«Гиганты» на складе. Испытываем комбинированные штабелеры

Сравнительная оценка возможностей, результатов испытаний и даже просто субъективных впечатлений от работы нескольких однотипных моделей разных марок из одной группы средств напольного транспорта, бесспорно, очень важна как для покупателей техники, так и для самих производителей. Если же речь идет о таких специальных и довольно дорогостоящих машинах, как комбинированные высотные штабелеры, интерес возрастает многократно. Тесты, проведенные экспертами журнала F+H (ФРГ), на этот раз представили сильные и слабые стороны именно этого оборудования, выпущенного ведущими производителями – Jungheinrich, STILL (обе – ФРГ), Crown (США), Тоуota (Япония).

(О модельных рядах комбинированных штабелеров практически всех этих компаний мы уже обстоятельно рассказывали раньше. Для более детального знакомства с ними см. «СиТ» № 5, 2006 г. (Crown ТSР 6000), и 8, 2007 г. (Jungheinrich ЕКХ и Still MX-X).

Комбинированные штабелеры (сombistapler), или, как их иначе называют, штабелеры для высотных стеллажных складов, высотные штабелеры для узких проездов или штабелеры для комплектования заказов, предназначены для компактного складирования и комплектации поддонов на большой высоте и в узких проездах. Благодаря особенностям конструкции и техническому оснащению это оборудование обеспечивает повышенную плотность хранения и эффективность работ на складе. Провести испытания этой группы техники особенно сложно, и причины понятны: эти громоздкие машины сложно доставить и смонтировать, они требуют особо организованного склада, специально подготовленной и оснащенной навигационными системами трассы. Кроме того, чтобы на основе полученных результатов можно было сделать правильные выводы, в испытаниях должны участвовать операторы с большим практическим опытом управления такими штабелерами.

Провести тест такого оборудования в одном месте – дело совершенно нереальное. Поэтому соответствующие модели для испытаний – Тоуоtа ВТ VСЕ150А, Jungheinrich ЕКХ 515k, Crown ТSР 6000 1.5 и STILL MX-X – можно было найти только в логистических центрах, которые применяли эту технику. Наконец, их обнаружили в Нидерландах на складах фирм DHL в Неймегене (Nijmegen), Раrtylite и Schenker в Тилбурге (Tilburg) и van Rooigen в Эйндхофене (Eindhoven).

Условия испытаний

Поскольку тесты четырех штабелеров на складах этих фирм проводились операторами, ежедневно работающими с таким оборудованием, в строгом смысле их не следует рассматривать собственно как испытания. Тем не менее эксперты F+H серьезно подошли к решению задач и основательно продумали методику тестирования, а потому уверены, что их впечатления, сравнительные оценки и полученные результаты вполне обоснованы. При оценках испытаний учитывалось то обстоятельство, что каждая модель должна была соответствовать потребностям конкретного производства, для которого использовалась. В целом комбинированные штабелеры на всех складах применяли по прямому назначению – для загрузки и выгрузки поддонов с грузами в узких проездах и на больших высотах. В большинстве случаев поддоны обрабатывались в продольном направлении.

Каждое испытание проводили в стеллажных проездах соответствующего центра в проезде с длиной трассы 30 и 60 м. Рабочий цикл машины состоял из перемещений в общей сложности четырех поддонов (по два поддона слева и справа от стеллажного проезда). Два поддона были почти пустыми, а два имели массу около 500 кг каждый. Кроме того, один поддон находился в конце участка трассы длиной 60 м и на рабочей высоте примерно 6,5 м, а другой – на половине этого участка пути (30 м) и высоте 4,5 м. Оба поддона опускали на пол, а затем снова захватывали. Во время рабочих циклов водитель должен был выполнять подъем поддонов и горизонтальное движение одновременно, перемещая их по диагонали, разворачивать и выдвигать вилы, чтобы захватывать и опускать груз. В процессе тестирования замеряли скорости подъема и опускания, скорость прямолинейного горизонтального перемещения, диагональную скорость движения и скорость разворота поддонов. Также определяли уровни расхода энергии и ее возврата обратно в батарею (рекуперации). Средние значения измеренных параметров обоих рабочих циклов для каждого штабелера сведены в общую таблицу.

Перед тем как перейти к результатам испытаний и их оценке, следует сделать несколько предварительных существенных замечаний. В отношении испытанной модели EKX фирмы Jungheinrich следует заметить, что ей на смену уже пришла новая модель с более высокими, по заявлению изготовителя, скоростями движения, разворота и подъема. У модели МХ-Х STILL экспертов особенно впечатлила скорость разворота. Оборудование фирмы Crown при всех замерах показало стабильно хорошие значения всех параметров. Большую скорость движения штабелера Тоуоtа ВТ VСЕ150А обеспечивают хорошее сочетание высокой производительности и низкого расхода энергии. Эта модель оборудована специальной «выравнивающей» емкостью, давление в которой при опускании вил повышается. Запасенная таким образом дополнительная энергия используется, чтобы облегчить последующий подъем вил, и этот фактор положительно повлиял на результаты испытаний. Отметим и то, что операторы оборудования с большой любовью относились к машинам, на которых работали, рассматривая их практически как личную собственность, высоко ценили и знали, как использовать новшества изготовителей.

Crown ТSР 6000 1.5

Испытывавшаяся модель ТSР 6000 1.5 – из новой серии высотных комплектовщиков известного американского изготовителя Crown, куда входят модели грузоподъемностью (г/п) 1,0/ 1,2; 1,5 и 1,8 т. Этот штабелер максимальной г/п 1500 кг и с высотой подъема до 11,66 м при положении центра тяжести 600 мм был оборудован мачтой необычной коробчатой конструкции. Мачта сконструирована инженерами компании специально для боковой установки груза, в связи с чем достигнута повышенная устойчивость. Благодаря этому комбинированный штабелер в сочетании со стеллажами выбранной конструкции может объезжать их с торцовой стороны (с зоной подготовки поддонов под первым уровнем стеллажа) по меньшему радиусу и быстрее менять рабочий проезд.

Как и в случае с мачтой, при конструировании кабины Crown также пошла своим путем. Если место оператора на остальных принимавших участие в тестировании машинах расположено в середине кабины, то на ТSР 6000 1.5 человек сидит с правой стороны в кресле с бесступенчатым поворотом. Это устройство носит название Моvе Соntrol и должно обеспечивать водителю свободу движений, способствовать нормальной циркуляции крови в теле и, наконец, снижать утомление. Система Моvе Соntrol связана с креслом и может разворачиваться вместе с рычагами на 110°. Таким образом, оператор, повернувшись, получает хороший обзор трассы позади штабелера и может ехать быстро и уверенно. Управление основными функциями – подъемом, опусканием, разворотом и выдвижением вил – осуществляется с помощью джойстика на правом подлокотнике кресла. На левом подлокотнике находятся штурвал рулевого управления и приборы для инициирования вспомогательных функций. Дисплей размещен на уровне глаз оператора на левой стойке кабины. Благодаря такому расположению все работы можно выполнять сидя, а поворотное кресло обеспечивает наиболее комфортное положение тела. При необходимости работать стоя кресло откидывается вверх, при этом рычаги управления можно без особого труда поднять на требуемую высоту. У такой регулировки есть еще одно преимущество: консоль управления при выполнении работ по комплектации всегда можно установить оптимальным образом – так, чтобы она не загораживала обзор оператору. В качестве положительного момента было отмечено и расположение ступени для посадки и высадки из штабелера на внешнем углу пола кабины. Достоинства такого решения можно оценить прежде всего тогда, когда водитель хочет войти в кабину или покинуть ее, а штабелер еще находится в стеллажном проезде.

Оценка

+ низкий уровень шума при движении

+ хороший обзор во всех направлениях

+ удобство рабочего места в кабине

– уровень шума при подъеме

– расход энергии

Логистический центр представительства DHL Exe Supply Chain в Неймегене имеет общую площадь хранения 23 тыс. м2, здесь располагаются три высотных стеллажных склада каждый высотой 12 м. В каждом из этих помещений около 10 стеллажных проездов, а в сумме в складе 20 тыс. паллето-мест. В том секторе склада, где проводились испытания, в основном хранят фармацевтические и медицинские товары.

Jungheinrich ЕКХ 515k

Комбинированные штабелеры ЕКХ 5-й серии компания Jungheinrich выпускает в Моосбурге. В серии три базовых исполнения – 513, 515 и 515k (буква k означает «короткий»). Испытывалась последняя из этих моделей: ее длина меньше, и она более легкая, а потому быстрей передвигается и более экономична в энергопотреблении. Диагональные скорости (движение и подъем) штабелера небольшой массы и улучшенной устойчивости можно увеличить. Аккумуляторная батарея разделена на две параллельно подключенные части, что, по заверению изготовителя, облегчает ее установку, так как перемещается только половина общей массы. Г/п модели 515 составляет 1250 кг, а модели 515k – 1500 кг. Стандартная высота подъема груза в зависимости от выбора той или иной мачты – между 10 и 15 м. Конструкция ЕКХ 5-й серии по сравнению с предшествующей моделью ЕТХ гибкая модульная для быстрой адаптации к условиям склада, а привод переменного тока на 80 В используется для всех электродвигателей. Оснащение системой рекуперации энергии при торможении и опускании, согласно данным Jungheinrich, теоретически экономит до 30% энергии.

Весной 2007 г. существующая серия ЕКХ дополнена новым поколением с тем же наименованием, которое как вариант оборудуется системой позиционирования и контроля за перемещением на основе RFID-технологии. Это оборудование названо фирмой «новым ЕКХ». Навигацию обеспечивают RFID-транспондеры, вмонтированные в пол на глубине не более 2 см. Первый транспондер установлен в начале проезда склада, второй – на удалении 50 см, а третий – на расстоянии 5 м от первого тэга. Остальные метки располагаются на расстоянии 10 м одна от другой. Штабелер благодаря точной одометрии (измерение скорости) приводного колеса и постоянной коррекции новой позиции при прохождении очередного транспондера определяет свое местоположение в любой момент с миллиметровой точностью. Эта система регулирует не только скорость движения, но также высоту подъема, глубину ввода вил в поддон, высоту кабины на мачте, отключение привода движения – короче, все главные функции штабелера. Остается отметить, что компания Jungheinrich была готова предоставить в распоряжение экспертной комиссии свою новинку, но, к сожалению, во время проведения теста в Нидерландах вблизи не было другого склада для испытаний. «Новый ЕКХ», безусловно, показал бы результаты еще лучше. Тем не менее решение компании участвовать в испытаниях со своей старой моделью можно считать решительным и очень спортивным поступком. Штабелер ЕКХ 515k был несколько усовершенствован на основании опроса клиентов: увеличены скорости подъема-опускания и разворота вил. По данным изготовителя, общая производительность нового ЕКХ по сравнению с выпускавшейся ранее моделью ЕТХ увеличилась на 20%.

Оценка

+ расход электроэнергии

+ комфорт в кабине

– средняя производительность

Высотный стеллажный склад фирмы Раrtylite в Тилбурге состоит из трех отделений, где хранятся осветительные приборы и аксессуары к ним. Эти изделия не поступают в розничную торговлю. В проездах склада длиной 145 м, оснащенных индуктивной системой навигации, работает шесть комбинированных штабелеров.

STILL MX-X

Год выпуска серии, в которую входит эта машина, – 2007-й, это говорит о том, что МХ-Х является самым новейшим из участвовавших в испытаниях штабелеров. По сравнению с предшествующей моделью он имеет модульную конструкцию, что позволяет точно адаптировать его к условиям работы на конкретном складе. Так, например, в общей сложности эту машину можно поставлять с мачтой в пяти разных исполнениях. В серии две модели: МХ-Q с телескопическими вилами и максимальной г/п 1250 кг и МХ-Х с поворотными вилами и г/ п 1500 кг (при расстоянии до центра тяжести груза 600 мм). Начиная с массы груза 500 кг и до максимальной г/п эти штабелеры могут изготавливаться с шагом грузоподъемности 100 кг. Максимальная высота подъема груза, на которую способна мачта МХ-Х, составляет около 12 м. Расположение кресла водителя и практичная консоль управления в новинках очень хорошо продуманы с точки зрения эргономики и отлично адаптированы к потребностям оператора. Серия MX оборудована приводами переменного тока с напряжением питания 80 В для всех электродвигателей. При этом, по собственным данным изготовителя, по сравнению с предыдущей моделью, работающей на постоянном токе, производительность MX увеличена на 30%, а расходы на энергию снизились на 40%.

Штабелеры этой серии изготавливают на заводе STILL в Ройтлингене, но продают и под марками компаний Linde и ОМ Рimespо, также входящих в группу КIОN. Поскольку конструкция этих машин в целом одинаковая, можно ожидать, что результаты испытаний комбинированных штабелеров всех трех брендов в основном не должны сильно различаться. Для навигации движения МХ-Х может применяться система с механическими направляющими (рельсами) в проездах или недавно переработанная в соответствии со стандартами ЕС система индуктивных направляющих. Эта новая техника управления обеспечивает быстрое и надежное управление. Возможен и вариант навигации с размещением на стойках стеллажей лазерных рефлекторов, которые определяют начало и конец стеллажного проезда.

Применяемая в этой связи техника CAN-bus (электронная шина) также повышает надежность и производительность. Скорость движения комбинированного штабелера в стеллажном проезде длиной 70 м в логистическом центре Schenker по соображениям безопасности ограничена 7 км/ч. МХ-Х, несмотря на узкие проезды, благодаря модулю управления, созданному специалистами компании, легко перемещается, позиционируется и точно держит курс (с помощью главного и контролирующего компьютеров машина постоянно сравнивает действительные значения параметров с заданными). Все системы продублированы, тем самым исключен внезапный выход машины из строя.

Комбинированные штабелеры требуют немного большей ширины стеллажного проезда, чем модели с телескопическими вилами. Так, при использовании МХ-Q ширина проезда может быть примерно на 25 см меньше, что обеспечивает большую емкость склада или экономию площадей, а использование телескопических вил сокращает время рабочего цикла и повышает скорость перегрузки.

Оценка

+ устойчивость

+ быстрый разворот вил

– замедление при переходах мачты

В центре логистики Schenker помимо прочего реализуют функции хранения грузов и кросс-докинг. Работающие здесь штабелеры МХ-Х оборудованы мачтами большей высоты, чем необходимо, с перспективой на ближайшее будущее. Их возможности могут быть использованы, когда будут введены в строй новые склады с более высокими потолками.

Тоуоtа ВТ VСЕ150А

Для комбинированного штабелера серии Vector фирмы Тоуоtа предлагается широкий выбор шасси разной ширины, что позволяет подобрать наиболее подходящую модель для разных стеллажных проходов. Тоуоtа ВТ VСЕ150А присутствует на рынке с 2003 г. Испытуемая машина выпущена в 2006 г. В настоящее время серия состоит из четырех различных типов оборудования, каждое из которых может иметь разные ширину шасси и высоту подъема. Модели VСЕ100А и VСЕ150А оснащены жестким шасси, модель VСЕ150А – управляемым шарнирно-сочлененным шасси, а VСЕ125АSЕ – управляемым шарнирно-сочлененным шасси в сочетании с маятниковыми вилами. Испытывавшийся штабелер VСЕ150А имеет г/п 1500 кг до высоты подъема вил 10 м и 1000 кг до высоты 14,3 м. Главным отличием этой модели от других участников теста является наличие управляемого сочлененного шасси. В задней части штабелера размещена аккумуляторная батарея с приводом. Благодаря шарнирному управлению радиус поворота небольшой, и торцовая сторона стеллажного ряда может быть сделана более узкой.

Если оборудование Jungheinrich и STILL оснащено приводами на 80 В, то Тоуоtа и Сrown применяют на своих моделях 40-вольтовые батареи. Впрочем, электродвигатели всех машин выполнены по современной технологии переменного тока. Сочлененное шасси также обеспечивает высокую устойчивость и требует заметно меньшей ширины рабочих проездов, что позволяет использовать большие площади под складирование. Кроме того, штабелер VСЕ150А оснащен тормозными опорными колесами, которые обеспечивают большую устойчивость при боковом подъеме. Все модели Vector комплектуют низкой (в сложенном положении) трехсекционной мачтой, оснащенной устройством для комбинированного разворота и бокового выдвижения вил. В кабине VСЕ150А есть встроенный пульт управления с цветным дисплеем, на который выводятся значения высоты подъема и скорости. Пониженный расход энергии, замеренный во время испытаний, объясняется наличием на модели выравнивающей емкости, которая расположена сзади мачты. Энергия, полученная при опускании главной мачты, накапливается в этой емкости в виде избыточного давления. При последующем подъеме мачты энергия освобождается, поддерживая работу двигателя насоса подъема, соответственно давление в емкости падает. Тем самым продлевается время работы АКБ от одной подзарядки. Благодаря сниженному расходу энергии VСЕ150А без проблем выдерживает 8-часовую смену. В том случае, если требуется большая продолжительность работы штабелера без замены батареи или без подзарядки, необходимо использовать АКБ больших размеров, а значит, более дорогую.

Оценка

+ производительность

+ расход энергии

Фирма van Rooigen является исполнителем услуг по логистике на территории Бенилюкса в сфере быстооборачиваемых потребительских товаров. На высотном стеллажном складе компании в Эйндхофене свыше 30 тыс. паллето-мест, в основном для хранения продуктов питания, фармацевтических и других товаров. Там же изделия массой начиная от 1 кг и выше комплектуют на поддонах, а затем доставляют клиентам.

Чтобы сравнение результатов мультииспытаний было более корректным, изготовители техники представили экспертам несколько дополнительных рекомендаций относительно компонентов и факторов, влияющих на производительность штабелеров. Ниже мы приводим важнейшие из этих комментариев.

• Регулировки величин динамических параметров могут быть выполнены в соответствии с пожеланиями потребителя. Даже если соответствующие настройки и обеспечивают штабелеру более высокую производительность, определяющими скорость его работы должны оставаться аспекты безопасности, которые определяются требованиями охраны труда и самим пользователем техники.

• Такие факторы, как высота подъема вил и высота мачты, определяют скорость машины при движении, подъеме и опускании груза. Для перемещения грузов большей массы используют более тяжелые штабелеры с лучшей устойчивостью.

• Тип мачты: двухсекционная мачта работает быстрей, чем триплексное исполнение, так как последняя имеет специальные амортизаторы, снижающие скорость движения мачты при прохождении ее секциями определенных участков.

• Требования к полам: на полах с плохим качеством покрытия необходимо снижать скорость, чтобы не повредить штабелер.

• Ширина межстеллажного проезда на складе: она ограничивает скорость движения машины из-за допуска на раскачивание мачты.

• Рельсы или индуктивные направляющие: штабелер, который передвигается по рельсам, идет быстрей, чем с системой индуктивной навигации.

• Глубина установки поддона влияет на время цикла и остаточную грузоподъемность.

• Масса перевозимого груза: чем она выше, тем медленней двигается штабелер.

• Поддон: чем больше размеры поддона, тем сложней его обрабатывать. Это снижает общую производительность.

• Водитель: любая степень владения оборудованием со стороны водителя влияет на характер работы штабелера.

Перевод с немецкого Л. Цинцевича