Идем на восток

Перспективное направление развития российско-китайской логистики

Рассказываем о том, что изменилось в автоперевозках между Россией и Китаем с этого года. И почему это важно.

«От двери до двери» – по новому принципу могут доставляться грузы из Китая в Россию и обратно с 1 января 2019 г. Начало действовать соглашение, подписанное главами транспортных министерств двух стран в июне прошлого года, во время визита Владимира Путина в КНР.

До этого автомобильный грузооборот между Россией и Китаем регулировался межправительственным соглашением от 1992 г. Движение было ограничено только приграничной территорией – до 30 км в глубь территории двух государств.

Но за прошедшие с тех пор годы в отношениях между странами произошло немало перемен, которые в 2017 г. подвели вплотную к обсуждению новых механизмов взаимодействия. Проект нового соглашения министерства транспорта КНР и РФ согласовали к марту 2018 г., а в мае состоялся тестовый автопробег – по маршруту Далянь (КНР) – Манчжурия (КНР) – Забайкальск (РФ) – Новосибирск (РФ). Его организовали совместно Минтранс России, Роставтотранс и компания Глобалтрак. Колонна грузового транспорта с овощами и фруктами двинулась в путь 18 мая 2018 г., преодолев 6 тыс. км по четырем провинциям Китая и шести регионам России за 11 дней. Этот маршрут решили открыть для нерегулярного сообщения. При этом выгрузку и погрузку разрешили в пунктах, расположенных на всем протяжении дороги. До конца 2018 г. все транспортные средства, которые предполагалось использовать для перевозок между Россией и Китаем, должны были оборудовать спутниковыми навигационными системами ГЛОНАСС и БЕЙДОУ.

Правда, на сегодняшний день проверить данный маршрут, а также иные маршруты (согласно соглашению ограничений по движению в глубь Китая нет) в рабочем режиме еще не удалось, несмотря на то, что о завершении всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления соглашения в силу, стороны сообщили еще в сентябре. Возможно, свою роль сыграли праздники и каникулы – сперва российские, потом – китайские (по случаю китайского Нового года).

«Точное понимание, можем ли мы уже ехать в глубь Китая или нет, появится на днях, – комментирует Дмитрий Байборин, представитель участника тестового автопробега Далянь – Новосибирск ООО «Лонгран Логистик», входящей в холдинг GlobalTruck. – Нас самих этот вопрос очень интересует, сейчас занимаемся уточнением информации. Но пока китайское правительство еще не подписало все необходимые документы, можем только до Маньчжурии доставить, там перегруз в китайскую машину».

Действительно, пока дальше Манчжурии в глубь Китая российские машины не продвигаются, несмотря на то, что Далянь – Новосибирск – не единственный путь, то есть в целом ограничений нет, подтвердил представитель ООО «ТРАСКО» Максим Игнатов: «Что касается представителей Китая, то они тоже могут передвигаться по территории России. А вот проезжать транзитом в Европу – нет, так как у КНР нет соответствующих подписанных соглашений с европейскими странами. При этом грузы из Китая в Европу могут возить российские машины – у «ТРАСКО» такой опыт есть».

Но, в первую очередь, новый порядок грузоперевозок должен стимулировать торговлю и увеличивать грузооборот именно между Китаем и Россией, а не Европой – путем упрощения процедур и сокращения сроков доставки грузов. Эксперты говорят, что объем его может вырасти в разы. Российским компаниям выдали свыше 80 тыс. разрешений на двусторонние перевозки на 2019 г. Конечно, в сравнении с европейскими странами количество не впечатляет: там число разрешений, к примеру, с Латвией или Литвой, исчисляется сотнями тысяч. Однако уровень фрахта, который будет сформирован на перевозках из Китая, пока непонятен, и будут ли востребованы даже выданные 80 тыс. разрешений в 2019 г., сказать трудно. При передвижении по территории Китая дальше границы отечественным перевозчикам, возможно, будет непросто конкурировать с китайскими – как минимум на уровне доступности ресурсов (стоимости топлива, стоянок и т.д.).

В любом случае, хотя вопросов предстоит решить и немало, это перспективное направление развития российско-китайской логистики, отметил председатель правления международного логистического альянса ACEX Мирослав Золотарев. «По нашему мнению, объективно предстоит сделать еще немало, чтобы соглашение начало работать и приносить пользу участникам рынка, к примеру, необходимо обратить внимание на стоимость автоперевозок и возможности их субсидирования для российских перевозчиков и/или экспортеров» – считает эксперт.

Действительно, генеральные грузы отправлять по железной дороге сейчас в два с лишним раза дешевле, чем предлагается автотранспортом. То есть, в первом приближении автоперевозки будут выгодны для определенных категорий товаров, в первую очередь, скоропортящихся, которые требуют соблюдения температурного режима, так как везти их железной дорогой дороже, а морем – значительно дольше. Рентабельными маршруты в глубь Китая станут при наличии достаточного объема экспорта из России для автоперевозки, который также необходимо поддерживать и стимулировать, поскольку наличие экспортной составляющей оплаты пробега автомашины позволит компенсировать общую ее круговую стоимость. Кроме того, необходимо обратить внимание на возможности пропускных пунктов на границе РФ и КНР с российской стороны и обеспечить там более быстрое таможенное оформление автотранспорта (перевозчики, работающие на данном направлении, отмечают, что сейчас процедура занимает в среднем до трех суток и если это время сократить до одних суток, то стоимость перевозки можно было бы снизить на 15–20%, что довольно существенно).

В любом случае для воплощения соглашения в жизнь необходимы консультации как между авторами соглашения, так и представителями бизнеса и госорганов двух стран. С китайской стороны также предстоит серьезная работа – необходимо изменить таможенные процедуры, привести их в соответствие подписанному соглашению – в части как минимум возможности производить выгрузку и таможенное оформление товаров в Китае в любой точке маршрута, а не только на границе, как это происходит сейчас, что само по себе нивелирует интерес и необходимость российским перевозчикам ехать дальше погранперехода.

Тем не менее обе страны готовы к сотрудничеству. И это главное. Будем ждать новостей и информации.

По материалам пресс-службы Альянса ACEX