Электротележки ERE 120 и штабелеры EJG 212...216 Jungheinrich. Новая концепция ходового шасси оборудования, управляемого посредством поворотной рукоятки

Аксель Хайн (Axel Hein)

В настоящее время управляемые с помощью поворотной рукоятки электротележки или электроштабелеры с подъемными вилами могут делать больше, чем транспортировать поддоны и заполнять или разгружать стеллажные ячейки на складах. На передний план все больше выходят не столько скоростные возможности самой техники, которые уже достигли оптимальных величин, сколько обслуживающие и определяющие ее производительность люди.

Рис.1 Разные концепции
ходового шасси напольного транспорта

Без преувеличения можно сказать, что оператор ожидает от современного оборудования с управлением через поворотную рукоятку примерно тех же возможностей, на какие сего­дня способны легковые автомобили. Напольный транспорт должен быть таким же быстрым и комфортным в движении, как лимузин на автобане, прочным и хорошо гасящим удары и столкновения подобно вездеходу-внедорожнику, маневренным и устойчивым в крутых виражах, как «Формула 1». Если говорить более точным языком инженерии, конструкция такого оборудования должна удовлетворять следующим требованиям:

• уменьшать воздействие на человека вибрации и толчков при движении;

• обеспечивать удобство управления и транспортировки груза;

• быть достаточно устойчивым, особенно в поворотах трассы;

• иметь точно заданную величину тормозного пути;

• обеспечивать высокое тяговое усилие;

• иметь минимальный износ колес.

Рис.2 Запатентованная система соединения колес ProTrасLink

Насколько хорошо или плохо выполняются отдельные из этих пунктов, определяет выбранная концепция шасси напольного транспорта (рис. 1). С точки зрения элементарной физики у штабелера с управлением при помощи поворотной рукоятки при схеме с четырьмя опорными колесами устойчивость будет оптимальной, и чем дальше расположены друг от друга приводное и опорное колеса, тем лучше будет этот параметр. Важную роль играют так называемый «периметр опрокидывания» и давление колеса на пол. Устойчивость машины также определяется ее остаточной грузоподъ­емностью. Остаточная грузоподъемность тем выше, чем больше масса груза, который оператор может складировать на предельной для техники высоте подъема вил.

Пятиколесная схема в свою очередь является оптимальной для лучшей тяги, так как давление ведущего колеса на пол при движении по разным напольным по­крытиям, в том числе и на уклонах трассы, в этом случае значительно выше, чем у четырехопорного шасси. По этой причине Jungheinrich уже несколько лет предпочитает использовать четырехколесную конструкцию для вилочных самоходных электроштабелеров с поворотной рукояткой, а схему на пяти колесах – для электротележек с подъемными вилами. Правда, некоторые «хитрые» новшества, которые применила компания, превращают «слабости» разных концепций ходового шасси в их сильные стороны, что делает это оборудование более универсальным.

ProTrасLink: устойчивость для пяти колес

Рис.3 Управляемая c помощью поворотной рукоятки тележка ERE 120 с подъемными вилами и площадкой для оператора

Вилочным электротележкам с поворотной рукояткой наряду с хорошей тягой необходимо иметь и высокую устойчивость: это позволяет предотвращать падение тяжелых грузов при резкой смене направления движения. Результатом многолетних экспериментов конструкторов Jungheinrich в этом направлении стала система из механически связанных и подрессоренных опорных колес (рис. 2), запатентованная под названием ProTrасLink и примененная на новых моделях ERE 120 (рис. 3). Соединение обоих опорных колес при движении в поворотах трассы приводит к увеличению жесткости шасси, благодаря чему транспортное оборудование приобретает очень хорошую устойчивость. У ProTrасLink есть и другие преимущества:

• отсутствует раскачка груза при смене направления движения, что обеспечивает бoльшую безопасность при работе;

• благодаря подрессориванию не происходит отрыв опорных колес от пола при перемещении по рампе, а значит, меньше затраты на обслуживание;

• это полностью механическая и, следовательно, исключительно прочная система;

• система представляет собой полноценное ходовое шасси, впервые примененное для тележки с подъемными вилами.

Шасси ShockProtect: едем с комфортом

Рис. 4 Схема концепции ходового шасси ShockProtect

Электротележки с подъ­емными вилами, особенно оборудованные площадкой для размещения оператора, часто используют для того, чтобы при поступлении-отправке товаров загружать-разгружать грузовые автомашины. Для сопровождающего их рабочего это тяжелая и напряженная физическая работа, поскольку время ожидания грузового транспорта у погрузочной эстакады должно быть по возможности минимальным: экспедиционные компании зарабатывают на хлеб на шоссе, а не стоя под погрузкой-разгрузкой. Высокую производительность обеспечивает высокая скорость перевалки, которая в основном определяется скоростью движения погрузочного средства. Кроме того, электротележка должна въезжать на рампу и, следовательно, переезжать пороги. При проезде таких препятствий транспортное оборудование испытывает резкие толчки, которые негативно сказываются на здоровье человека, в основном на его позвоночнике. Эти толчки тем сильней, чем быстрее движется транспортное оборудование. Поэтому предъявляемые к электротележкам с подъемными вилами требования должны сочетать увеличенную скорость перевалки с повышенным комфортом.

Раньше эти требования выполнялись за счет большего или меньшего подрессоривания площадки оператора, которое, по крайней мере в некоторой степени, позволяло разгрузить позвоночник человека. Правда, у транспортного оборудования, которое поставлялось на рынок, толчки передавались непо­средственно на раму, у которой подрессоривание отсутствовало, или через неподрессоренные ведущее колесо и боковые опорные колеса. Это приводит к тому, что рама оборудования, включая находящиеся на ней гидравлические, механические и электрические компоненты,
подвергается значительным нагрузкам. Как следствие, к оборудованию с площадкой оператора предъявляют более высокие требования по обслуживанию.

Рис. 5 Электроштабелер серии EJC 212...218

В отличие от аналогов других компаний в модели ЕRЕ 120 с площадкой для стоящего оператора впервые применили полностью подрессоренное рабочее место с практически таким же ходовым шасси, как у легковых автомобилей. Особенность новой концепции шасси ShockProtect (рис. 4) в том, что запатентованная система ProTrасLink совмещена с подрессоренным приводом, и тем самым задняя часть транспортного оборудования оказалась полностью изолирована от толчков и вибрации. Можно перечислить и другие достоинства такой конструкции:

• исключительный комфорт для оператора благодаря двойному подрессориванию – рамы и площадки для оператора;

• сниженные ударные нагрузки на груз при проезде через порожек;

• меньшие нагрузки на раму и, как след­ствие, более продолжительный срок службы;

• меньшие нагрузки на компоненты и затраты на техническое обслуживание и ремонт;

• значительное снижение уровня шума при движении за счет уменьшения массы тележки;

• бoльшая стойкость приводных бандажей;

• значительное снижение негативно воздействующей на человека вибрации, лучшая боковая устойчивость благодаря системе ProTrасLink;

Рис. 6 Четырехколесное ходовое шасси
с опорным колесом ProTrас

• большое тяговое усилие, в том числе даже при износе ведущего колеса.

Опорное колесо ProTrac: стабильность плюс устойчивость

Совершенно иная ситуация по штабелерам с управлением через поворотную рукоятку. Чтобы при эксплуатации этих устройств постоянно обеспечивался достаточный уровень безопасности, важнейшим качеством конструкции должна быть хорошая устойчивость, однако не должны остаться без внимания и другие требования. Операторы, которые обслуживают штабелеры, перемещающиеся по неровным полам, часто жалуются на то, что тягового усилия недостаточно для того, чтобы после установки паллеты с грузом в стеллажную ячейку сдвинуть машину с места. Чтобы решить эту проблему, специалисты компании разработали устройство, которое, в частности, с успехом применено на новых электроштабелерах EJC 212...216 (рис. 5). У четырех колес ходового шасси этих моделей (с одним опорным колесом ProTrас, рис. 6) и на неровных полах постоянный достаточный контакт с полом. Для этого в конструкции предусмотрена комбинация демпфирующего пружинного элемента с гидравлической системой, которая обеспечивает устойчивость штабелера при высоте подъема до 5,35 м и одновременно отличную тягу. На ровных полах рекомендуется использовать жестко закрепленное опорное колесо.



Jungheinrich построит четвертый завод в Германии

Завод Jungheinrich в Nordestedt вышел на максимальную производительность, что побудило руководство компании подумать о планировании инвестиций для строительства в Восточной Германии еще одного своего, уже четвертого по счету, немецкого предприятия.

Точное местоположение нового завода пока не определено, и решение об этом будет принято к концу этого года, но строительство, намеченное на 2007 г., предполагается завершить во второй половине 2008 г. Завод в Nordestedt производит электрические ведомые самоходные тележки, ричтраки, комплектовщики заказов и компоненты погрузочной техники. Высокий рост, который показал рынок погрузочно-разгрузочного оборудования в Европе, представляется руководству Jungheinrich весьма положительной тенденцией, вследствие чего оно и решило перевести производство электротележек из Nordestedt на новое предприятие, где будут работать около 140 служащих. Реорганизация завода в Nordestedt, которая должна быть закончена в 2007 г., также принесет 70 дополнительных рабочих мест.

Согласно сообщению пресс-службы Jungheinrich в течение первой половины года мировой рынок напольного транспорта увеличился на 13% (с более чем 376 100 ед. в 2005 г. до 426 100 ед. в течение того же периода в 2006 г.). Рост сегментов внутрискладской техники и вилочных погрузчиков с противовесом составил соответственно 12 и 14%. Спрос на погрузочно-разгрузочное оборудование в Европе увеличился на 12% (с более чем 155 100 ед. в первой половине 2005 г. до более чем 174 400 ед. в течение того же периода 2006 г.).

Печатается с разрешения журнала Hebezeuge und Fоrdermittel (ФРГ)

Перевод с немецкого Л. Цинцевича