XIII Международный транспортный форум «ЮгТранс-2017»

Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры российского южного региона и стран Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов обсудили ведущие эксперты на XIII Международном транспортном форуме «ЮгТранс-2017», который состоялся 16–17 марта 2017 г. в Геленджике. Мероприятие, прошедшее при поддержке Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, выдалось богатым на дискуссии, так как проходило в формате круглых столов. Организатором мероприятия выступила компания «ICF – Международные конференции».

Открыл работу форума Максим Воронцов, генеральный директор «ICF – Международные конференции», компании-организатора форума «ЮгТранс-2017».

Модератором морской секции выступил директор по направлению логистика и аналитика компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин. Он же задавал спикерам острые, а порой и достаточно каверзные, вопросы.

Поводом для диспута стал уже первый доклад. Сергей Негрей, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), рассказал о роли транспорта в Евразийском экономическом союзе. Известно, что ЕЭК планирует уже к 2025 г. создать единое транспортное пространство и снять все внутренние ограничения на этой территории. Евразийская комиссия сейчас активно работает над «дорожной картой», взаимодействует со странами-соседями и надеется на возвращение транзитных грузопотоков. Оппоненты как раз в последнем и сомневаются…

Не меньше вопросов вызвало выступление заместителя директора Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Министерства транспорта РФ Виктора Школыка, который заявил, что в рамках мероприятий Минтранса по развитию пунктов пропуска планируется активнее привлекать частные инвестиции. Вокруг этого на форуме и возник оживленный спор. Однако докладчик заверил, что получать деньги за пересечение госграницы никто не собирается, а что касается электронного резервирования очереди, то на этом поприще вполне может быть некий коммерческий задел.

Основной вектор развития портовой инфраструктуры Юга России наметил Александр Головизнин. Эксперт проанализировал перевалку внешнеторговых грузов через морские порты России, Украины и стран Балтии, рассмотрел динамику грузооборота портов Азовского моря и Каспия. В интервью региональному корреспонденту ИАА «ПортНьюс» он уточнил, что развитию морских портов Азовского бассейна будет способствовать работа с зерновыми грузами, назвав этот вид грузов потенциально единственным стимулятором роста грузооборота морских портов Азовского бассейна, в частности, Ростова-на-Дону и Азова, поскольку, несмотря на наличие крупных зерновых терминалов в Новороссийске и Туапсе, у грузовладельцев есть интерес и к малым портам. «Сухопутная перевозка до воды достаточно дорогая, поэтому речные порты будут использоваться больше и больше, если решится вопрос с гарантированным судовым ходом, с осадками», – пояснил А. Головизнин.

Теме паромного сообщения в регионе были посвящены выступления Дамира Яквашева, директора по оперативной работе «Морской дирекции», и содокладчика Марины Лунёвой, генерального директора «Коксохимтранса».

Директор по развитию компании «Рускон» Дмитрий Кутателадзе и коммерческий директор компании «Новоморснаб» Алексей Гармаш в своих докладах о контейнерных перевозках описали общее состояние контейнерных сервисов в регионе, указав на причины дисбаланса характеристик импорта-экспорта, показали динамику работы портов и портовых терминалов.

Среди основных вызовов Д. Кутателадзе назвал рост стоимости бункера в порту Новороссийск, существенную сезонность спроса, ограничения по местам на судах, погодные условия и ограниченные возможности терминалов по обработке судов размерностью более 4 тыс. TEU. Решениями же, на его взгляд, могут послужить как постановка на сервис судов-контейнеровозов большего тоннажа, так и оптимизация портов захода на Черном море и продление океанских сервисов до порта Новороссийск.

Александр Булыгин, директор по продажам TMBC Logistics Ltd., проанализировал текущую ситуацию на фрахтовом рынке и указал на факторы его очевидной стагнации начиная с банкротств, прокатившихся по отрасли в последнее время, и заканчивая примерами антирекордов. Джамал Давиташвили, заместитель председателя Комитета по транспорту МГО «Опора России», руководитель департамента таможенного оформления компании V.I.G.Trans, рассказал о взаимодействии с таможней и особенностях ВЭД. Эксперт указал на то, что расширяется практика центров электронного декларирования, что имеет место такой положительный момент как категорирование участников ВЭД, при этом, однако, отметив отсутствие единообразия работы таможенных органов. «Страна у нас большая, и специфика работы в каждой таможне своя, даже на некоторых постах одной таможни эта специфика может различаться», – прокомментировал он.

В дискуссию о проблемах таможни был вовлечен и другой участник «ЮгТранса» – Александр Алексеенко, и.о. первого заместителя начальника Новороссийской таможни. Он подтвердил, что проблемы есть: «Были сферы деятельности, которые зарегулированы, но повального оттока участников ВЭД, тем не менее, не произошло. Конечно, существуют некоторые нюансы, которые пока просто не адаптированы к самой технологии». Но пути решения имеются, и каждый может найти для себя приемлемое, заверил чиновник.

Директор Южной региональной ассоциации морских агентов и экспедиторов (ЮРАМА) Александр Есипенко детально доложил о необходимости упрощения административных процедур в пунктах пропуска, о внедрении механизма «единого окна» и прочих мероприятий, призванных повысить привлекательность морских портов Юга России, и, наконец, о самом элементарном действии – необходимости уже наконец-то перейти на электронный документооборот.

Не менее интересными были доклады спикеров железнодорожной секции. Владимир Петрук, начальник Северо-Кавказской дирекции управления движения – филиала РЖД, доложил о работе Северо-Кавказской железной дороги в условиях перехода на полигонную модель управления движением. Директор ростовского филиала ПГК Вадим Жуков рассказал о практике работы своей компании по транспортно-логистическому обслуживанию грузовладельцев на полигоне СКЖД. Игорь Евстафьев, генеральный директор «ПУЛ транса», поделился опытом эффективного взаимодействия на стыке «Железная дорога – порт» на примере порта Усть-Луга.

Директор филиала «РЖД Логистика» в Ростове-на-Дону Григорий Ковалёв в своем сообщении говорил о работе индустриальных парков на основе транспортно-логистических услуг промышленного аутсорсинга. Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics и модератор «ЮгТранса», предложил новое видение системы управления автоперевозками. Развитию систем весо-габаритного контроля на региональных дорогах посвятил свое выступление Виталий Максимов, председатель Совета директоров «Транспроект Групп», чем и вызвал бурную реакцию собравшихся вокруг темы «Платона». Григорий Кириченко, начальник отдела по развитию электронной торговой площадки «АгроВЭБ», также поделился опытом построения эффективного взаимодействия грузоотправителей и перевозчиков.

Программа второго дня Форума включала профессиональную экскурсию в порт Новороссийск. Делегаты посетили ИПП и пятый причал НМТП (терминал ИПП располагает полным комплексом технологического оборудования для осуществления экспортно-импортных операций с жидкими грузами), а также приняли участие в обзорной экскурсии по Геленджику и Новороссийску.

По итогам работы «ЮгТранс-2017» готовится соответствующая резолюция, а предложения участников Форума найдут свое место при формировании стратегии развития транспортной отрасли страны и региона.