Флекситанки. Храним и перевозим жидкости

С. Голышев

Мягкие контейнеры (биг-бэги), которым ранее была посвящена серия публикаций в журнале «Склад и Техника»*, довольно широко применяются в нашей стране. А вот другой очень похожий на них тип изделий, также являющийся одновременно транспортной тарой и упаковкой, – флекситанк пока не так популярен. И совершенно напрасно: ведь его конструкция совершенно уникальна по своей простоте, прочности и надежности, а возможности применения для транспортировки наливных неопасных грузов практически не ограничены.

Флекситанк (от англ. flexitank буквально «гибкая емкость») представляет собой многослойную гибкую и герметичную тару и предназначен для складирования и транспортировки внутри морских или железнодорожных универсальных контейнеров практически любых неопасных жидкостей объемом 14–24 тыс. л. Разработать этот совершенно новый и оригинальный вид тары позволили научные исследования, которые велись в области создания новых полимерных материалов на протяжении целого ряда лет.

Конструкция. Оболочка флекситанков состоит из нескольких слоев полиэтилена и полипропилена: эти материалы не вредят здоровью человека и легко перерабатываются. Внешняя оболочка, которая обеспечивает восприятие статической и динамической нагрузки, возникающей во время его транспортировки в контейнере, и манипуляции с заполненным флекситанком, представляет собой ламинированную полипропиленовую ткань. Внутренняя оболочка, служащая в качестве резервуара для жидкости, состоит из 1–3 слоев полиэтиленовой пленки и металлизированного барьерного слоя. В комплект флекситанков входят также сливоналивная арматура и патрубок для полного выпуска воздуха из жидкости, которые размещены внутри силовой оболочки. Сливоналивная арматура изготавливается из армированных химически стойких полимеров и включает в себя отвод, шаровой кран, напорно-всасывающий рукав и быстросборную «камлок»-муфту. Диаметр сливоналивной арматуры – 50 или 72 мм. Установка и демонтаж клапанов очень просты, кроме того, их можно использовать повторно.

Пустой распакованный флекситанк объемом 23 м3, вмещающий груз массой до 26 т, имеет длину 7,4 и ширину 4 м. Поскольку это изделие выполняется из тонкого и гибкого пластика, в сложенном (порожнем) состоянии оно очень компактно и занимает объем примерно всего 0,25 м3. Таким образом, на одном поддоне можно транспортировать 12 сложенных пустых флекситанков, в 20-футовом контейнере – 96.

Способ и область применения. Перед заполнением флекситанк помещается в 20-футовый контейнер, причем его установка производится непосредственно на контейнерном терминале или в месте загрузки машины в течение 20–30 мин. После этого остается только подключить к емкости соединительный шланг для налива и с помощью насоса закачать жидкость. Загрузка жидкости занимает от 20 до 40 мин. в зависимости от ее плотности, вязкости и мощности насоса. Контейнер можно перевозить любым способом – авто-, железнодорожным или морским транспортом и доставлять в любую точку мира. Для разгрузки перево­зимой жидкости в пункте назначения потребуется только насос. После выгрузки флекситанк должен быть утилизирован, так как предназначен для одноразового использования.

Что же можно перевозить в гибкой таре? Почти всё: пищевые продукты – растительное и животное масло и жиры (жидкие и твердые), концентраты соков, соки, сиропы, воду, кoнцентраты, вино, патоку, сусло, пищевые добавки, фармацевтические масла, солод, сорбитол; непищевые продукты – технические и смазочные масла, технические присадки и добавки, синтетические смолы, чистящие и моющие средства, эмульсии, глицерин, некоторые виды красок, чернила, удобрения, латекс, трансформаторные масла, алкалоиды и многое другое. Некоторые жидкости имеют свойства загустевать в процессе хранения или при понижении температуры, что может затруднить их извлечение из тары. В таких случаях используют подогревающий элемент, который устанавливается вместе с флекситанком и включается непосредственно перед запуском насоса. В подогревающий элемент подается пар или горячая вода, что позволяет повысить температуру находящейся в нем жидкости.

Преимущества. Флекситанк – достойная альтернатива таким популярным видам транспортных емкостей, как танк-контейнеры, железнодорожные или автомобильные цистерны, бочки и т. п. Основным преимуществом его является прежде всего значительное снижение затрат на транспортировку. При перевозке флекситанка достаточно оплатить только фрахт обычного 20-футового контейнера в одну сторону – в результате экономия по сравнению с транспортировкой в танк-контейнере, возврат которого нужно также оплачивать, может составить несколько сотен евро. А применяя его вместо бочек аналогичной суммарной емкости, можно сэкономить не менее 30–40% средств.

Удобство применения флекситанков обеспечивается простотой их установки, а также операций налива и слива, которые не требуют от обслуживающего персонала в пунктах отгрузки никаких специальных навыков. Погрузка и выгрузка наливного груза благодаря использованию насоса выполняется очень быстро (экономия до 90% времени) и дешево, так как снижаются трудозатраты и увеличивается производительность процессов разгрузки и выгрузки. Флекситанк не надо мыть после перевозки – он одноразовый. Потери при выгрузке из флекситанка составляют 0,1%, а при выгрузке из бочек или цистерн – 1%. Его использование также позволяет увеличить объем перевозимого груза в сравнении с такой традиционной тарой, как бочки и канистры, до 30%. Груз доставляется «от дверей до дверей» без промежуточных перегрузок.

При применении флекситанков значительно возрастает эффективность использования ISO-контейнеров за счет увеличения объема транспортируемой продукции на 25%, при этом существенно, до 10 раз, сокращаются потери груза при выгрузке.

Особенности эксплуатации. В изделие допускается заливать жидкость с температурой не более 50 °C. Флекситанк запрещено заполнять свыше половины его объема или же массы, отпечатанной производителем на бирке изделия, и использовать в других целях, кроме указанных в инструкции. Работать с флекситанком могут только назначенные для этого лица. Перед эксплуатацией тары требуется тщательно очистить пол контейнера от мусора; если поверхность пола негладкая и возможно повреждение флекситанка, необходимо под всей его поверхностью разместить защитное покрытие. Изделия надо оберегать от повреждения острыми предметами при их хранении, наполнении и сливе. Монтаж клапанов следует производить согласно инструкции и манипуляционным требованиям, приложенным к упаковке флекситанка. Перед каждым последующим использованием клапаны изделий тщательно обследуются на предмет возможных повреждений. После наполнения флекситанка или слива жидкости клапаны необходимо демонтировать.

Гарантированный срок службы одноразового флекситанка – 18 месяцев. Его ремонт, за исключением наполняющего сливного и воздуховыпускного клапанов, не допускается, а использованное изделие должно быть отправлено на переработку.

Требования к транспортировке и хранению. В сопроводительных документах необходимо точно указать количество и вид содержащейся во флекситанке жидкости. Изделия должны находиться в проветриваемых контейнерах, которые не подвергаются воздействию прямых солнечных лучей, излучателей тепла и открытого огня. Пользователь изделия должен гарантировать условия, которые исключат механическое, химическое либо тепловое повреждение флекситанка.

Чтобы предотвратить повреждения при перевозке и перевалке, каждый контейнер подвергается тщательному контролю как до, так и после наполнения флекситанка. При транспортировке жидкостей необходимо еще до наполнения флекситанка провести подготовительные работы по переоборудованию контейнера, чтобы обеспечить свободное открывание его правых дверей, а также безопасное закачивание и сливание содержимого (порядок работ указан в инструкции, прилагающейся к изделию). При наполнении и сливе жидкости левые двери задней стены контейнера должны быть всегда закрыты и промаркированы предупредительным знаком на случай выпадения флекситанка из контейнера. Для полной откачки жидкости из флекситанка необходимо иметь гидравлическое откидное оборудование на мосту грузового автомобиля.

Мировая практика применения флекситанков убедительно доказала высокую эффективность этих изделий. Их конструктивные особенности и пригодность к перевозкам проверены компетентными организациями. Каждое изделие тестируется «на разрыв» с восьмикратными перегрузками и имеет свой уникальный идентификационный номер, что гарантирует ответственность его производителя. Различные размеры флекситанков позволяют подобрать оптимальный способ транспортировки грузов различного характера на любые расстояния.

Полимерная стретч-пленка для упаковки паллет (Особенности производства и области применения)
Полимерная стретч-пленка для упаковки паллет
Особенности производства и области применения
Упаковочный картон: структура, применение, классификация
Упаковочный картон: структура, применение, классификация

Начало картонного производства относят к середине XVI в. и связывают с появлением печатных книг, для переплета которых стали использовать обложки из склеенных между собой листов бумаги. Существует предположение, что русское слово «картон» происходит от итальянского сагtоnе, что значит «твердый, жесткий».

Защитная упаковка (Обзор современных упаковочных материалов)
Защитная упаковка
Обзор современных упаковочных материалов
Гофрированный картон упаковка номер один
Гофрированный картон упаковка номер один

На долю картона в России приходится порядка 35% всей производимой упаковки. Упаковка из гофрированного картона в глазах потребителя максимально удобна и практична. Кроме того, она прочна, легка, компактна, может применяться для самых разнообразных продуктов, высокоэкологична и пригодна для любого способа печати. В этой статье мы расскажем, что такое гофрированный картон вообще, каким он бывает и из чего состоит.

Новые разработки в сфере упаковки
Новые разработки в сфере упаковки

Можно смело предположить, что упаковка возникла практически одновременно с появлением на земле первого человека. Однако по сей день в мире продолжают появляться все новые и новые виды этих совершенно незаменимых изделий, а их необыкновенные возможности не перестают удивлять мир. В этом обзоре мы представим некоторые из созданных в самое последнее время разработок в области современной упаковки, которые пока далеки от массового применения, но, возможно, уже совсем скоро смогут не только войти в повседневный быт, но и изменить нашу жизнь.