Логистические услуги в России: «благотворительные фонды» прекращают свою работу

Цены на логистические услуги возвращаются на докризисный уровень

В. Елин, к.т.н., председатель Совета директоров
ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» (SLG), эксперт ФИНАМ

Финансовый кризис наконец-то начал понемногу отступать, отпуская и одну шестую частью суши – Россию! Но что будет дальше, как быть с бесценным антикризисным опытом, куда будет развиваться наша логистика, не умрет ли она, обескровленная совсем, как вид бизнеса?

Окупаемость – аксиома бизнеса. И логистика, как бизнес, проверялась на прочность по этому показателю весь кризисный период. С его начала, то есть с IV кв. 2008 г., цены на логистические услуги начали стремительно падать. Так, если в середине 2008 г. цена на хранение одной европаллеты в сутки на складе класса А составляла 12–14 руб., а погрузо-разгрузочные работы (ПРР) предлагались из расчета 100–120 руб. за паллету, то в период кризиса эти показатели колебались в следующих пределах: хранение одной европаллеты – 7–8 руб. в сутки, ПРР – 50–60 руб. за паллету. Такое же значительное падение испытали и тарифы на другие логистические услуги, такие как: подборка и формирование заказов, консолидация и расконсолидация паллет, обработка паллет стрейч-пленкой и др. Причем низкие кризисные цены продолжали цепляться за логистов, как репей за штанину, на протяжении всего 2010 г. Такое беспрецедентное падение на основные логистические услуги в складском секторе фактически сделало профессиональных логистических операторов заложниками крупных сетевиков и дистрибьюторских компаний, пользующихся логистическим аутсорсингом.

Проводя очередной годовой анализ финансовой деятельности средних логистических операторов, мы пришли к неутешительному для всей логистической отрасли России выводу. Оказывается, она работает в убыток уже третий год подряд, представляя собой фактически логистические «благотворительные фонды» для внешних заказчиков, потребителей логистических услуг.

Давайте посмотрим, почему это происходит.

Предлагаем взять за основу нашего анализа среднего логистического оператора России, работающего на складах класса А со следующими характеристиками: емкость хранения арендованного склада – 12–18 тыс. европаллет, средний штат компании – 70–80 человек (из них, например, 25% – управленцы). Основное оборудование – стеллажи, погрузчики, штабелеры, ричтраки. Другие особенности работы, предоставленные владельцу склада: WMS-система учета товара на складе, двух- или трехмесячный обеспечительный платеж либо его денежный эквивалент, банковская гарантия, страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Учтем также тот факт, что у среднего логистического оператора имеется примерно 10–15 клиентов с разной паллетной емкостью и различной интенсивностью ежемесячного товаропотока.

Проведя несложный математический анализ, основанный на доходной и расходной частях компании, видим, что, например, в Москве и ближнем Подмосковье средняя себестоимость хранения и обработки одного паллетоместа в сутки составляет 20 руб. на складе класса А, а реальный доход с того же паллетоместа составляет всего 12–14 руб. в сутки. Из этого можно сделать вывод, что за один год кризиса средний логистический оператор в России под воздействием низких цен мог потерять до $1–1,5 млн. Соответственно за два с лишним года эта сумма могла увеличиться до $2–3 млн. Это серьезные потери в нашей стране даже для логистического оператора средней руки.

Сейчас стало очевидно, что рынок складских логистических услуг стал быстро расти. Причин здесь несколько. Первая – активный рост спроса населения на товары и услуги, образовавшийся за счет «голода» в период затяжного финансового кризиса. Вторая – выход из кризиса ряда ключевых отраслей, где присутствует высокая доля услуг профессиональных логистических операторов: прежде всего ритейла, производства и импорта товаров народного потребления (ТНП), строительной сферы. Третья причина – нарастающий дефицит на российском рынке профессиональных логистических операторов, образовавшийся на фоне растущего дефицита первоклассных складских объектов для качественной логистики. В кризис многие складские проекты были заморожены, а некоторые не вышедшие из стадии отвода земли перепрофилированы под другие цели.

Теперь попробуем пойти от обратного и определить, при каких условиях среднему логистическому оператору будет целесообразно заниматься предоставлением качественных логистических услуг на растущем рынке России.

По нашим расчетам получается, что для полной окупаемости средний логистический оператор должен зарабатывать комплексно 25 руб. на одну европаллету в сутки. Или держать цены на свои услуги из расчета: хранение одной европаллеты в сутки – 16–18 руб., ПРР – 100–120 руб., обработка одного короба товара – 8–10 руб., обработка паллеты стрейч-пленкой – 80 руб., в среднем клиенты должны совершать около одного оборота в месяц всего складского запаса, предоставленного на ответственное хранение профессиональному логистическому оператору.

Не пора ли, коллеги, начать организацию работы на условиях безубыточного производства?

Мы сделали свой подарок рынку, поддержав его в кризисный период своими услугами по минимальной цене. Пусть теперь и рынок ответит всем логистам России взаимностью.