимальная грузоподъемность электротележек 2 т, наибольшая длина вил – 1,5 м.

Оборудование и его основные показатели

Электротележки с подъемными вилами в основном служат для погрузки-разгрузки грузовых автомобилей и транспортировки грузов на поддонах внутри складов. Поскольку высота подъема на этом оборудовании ограничена, часто они работают совместно с фронтальными вилочными погрузчиками или со штабелерами с выдвижной мачтой (ричтраками).

Прежде всего надо отметить, что большинство показателей работы этого оборудования в значительной степени зависит от заранее установленных параметров, определяющих характер движения электротележки. Эти параметры могут предварительно регулироваться, причем с очень высокой точностью. Таким образом, каждую тележку можно оптимально «настроить» на любые варианты применения. Следует также отметить, что скорость и ускорение электротележки оказывают заметное влияние на эффективность ее работы: чем быстрей электротележка доберется от пункта А до пункта Б, тем раньше приступит к выполнению следующего задания. Тем не менее более высокая скорость не гарантирует увеличения производительности. Большая скорость нередко означает также более интенсивное торможение в поворотах, однако, чтобы затем снова набирать необходимую скорость, затрачивается и время, и энергия. Медленно, но при этом более равномерно движущаяся электротележка достигает на коротком участке трассы таких же или даже лучших результатов, чем более «быстрое» оборудование.

В частности, испытания показали, что более высокая скорость на участках движения длиной примерно до 15 м (т. е. достаточно коротких) дает либо слишком мало, либо вовсе не дает никаких преимуществ. Польза от большей скорости ощутима только на испытательных трассах длиной 25 и 35 м. По этой причине результаты замера производительности всех испытуемых электротележек близкие.

У электротележек существуют три различных варианта исполнения или оснащения. Самым простым является электротележка, сопровождаемая пешим оператором. Второй вариант – принципиально такая же конструкция, но включающая откидную площадку. При необходимости оператор может ехать и управлять тележкой, стоя на ней, тем самым в конечном счете достигается более высокая производительность в случае, если трасса оказывается слишком длинной для пешего сопровождения или работа слишком интенсивная. Наконец, третий вариант исполнения – это электротележка с жестко закрепленной площадкой, т. е. оборудованная специально и только для езды на ней. Понятно, что сопоставлять показатели работы столь разного оборудования нельзя. Чтобы получить сравнимые результаты, все испытуемые экземпляры были снабжены откидной площадкой. В результате операторы могли на участках большей длины ехать, стоя на откинутой площадке, а на коротких – сложить ее и идти рядом. Для повышения безопасности все испытуемое оборудование было оснащено откидными боковыми опорами.



С момента публикации данной статьи в F+H прошел, казалось бы, совсем небольшой срок, однако и в течение этого времени сразу у двух компаний появились новые модели с откидной платформой, сменившие собой электротележки, описанные выше.

Тележки Rocla TP20ac и TP20acH. TP20ac – стандарный вариант исполнения, TP20acH – вариант для интенсивной эксплуатации. Обе модели оборудованы двигателем переменного тока, соединяющим преимущества точного управления и минимального обслуживания. Платформа расположена на большей высоте, более комфортная и лучше держит оператора. Максимальная скорость движения увеличена до 12 км/ч. Тележка оснащена системами санкционированного доступа с PIN-кодом, быстрой смены батареи и др. новыми элементами. Новые модели получили также новое дизайнерское оформление.

Jungheinrich ERE 120 оснащена новой уменьшающей число отказов и запатентованной компанией системой ShockProtect для защиты оператора, транспортного средства и груза от толчков, высокопроизводительным долговечным и экономичным необслуживаемым мотором трехфазного тока и тормозами с увеличенным ресурсом. Все электронные компоненты конструкции модели теперь имеют класс защиты IP 54. Боковые опоры соединены с шасси, а не с корпусом тележки, что придало им большую жесткость. Габариты модели уменьшены, что увеличило ее компактность и маневренность.



Atlet Presto PLP 200

Электротележка фирмы Atlet была отрегулирована на высокие скорости движения и, наверное, поэтому показала слегка «нервный» характер движения. Во всяком случае, требовалось регулярно тормозить, чтобы выдерживать выбранное направление движения. «Оплачена» такая регулировка высоким расходом энергии, величина которого стала второй среди всего испытываемого оборудования.

Это неизбежная оборотная сторона медали. Что касается общей производительности, замеренной по трем участкам нашей испытательной трассы, то здесь модель Presto PLP 200 с приводом переменного тока занимает среднюю позицию. Если распределить общую производительность по трем испытательным участкам, то получается следующая картина. На участке длиной 15 м достигнута малая производительность, заметней был выигрыш в производительности на участке длиной 25 м и еще больше – на участке длиной 35 м. В последнем случае электротележка Atlet оказалась самой производительной из всех 11 «участников». Параметры при пешем сопровождении были хорошими, однако, по нашему мнению, в поворотах модель тормозила слишком резко.

ВТ Orion LPE200-8

Еще один шведский производитель – фирма ВТ отрегулировала свою электротележку на плавное изменение направления движения и большое ускорение. Скорость перемещения, напротив, выдержана умеренной. В результате характер движения модели хорошо контролируется, при этом показатели скорости и ускорения средние, а расход электричества, замеренный при процессах приемки, транспортировки и опускания грузов (каждая тележка в ходе теста перевозила по 100 поддонов), оказался весьма умеренным. Тем самым электротележка заняла второе место по энергопотреблению. Производительность на самом коротком 15-метровом участке Orion LPE200-8 (с выбранной регулировкой), как и электротележка фирмы Jungheinrich, показала лучшие результаты. На среднем 25-метровом участке она заняла третье место, разделив его с электротележкой фирмы Stоcklin. На самом длинном 35-метровом участке модели ВТ немного не хватило скорости, однако и здесь она заняла неплохую, среднюю позицию. Показатели при пешем сопровождении также были хорошими, вот только в поворотах торможение с помощью рукоятки было слишком резким.

Crown WP2330S-2.0

Эту модель команда испытателей почти единодушно оценила на «отлично» за лучший дизайн. Такая оценка почти автоматически вызывает большие надежды в отношении показателей эффективности работы. В целом они оправдались. В каждом из отдельных испытаний показатели этой электротележки не оказались слишком положительными или чересчур отрицательными, а потому эту модель Crown можно охарактеризовать как очень хорошо сбалансированное оборудование. Благодаря выбранной регулировке расход энергии WP2330S-2.0 был довольно умеренным.

Тем не менее при чуть менее «экономичной» регулировке, по нашему мнению, показатели могли быть выше, но это так и осталось лишь предположением (еще раз напомним, что все электротележки испытывались и оценивались на базе заранее сделанных предварительных регулировок их динамических параметров). Характеристики при пешем сопровождении хорошие, но торможение в поворотах слишком резкое.

Hyster P2.0S

Рассматривая эту модель, нельзя не сказать, что она почти идентична по конструкции другой испытуемой электротележке – MP20X фирмы Yаlе. Оба устройства принадлежат к совершенно новой «нулевой» серии. Отличительным конструкционным признаком обеих моделей является независимая подрессоренная подвеска колес, что обеспечивает им хорошую устойчивость в движении. С началом выпуска всякого нового оборудования логично связана опасность того, что из-за случайных «детских болезней», вызванных притиркой новых компонентов, результаты первых испытаний могут разочаровать, однако с Hyster этого не произошло.

Более того, по числу перевезенных поддонов на 25- и 35-метровых трассах благодаря высокой скорости движения эта модель, как и модель Yаlе, оказалась лучшей. Не менее впечатляющей была и производительность этого оборудования на коротком 15-метровом участке. Показатели динамики движения при пешем сопровождении в целом неплохие, но, по нашему мнению, излишне высокие. Поворотная рукоятка как при обычном управлении, так и при работе в режиме пешего сопровождения обеспечивает плавное прохождение поворотов.

Jungheinrich ERE 220

У оборудования фирмы Jungheinrich основные измеренные параметры – скорость движения, ускорение и расход энергии – были средними. Сочетание умеренных параметров с корректно отрегулированной системой Curve Control придает этой модели хорошую управляемость в поворотах и высокую производительность на коротких и средних дистанциях. Только на самом длинном 35-метровом участке она «пропустила» вперед пару более «быстрых» конкурентов, но и здесь разница в производительности была небольшой. По суммарной производительности, замеренной на всех дистанциях, оборудование фирмы Jungheinrich показало наилучший результат. Электротележка хорошо управляется также в режиме пешего сопровождения. Однако в данном случае скорость, по нашему мнению, немного занижена, но, возможно, это было сделано специально, по соображениям безопасности. Рукоятка с электрическим усилением при работе в режиме пешего сопровождения хорошо управляется.

OM-Pimespo TSX 20

Электротележка TSX 20 фирмы OM-Pimespo, на наш взгляд, отрегулирована на сравнительно приемлемые динамические показатели, но меньшие, чем средние на испытаниях. Мы предположили, что это сделано потому, что данная электротележка должна быть очень экономичной. Однако замеры расхода электричества показали значения выше среднего. К тому же TSX 20 продемонстрировала самую низкую производительность из всех «участников» испытаний.

Скорость модели при пешем сопровождении в отличие от скорости при движении оператора на площадке была несколько завышена, электротележка даже обгоняла человека. Поворотная рукоятка при работе в режиме пешего сопровождения лежит на удобной подставке, что делает управление более комфортным. Благодаря «замедленной» регулировке контролировать движения тележки в целом очень удобно.

Rocla TP20

В этой электротележке наиболее интересна такая ее особенность, как способность к быстрому ускорению. Модель стартует, словно пожарная команда, а затем плавно снижает скорость до удобного среднего значения, причем как при движении с грузом, так и без него. Электротележка Rocla, как и модели фирм ВТ и Toyota, относится к самым экономичным из всех протестированных устройств. На всех дистанциях и она показала хорошую среднюю производительность.

Органы управления на рукоятке не производят того сильного тормозного эффекта в поворотах при работе в режиме пешего сопровождения, как это наблюдалось у многих других моделей. Кроме того, в ходе тестов нам показалось, что проходившая испытания электротележка была не совсем новой. Фирма-изготовитель подтвердила наши сомнения: действительно, эта тележка уже отработала несколько часов в качестве демонстрационного образца.

Samag TM20-P0 AC

Электротележка ТМ20-Р0 АС фирмы Samag, работающая на переменном токе, соответствует современному уровню. Тем не менее скорость движения этой модели самая низкая из всех участвовавших в испытаниях тележек. Ускорение ее также было довольно слабым. По заявлению изготовителя, все дело в регулировке. Несмотря на эти недостатки, электротележка хорошо и плавно движется, держит заданный курс.

К тому же она относительно экономно расходует энергию. По производительности, замеренной на всех дистанциях испытательных участков, она заняла только предпоследнее место. Показатели при пешем сопровождении хорошие, но при этом не следует забывать переводить электротележку в режим «ползучей скорости», иначе она оказывается слишком быстрой.

Stосklin EDP 2001-Р

Тележка фирмы Stосklin является единственным участником испытаний с расположенным посередине и снизу надстройки приводным колесом. Неправильно отрегулированное или случайно поврежденное опорное колесо послужило причиной того, что приводное колесо модели при полной нагрузке регулярно теряло сцепление на гладком полу помещения. Чтобы электротележка могла и дальше принимать участие в испытаниях, поставщику пришлось провести ее экспресс-ремонт.

После этого EDP 2001-P даже при движении без груза развила чересчур большую скорость. Ускорение, правда, было не слишком высоким. Расход энергии средний. Большой неожиданностью стало то, что производительность этой тележки и на коротких, и на средних, и на длинных дистанциях была достаточно приличной.

Toyota 7PML20-8,5

Несложно догадаться, что электротележка Toyota и модель Orion LPE200-8 фирмы ВТ идентичны. Тем не менее 7PML20-8,5 появилась на старте с другой регулировкой. По сравнению с электротележкой ВТ скорость движения и ускорение модели Toyota были установлены несколько меньшими. Она показала также чуть более низкую производительность, чем модель ВТ. Особенно заметно ей недоставало скорости на двух более длинных испытательных участках.

По расходу энергии, который замеряли во время перевалки 100 поддонов, электротележка фирмы Toyota оказалась самой экономичной. Правда, в «рейтинге» экономичности у нее очень небольшое различие с номером два – электротележкой фирмы ВТ. Характеристики 7PML20-8,5 при пешем сопровождении хорошие, но, к сожалению, тормозное действие рукоятки, как на большинстве других моделей, оказалось слишком сильным.

Yale МР20Х

Как мы уже отметили, модели МР20Х Yale и P2.0S Hyster практически одинаковы по конструкции и различаются лишь настройками системы управления и органов, размещенных на рукоятке. Заметней различия в маневренности. Здесь электротележка Yаlе показала себя менее послушной, чем исполнительный Hyster. Нам кажется, что причина этого – в подшипниках рукоятки, которая не очень хорошо поворачивалась. Характеристики движения обеих электротележек по сравнению с аналогичными параметрами других электротележек, проходивших испытания, самые лучшие. Производительность МР20Х на всех дистанциях испытательных участков – средняя. Характеристики при пешем сопровождении также хорошие, но движется она слишком быстро.

Здесь следовало бы дать другую регулировку. Остается только отметить, что МР20Х была поставлена на испытания с уже старой и недостаточно заряженной батареей, которую пришлось заряжать в ночь перед испытаниями. В большей степени именно из-за этого расход энергии при тестировании получился довольно высоким.

(Окончание следует)