Комплексный анализ товаропотоков в новых экономических условиях

Д. Гусев, ведущий специалист компании «Концепт Лоджик»

Непрерывное развитие бизнеса, рост большинства товарных рынков России в докризисный период потребовали от логистических систем компаний использования более эффективных технологий обработки возрастающих как по объему, так и по ассортиментному составу товаропотоков в условиях повышающихся требований к точности и надежности логистического сервиса. Для успешной обработки товаропотока или управления им необходимо четкое представление его структуры, динамики как отдельных элементов, так и всего товаропотока в целом. Описание, выявление из всего многообразия его параметров набора основных, их статистическая обработка и интерпретация – основные задачи, решаемые в ходе анализа товаропотока

И без того непростая, эта проблема в современных экономических условиях усложняется предельно слабой прогнозируемостью его параметров и сбоями статистического аппарата в условиях высокой неопределенности. Иными словами – сегодня дать прогноз развития товаропотока на основе обработки накопленных статистических данных стало крайне сложно, а полученный результат обладает низкой надежностью. Статистика докризисных периодов не может экстраполироваться методами прогнозирования на будущие периоды, поскольку условия генерации товарных потоков сегодня, в эпоху глобального мирового кризиса, существенно отличны от прошлых периодов подъема и развития. Применение классических методов прогнозирования и анализа товаропотоков, по нашему мнению, станет возможным после накопления, как минимум, статистических данных за 2–3 года, т. е. не ранее 2011–2012 гг. Тем не менее задачи оптимизации логистических систем, проектирования складов требуют взвешенной оценки ближайших перспектив в разрезе показателей товаропотоков для выбора рациональных технологий грузопереработки и определения планов развития компаний в кризисный период. Возможным подходам к анализу товаропотока в условиях экономической неопределенности и посвящена эта статья.

Анализ товаропотока выполняется для обоснованного выбора наиболее рациональной технологии его обслуживания, определения показателей, при которых необходима смена технологий, и получения экономических характеристик системы в виде объемов инвестиций и эксплуатационных (операционных) затрат. Принципиальная схема основных этапов анализа товаропотока и их структурный состав представлены на рис. 1.

[b]Рис. 1[/b] Основные этапы анализа товаропотока

Как видно из схемы, анализ товаропотоков решает две взаимосвязанные задачи – проектирование логистических систем и управление ими. В зависимости от цели его проведения определяется необходимый для исследования набор параметров товаропотока (формируются требования к составу результатов анализа товаропотока). По своей сути четкое формирование этой цели и выявление основных параметров – первый или базовый этап анализа товаропотока. Недостаточно глубокая проработка этого вопроса приводит к колоссальному увеличению объемов работ на дальнейших этапах анализа, трате сил и средств на получение «лишних», невостребованных данных и зачастую невозможности решения поставленной задачи анализа в установленные сроки.

На следующем этапе происходит сбор и подготовка статистических данных. Как показывает практика, он наиболее длительный и трудоемкий. В основном этот этап представляет собой формирование выборки из базы данных по товаропотоку (объемы запасов, товародвижение) за определенный период времени, проверку целостности и достаточности извлеченных данных, приведение их к пригодному для вычислительных операций виду. Для эффективного выполнения данного этапа необходимо четко представлять формат и структуру собираемых данных во избежание значительных временны’х затрат при выполнении их подготовки для вычислений. Очень часто полученный набор данных является неполным, что требует применения различных методов восполнения (экспертные оценки, применение параметров, характерных для данной отрасли, и т. д.) и проведения дополнительных работ. Качество выполнения данного этапа влияет на трудоемкость последующих этапов анализа и достоверность результата работ в целом.

На третьем этапе выполняется статистическая обработка данных как в целом, так и по отдельным составляющим товаропотока, расчет необходимых параметров, анализ динамики их изменения и выявление характерных особенностей. Основные параметры, получаемые на выходе анализа товаропотока, и их применение при логистическом проектировании складского комплекса представлены в общем виде на рис. 2.

По полученным данным о динамике, сезонности и неравномерности товаропотока на четвертом этапе строятся прогнозы развития товаропотока и изменения его параметров на перспективный (планируемый) период развития логистической системы. Качество выполнения данного этапа зависит от длины периода, за который предоставляются данные для анализа товаропотока, их полноты, применяемых методов статистической обработки и выбора адекватной модели экстраполяции ретроспективного периода.

[b]Рис. 2[/b] Обработка параметров анализа товаропотока для логистического проектирования

По своей сути данный этап является заключительным. Именно он зачастую оказывается несостоятельным и не работающим в условиях экономической неопределенности. Статистические методы построения прогнозов изменения параметров товаропотока значительно теряют в точности и попросту перестают работать. В условиях экономической неопределенности необходимо применять новые методы прогнозирования, позволяющие поддержать точность на приемлемом уровне и сохранить преимущества анализа товаропотока как основного инструмента для принятия решений по проектированию или управлению логистическими системами. Одним из возможных подходов является механизм выявления основных сценариев развития параметров товаропотока, построение прогнозов по ним и оценка возможного эффекта от срабатывания того или иного сценария развития.

В современных экономических условиях возможны пять базовых сценариев развития товаропотока в зависимости от складывающихся внешних условий работы логистической системы: рост товаропотока с динамикой предыдущего периода развития, рост товаропотока увеличенными темпами, рост товаропотока со снижением темпов, сохранение достигнутого уровня товаропотока и снижение уровня товаропотока. Схема основных сценариев представлена на рис. 3.

[b]Рис. 3[/b] Схема основных сценариев развития товаропотока

В первом случае велика вероятность сохранения характеристик товаропотока (неравномерность, сезонность и т. д.) предыдущего периода. Прогнозирование с достаточной точностью в данном случае возможно выполнить традиционными методами (аддитивная модель, мультипликативная модель и др.) на основе проведенного исследования ретроспективных данных на первых этапах анализа и учета вероятности насыщения рынка и замедления роста в прогнозируемый период при прогнозировании сезонности (неравномерности).

Во втором случае прогноз также выполняется традиционными методами с коррекцией линии тренда в сторону увеличения и учетом вероятного насыщения рынка и замедления роста в период планирования. В условиях экономического спада особое внимание необходимо уделить повышенной вероятности насыщения рынка.

В третьем случае прогнозирование выполняется по тому же принципу, что и во втором варианте, с коррекцией линии тренда в сторону уменьшения динамики роста товаропотока.

Все три случая сохранения роста товаропотока в условиях повышенного влияния на логистическую систему внешних параметров можно объединить в общий сценарий перспективного развития – «рост» с определенным коридором значений товаропотока. Значения границ этого коридора носят вероятностный характер. Вероятность нахождения товаропотока в границах коридора роста можно использовать при выборе концепции технологического оснащения складского комплекса в ходе его проектирования.

В четвертом случае (стабилизация достигнутого уровня товаропотока) прогнозирование осуществляется для моделирования неравномерности товаропотока на перспективный период. По сути, модель прогноза в данном случае представляет собой наложение выявленных параметров неравномерности и сезонности на достигнутое среднее значение товаропотока. Для данного варианта можно выделить коридор значений достигнутого уровня товаропотока с вероятностными границами. Его верхняя граница пересекается с нижней границей коридора «роста». С точки зрения задачи проектирования это означает достаточность имеющихся ресурсов для обработки товаропотока на период (или его часть) планирования, и особый интерес (стабильный товаропоток с известными характеристиками) может представлять задача оптимизации технологии обработки товаропотока с сохранением имеющегося технологического оборудования или его частичной модернизацией с целью снижения издержек на товарообработку.

Пятый случай является противоположностью сценария «рост» и характеризуется сокращением объемов обрабатываемого товаропотока, которое может варьироваться от незначительного до достаточно сильного. Все такие варианты можно объединить в сценарий «спад». Границы интервала «спада» также носят вероятностный характер. Срабатывание данного сценария может вызвать как сохранение текущей технологии товарообработки, так и необходимость в ее глубокой оптимизации вплоть до полной смены технологии.

На рис. 4 приводится схема интервалов границ описанных сценариев развития товаропотока с учетом границы насыщения рынка.

[b]Рис. 4[/b] Схема интервалов основных сценариев развития товаропотока

Обратимся к примеру, который показывает необходимость рассмотрения разных сценариев динамики товаропотока при решении задачи выбора технологической базы для проектирования перспективной работы складского комплекса.

На график динамики (развития) товаропотока нанесем (качественно) границы мощности складского комплекса при различных технологиях организации товарообработки: автоматизированной, механизированной и ручной (рис. 5).

[b]Рис. 5[/b] Границы мощности технологий и точки смены технологий

В планируемом периоде может оказаться достаточным одно выбранное технологическое решение, либо возникает необходимость перехода между технологиями товарообработки, а следовательно, и в определении рациональности их выбора и возможной/ необходимой смены. Основным критерием при принятии решения о технологическом оснащении склада является экономическая эффективность обработки товаропотока. Для ее наглядной оценки нужно построить графики операционных и капитальных (инвестиционных) затрат, графики затрат на смену технологий товарообработки, графики потерь (упущенная выгода) от перегрузки логистической системы и невозможности обработки поступивших заказов. Пример графиков затрат и упущенной выгоды представлен на рис. 6. Пример оценки целесообразности применения той или иной технологии приведен на рис. 7, а график затрат на смену технологий – на рис. 8.

[b]Рис. 6[/b] Инвестиционные и эксплуатационные (нарастающим итогом) затраты для основных технологий товарообработки. График упущенной выгоды от отказа или срыва выполнения заказов (нарастающим итогом)
[b]Рис. 7[/b] Пример оценки целесообразности применения технологий товарообработки по эксплуатационным и инвестиционным затратам, упущенной выгоде, технологическим пределам
[b]Рис. 8[/b] График суммарных затрат (инвестиционные и эксплуатационные нарастающим итогом) при последовательной смене технологий обработки товаропотока

При принятии решения о работе логистической системы по верхней планке соответствующих технологических возможностей по обработке товаропотока и допущении высокой вероятности невыполнения заказов от клиентов, т. е. некоторого снижения качества оказываемых услуг, необходимо учитывать затруднение расширения клиентской базы и вероятной потери ее части. Учитывая предполагаемую временность экономического спада при выходе прогнозируемых значений работы складской системы на пределе пропускной способности выбранной технологии обработки товаропотока (например, механизированной), возможно, что принятие решения о проектировании складского комплекса по более производительной технологии (например, автоматизированной) будет более предпочтительным. Также возможен синтез технологий обработки товаропотока, например, использование механизированных и конвейерных технологий для обработки потоков розницы.

Как было сказано выше, при построении прогнозов динамики развития объемов товаропотока в условиях экономической нестабильности и спада необходимо учитывать влияние внешних параметров. Одним из возможных вариантов их оценки является анализ влияния курса национальной валюты по отношению к евро или доллару США на объем продаж.

При оценке влияния курса рубля на динамику товаропотока можно придерживаться приведенной ниже в качестве примера логики.

Предположим, уровень дохода целевой группы населения, определяющей спрос на исследуемую вами товарную группу, составляет 30 000  руб. При курсе доллара США 23,5 руб. (соответствует докризисному периоду формирования ретроспективных данных) максимальная сумма, которую человек тратил на товары (не первой необходимости) из ассортимента артикулов, проходящих через складской комплекс, – 10 000 руб., т. е. $425. При курсе доллара 36 руб. максимальные расходы составят приблизительно $275. Сокращение расходов в долларовом эквиваленте составит приблизительно 35%, что дает основание предположить сокращение импортных товаропотоков приблизительно на 35%. На основе прогноза курса доллара можно дать оценку покупательской способности и косвенную оценку объема товаропотока при условии сохранения его ассортиментного состава и структуры. На рис. 9 представлена оценка зависимости снижения покупательской способности потребителей (косвенно аналогично снижению объема товаропотока) от курса доллара США для нескольких вариантов соотношения доли импортной и отечественной продукции в ассортименте логистической системы. При увеличении доли импортной продукции в ассортименте возрастает вероятность срабатывания сценариев «спад» и «стабилизация», отдаление по времени сценария «рост».

[b]Рис. 9[/b] Оценка зависимости снижения покупательской способности (объема товаропотока) от курса доллара США

Одним из способов поддержания объемов товаропотока является переход ассортимента на аналогичные товары более доступной ценовой категории либо частичное замещение импортной продукции отечественной, но данные вопросы выходят за рамки проблем складской логистики.

Системный подход к анализу товаропотока позволяет значительно повысить эффективность проектирования логистических систем и управления ими. Для достижения этой цели крайне важно последовательно пройти все этапы анализа товаропотока, уделяя особое внимание начальным этапам. Дополнительно, в связи с возросшим влиянием внешних воздействий на логистическую систему, при построении прогнозов необходимо рассмотреть несколько сценариев развития и проанализировать влияние внешних условий на развитие товаропотока. Это поможет избежать неоправданных затрат на технологическое оснащение при проектировании и ошибок при управлении логистической системой.