Погрузчики-«Телескопы» фавориты строительных площадок и складских комплексов

С. Протасов

Телескопические погрузчики сегодня являются одним из самых перспективных видов специального оборудования. За последние шесть лет в Европе наибольшее развитие получило возведение небольших двух-четырехэтажных зданий, да и в России этот сектор строительства развивается достаточно активно. Не менее успешно эти технические средства применяют и на открытых складах для перевалки сыпучих материалов (при оборудовании ковшом), поддонов с кирпичом, бетонными блоками и т. п., разнообразных длинномерных грузов и даже 20-футовых контейнеров.

Благодаря универсальности телескопические погрузчики в целом ряде случаев весьма успешно заменяют собой вилочные погрузчики повышенной проходимости с вертикальной мачтой, а в некоторых случаях даже краны. Так, в Великобритании рынок телескопических погрузчиков в натуральном исчислении за пять лет (с 1998-го по 2002 год) увеличился с 3 900 до 5 800 ед., т. е. почти на 50%. В меньших масштабах, но в той же пропорции за этот период увеличился и рынок телескопических погрузчиков Ирландии – с 575 до 800 ед. Аналогичная тенденция прослеживалась и в последующие годы: по предварительным оценкам, в Великобритании в 2004 году объем рынка этой техники возрастет до 6 000 ед., а в Ирландии – до 850 ед.

О масштабах роста популярности телескопических погрузчиков свидетельствует и деятельность арендных предприятий. Одна из крупнейших фирм, занимающихся сдачей в аренду телескопических погрузчиков марок JCB, Dieci и Bobcat, – английская компания UK Forks организовала первый в Европе парк телескопических погрузчиков Dieci семейства Runner с высотой подъема 9 и 12 м и Icarus с высотой подъема 16 м. Все машины Dieci оборудованы головками производства JCB, на которые может устанавливаться приспособление для быстрого присоединения навесного оборудования JCB, а 9-метровые версии помимо этого оснащают стабилизаторами, которые компания UK Forks обязала устанавливать фирму-производителя в соответствии с правилами техники безопасности. В парке есть также новые телескопические погрузчики JCB с высотой подъема 10, 12 и 17 м и машины новейшей версии – модели 533-105 с высотой подъема 10,5 м. В целом парк телескопических погрузчиков UK Forks на сегодня насчитывает свыше 1 000 ед.

Dieci

Не менее интенсивно расширяется использование телескопических погрузчиков и в других странах Европы. Рост их числа, а также то обстоятельство, что эти машины стали более широко применяться для подъема грузов, привлекло внимание государственных органов европейских стран, занимающихся охраной здоровья и труда. Поскольку «телескопы» используются в основном вместо кранов, то, по мнению административных органов, эти технические средства должны соответствовать требованиям существующих Правил подъемных работ и эксплуатации подъемного оборудования, т. е. подпадают под действие тех же норм и правил техники безопасности, что и самоходные краны. Например, в Великобритании после нескольких аварий, произошедших при транспортировке груза погрузчиком с поднятой стрелой, был разработан специальный закон. Чтобы телескопические погрузчики отвечали требованиям этого документа, основные производители «телескопов» (в частности, компания Merlo) вынуждены были разработать специальные упоры для стрел: с помощью этих устройств погрузчики теперь могут безопасно перемещать груз, поднятый достаточно высоко над землей. Европейский опыт показывает, что если масса груза, подвешенного на канате лебедки, превышает 1 т, то сама грузоподъемная машина должна отвечать требованиям, предъявляемым к крановым установкам.

Погрузчик Merlo Р 101.10К

Безусловно, транспортировка подвешенных на стреле грузов предъявляет специфические требования к грузоподъемному оборудованию. В частности, вывешенные грузы должны иметь крепление, предотвращающее их раскачивание. Такие требования применительно к грузоподъемным кранам существуют давно. С этой целью, например, используют как самые элементарные приспособления – простые вспомогательные канаты, соединенные с грузом и гасящие его колебания, так и гораздо более сложные канатные успокоители колебаний электрогидравлического или электромеханического типа. Кроме того, оператор погрузчика, занятый на крановых работах, должен проходить соответствующее обучение и сертификацию как оператор крана. Обязательным является также оборудование погрузчика датчиками ограничения нагрузки.

Растущие потребности в подобной технике обусловили не только количественный, но и качественный рост ее рынка. Постоянно совершенствуются конструкции машин, улучшаются их технические характеристики, расширяются модельные ряды, причем весьма значительно. В 2003 году компания Merlo представила «телескопы» на жестком шасси с высотой подъема 17 и 18 м, а также модель Roto с поворотной платформой грузоподъемностью 4,0 т и высотой подъема 25 м (напомним, эта машина марки Roto появилась в 1991 году и стала первой в мире конструкцией погрузчика с поворотной платформой). Современный погрузчик серии Roto KSC оборудован усовершенствованной электронной системой стабилизации, которая непрерывно проверяет давление на каждый аутригер и рассчитывает степень устойчивости машины. Эта система также способна определить и компенсировать недостаток опорного усилия из-за не полностью выдвинутых аутригеров. А одна из самых популярных моделей – Roto 30.16К с высотой подъема 16 м и грузоподъемностью 3,0 т оборудуется рабочей платформой.

Модель T3071 фирмы Bobcat

Где еще вы найдете подъемник с рабочей платформой, который передвигается по бездорожью и развивает скорость до 40 км/ч, а кроме того, может использоваться для обычных работ по подъему и перемещению грузов? Конечно, у Merlo. В дополнение к этому машины данной марки могут комплектоваться целым рядом специализированных рабочих платформ, включая подъемники для работы в туннелях, монтажа панелей и осмотра и ремонта мостов. И все это – семейство телескопических подъемников Roto фирмы Merlo. В настоящее время Merlo выпускает 9 моделей семейства Roto (высота подъема от 13 до 25 м), примерно 19 моделей семейства погрузчиков Panoramic и 10 моделей TurboFarmer и играет важную роль на всех региональных рынках этой техники.

На рынке телескопических погрузчиков фирма Bobcat существует относительно недавно. Приобретение в 2001 году фирмы Sambron обеспечило эту компанию семейством конструктивно проработанных телескопических погрузчиков, которое она планирует развивать и совершенствовать. Bobcat с момента присоединения фирмы Sambron добавила к своему модельному ряду телескопических погрузчиков и 17-метровую версию. Теперь компания выпускает 8 моделей с высотой подъема от 5,6 до 17 м и грузоподъемностью 2,5...4,0 т.

Погрузчик JCB 540

Новейшая модель Bobcat – Т40170. Как и все машины этого ряда, она предназначена главным образом для использования в складских комплексах и сельском хозяйстве, на строительстве и в коммунальном хозяйстве. Для этих же секторов рынка выпускается и модель TD40150, способная поднимать груз массой до 3 т.

На телескопической стреле еще одного погрузчика компании – Т3071 установлена Z-образная рычажная система, которая, по заявлению специалистов Bobcat, увеличивает отрывное усилие и обеспечивает лучший угол опрокидывания ковша. Созданные на базе аналогичных рамы и шасси две модели самых маленьких типоразмеров этого ряда – Т2566 и Т2556 – относятся к классу грузоподъемности 2,5 т. Т2566 оборудуется стрелой на 50 см длиннее, чем стрела самого маленького по размерам в этом модельном ряду погрузчика Т2556, а рабочие параметры, по утверждению разработчиков Bobcat, делают эти машины идеальными для складских работ.

Компания с мировым именем – Caterpillar не замедлила отреагировать на растущую потребность в телескопических погрузчиках, разработав новую производственную программу «телескопов» под маркой В. Производство этой серии начато в ноябре 2002 года с двух моделей: Compact ТН210 грузоподъемностью 2,2 т c высотой подъема 5,2 м и ТН215 грузоподъемностью 2,5 т с высотой подъема 5,5 м. В 2003 году выпущено восемь моделей семейства ТН большего типоразмера – 350В, 360В, 460В, 560В, 220В, 330В, 340В и 580В. Caterpillar заявила, что все эти десять моделей по своим характеристикам специально предназначены для строительной промышленности, складских комплексов и сельского хозяйства (доля продаж этой техники Caterpillar в данных отраслях оценивается соответственно в 15, 30 и 45% всех продаж компании в Европе).

«Телескоп» JLG 3507

Основными задачами, стоящими перед конструкторами при разработке серии В, было упрощение технического обслуживания, доступа к агрегатам и узлам и увеличение периодичности технического обслуживания. Кроме того, Caterpillar заявила, что по сравнению с погрузчиками серии А стоимость эксплуатации машин нового модельного ряда снижена на 40%. Все основные узлы погрузчиков, включая мосты, гидросистемы, двигатель, трансмиссию и электронное оборудование, было разработано компанией Caterpillar. Помимо этого фирма создала и ряд рабочих платформ (с возможностью поворота на 180°) для установки на телескопические погрузчики: варианты шириной 1,0 и 2,4 м, а также удлиняемую до 4,3 м версию. Все модели рабочих платформ соответствуют нормам EN280.

У компании JCB в классе машин с высотой подъема 10 м появился погрузчик JCB 533-105, который, по словам специалистов, предназначен для рынков континентальной Европы. Новая модель максимальной грузоподъемностью 3,0 т является двенадцатой машиной в ряду телескопических погрузчиков Loadall, которые производятся уже более 25 лет. В настоящее время вся серия оборудуется кабинами, внутренний объем которых увеличен на 20%, а площадь остекления на 11% больше, что значительно улучшает обзор зоны обработки груза. Самый малый погрузчик в ряду Loadall – модель 515Н шириной всего 1,56 м и грузоподъемностью 2,0 т. Как утверждается, эту машину можно использовать преимущественно на твердых не скользких напольных покрытиях, т. е. на открытых и закрытых складских площадках.

Модель LM1440 марки New Holland

JCB также выпустила новую серию рабочих платформ, которые могут устанавливаться на погрузчики модельного ряда Loadall с боковым расположением двигателя – модели 532-120, 537-135 и 540-170. Вместо привычного джойстика платформы оборудованы электрогидравлическими органами управления. На моделях 532 и 537 сигналы управления передаются по электрическому кабелю, проложенному по стреле погрузчика, на 540–170 – посредством радиосигнала.

В состав модельного ряда «телескопов» JLG, состоящего из десяти моделей, входят серии погрузчиков 3500 и 4000 (грузоподъемностью соответственно 3,5 и 4,0 т). Оба семейства включают машины с пятью различными значениями высоты подъема от 7,3 до 13 м. Погрузчики c меньшей высотой подъема оснащены двухступенчатой стрелой длиной 7, 8 или 9 м. В стандартный комплект оборудования четырех моделей с высотой подъема 12 и 13 м входят стабилизаторы. По оценкам фирмы JLG, в первую четверть 2003 финансового года ее доход от продаж телескопических погрузчиков почти удвоился: он достиг 17,7 млн. по сравнению с 9,07 млн. за тот же период 2002 года. Увеличение объема продаж частично достигнуто за счет производства нового модельного ряда телескопических погрузчиков с «европейским дизайном», который, по словам представителей JLG, позволил компенсировать потери от неудачи с продажами рабочих платформ.

Погрузчик GTH 2306 Genie

Модельный ряд телескопических погрузчиков Manitou включает пять машин большой грузоподъемности. Недавно эта компания также представила свой новейший погрузчик из модельного ряда Maniscopic – модель МНТ 10120, способную поднимать груз массой до 10 т. В модельном ряду Manitou она занимает среднее положение, так как грузоподъемность машин этой фирмы составляет от 6,5 до 16 т. Новая машина оборудована двигателем Mercedes Turbo мощностью 170 л.с., гидростатической трансмиссией с полным приводом, всеми управляемыми колесами и рулевым управлением с режимом «крабовый ход». Помимо этого погрузчики Maniscopic могут оснащаться большим количеством различных сменных орудий, включая вилочные захваты, лебедки с усилием 14 и 16 т, крановую стрелу и захваты для монтажа колес большого диаметра.

Новый модельный ряд Case состоит из трех мощных машин – ТХ130 с высотой подъема 12,45 м, ТХ140 с высотой подъема 14,0 м и ТХ170 с высотой подъема 16,6 м. Машины грузоподъемностью 4 т по заказу оборудуют стабилизаторами, гидросистемой автоматического выравнивания, приводом на два и четыре колеса и рулевым управлением с режимом «крабовый ход». Двигатель, располагающийся сбоку, облегчает доступ к агрегатам, перекрытие секций телескопической стрелы увеличено, что улучшает распределение нагрузки, уменьшает напряжения и увеличивает срок службы деталей стрелы.

Компания New Holland Construction, производство и техническое обслуживание оборудования которой осуществляет компания Case New Holland совместно с Case и FIAT-Kobelco, с 2002 года начала выпускать три модели телескопических погрузчиков: LM1340, LM1440 и LM1740. Большинство технических параметров не слишком отличается от параметров телескопических погрузчиков упомянутого выше модельного ряда Case.

FIAT-Kobelco также расширил свой ассортимент телескопических погрузчиков модельного ряда Evolution. Машины этой серии поднимают груз массой 4,0 т на высоту 13, 14 и 17 м.

Впервые добились успеха на рынке телескопических погрузчиков компании Genie и Haulotte. Cовместным предприятием Haulotte и его итальянского партнера – компании Faresin с распределением капитала 60/ 40% создан модельный ряд из шести телескопических погрузчиков Top Lift с высотой подъема от 7 до 17 м и грузоподъемностью до 4,0 т.

Модельный ряд, выпущенный компанией Genie, состоит из восьми моделей с высотой подъема от 5,71 до 21,8 м. Погрузчики построены фирмой Terex Lift в Италии и, по заявлению руководства Genie, предназначены специально для использования в стесненном пространстве. Высота подъема машины наименьшего типоразмера GT-2306 шириной 1,8 м и габаритной высотой 1,92 м составляет 5,75 м, грузоподъемность – 2,3 т. Модель оснащена двигателем Perkins мощностью 63 л.с., расположенным сбоку, гидростатической трансмиссией. В стандартную комплектацию включены три режима рулевого управления. Компания активно продвигает на рынок и другой погрузчик – GTH-3713T с высотой подъема 12,64 м, грузоподъемностью 3 т и вылетом стрелы по горизонтали 8,74 м. В его стандартную комплектацию входят качающиеся мосты и выравнивающая подвеска переднего моста с гидростатическим приводом и тремя режимами рулевого управления. Погрузчик оборудуют либо дизельным двигателем мощностью 67 кВт, либо турбодизелем мощностью 84 кВт и передними стабилизаторами с гидроприводом.

Несмотря на острую конкуренцию, на рынке телескопических погрузчиков все еще продолжают появляться новые фирмы. Недавно на него довольно неожиданно вышли еще две известнейшие компании – Volvo и Liebherr. Первая начала представлять свои разработки в Европе в конце 2003 года, а Liebherr делает уже вторую попытку проникнуть на рынок телескопических погрузчиков, показав свои модели на выставке Bauma 2004.