Новые тенденции рынка складской логистики

Михаил Попов, региональный менеджер отдела по поставкам и логистике Московского региона компании Coca-Cola Hellenic в России

Современные экономические условия требуют от участников рынка максимального внимания к деталям и глубокого вовлечения в разнообразные процессы. Сегодня одной из приоритетных задач для производителей становится осуществление эффективной логистики, которую невозможно представить без ее ключевого звена – склада. Опыт международных компаний в области товарооборота и использование современных технологий, в том числе и IT, могут сократить расходы и повысить продуктивность бизнеса. В связи с этим хотелось бы рассмотреть актуальные тенденции складской и транспортной логистики.

Экономическое развитие

Складские и логистические услуги пользуются в России повышенным спросом, что влияет на развитие этого рынка. Спрос на складские услуги, согласно обзору по логистике и экспресс-доставке РБК, в 2012 г. показал рост в 32%.

Несмотря на высокое значение складов как структурного звена транспортно-логистической цепочки, все меньше внимания уделяется качеству и индивидуальности данных помещений. Скупой заказчик, не желающий инвестировать большие средства в строительство склада, воспитал в девелопере нехорошую привычку экономить на всем – стройматериалах, рабочей силе и проч. По этой причине помещения, которые возводятся девелопером впрок для последующего поиска покупателя или арендатора, не предусматривают специфики будущего клиента. Экономный покупатель уже на входе вынужден будет пойти на компромисс, а впоследствии столкнуться с ускоренной амортизацией недвижимости, что приведет к увеличению стоимости продукции для конечного потребителя.

Наметившаяся экономическая рецессия ожидаемо не лучшим образом влияет на складской рынок Московского региона – потребительская активность снижается. Однако о сколько-нибудь значительном падении не приходится говорить по нескольким причинам. Регион является общероссийским распределительным центром высокого приоритета для всех производителей и ретейлеров. При этом следует отметить, что даже в этом регионе обеспеченность складами значительно ниже, чем в столице любой западной страны (см. исследование Knight Frank Research, 2013). Но именно эта недостаточная обеспеченность региона складскими площадями является сдерживающим фактором для резкого падения спроса в среднесрочной перспективе. Есть и другой момент: требовательные заказчики слабо заинтересованы в проектах с базовым функционалом, поэтому большое количество складов возводятся под конкретного заказчика.

Важность увеличения количества складских комплексов понимает и правительство Московской области. В рамках специальной программы акцент будет сфокусирован на создании складских индустриальных центров, рядом с которыми будут располагаться предприятия легкой промышленности. В ближайшие несколько лет участники рынка ожидают увеличения складских площадей рядом с ЦКАД, строительство которой началось в 2014 г. Проект предполагается завершить в 2020 г.

Тенденции в части помещений

Участниками рынка отмечается высокая активность девелоперов, которые за первые 9 месяцев 2014 г. возвели около 1 млн. м2 складской недвижимости. Согласно прогнозам, текущий год окажется рекорд­сменом за последние несколько лет. Как уже было отмечено выше, на рынке велико присутствие типовых складов, которые не всегда отвечают требованиям потенциальных клиентов. Важны индивидуальные особенности, предполагающие близость к крупным логистическим магистралям, определенный размер погрузочно-загрузочных зон, температурный режим и проч. Девелоперы сыграли на опережение, и не исключено, что часть стандартных помещений окажется невостребованной. Заказчики со своей спе­цификой (например, производители замороженной продукции) предпочтут индивидуальные – пусть и дольше окупающиеся проекты.

Говоря о долгосрочных инвестициях, можно сказать, что за последние несколько лет среди крупных компаний возрос интерес к роботизированным складам. Такая тенденция приходит в Россию с Запада. Операции на складах производятся без участия человека или с его минимальным вовлечением. Актуально это для отраслей, где снижение влияния человеческого фактора может положительно повлиять на работу склада. Склады-автоматы разумно использовать в отраслях, где работа обычного сотрудника может быть отягощена рядом факторов или другими объективными причинами. Например, несложно представить «интеллектуальный» склад, на котором хранятся продукты глубокой заморозки – действительно, зачем отправлять на такое испытание человека, когда те же самые операции сможет произвести робот? То же самое касается складов с сырьем или продукцией, которая может представлять опасность для человека.

Препятствие для скорого распространения роботизированных складов – дешевая рабочая сила. Пока труд человека будет стоить меньше, чем моторизованный и программный продукт, компании будут отдавать предпочтение первому. И все же в перспективе следующей декады доля складов-автоматов увеличится по причинам, названным выше, – есть условия, для которых человеческий фактор критичен настолько, что лучше робота с заданием не справится никто, – процент ошибок стремится к нулю.

Технологичная и экологичная техника

В связи с актуальными событиями в экономической сфере изменились предпочтения по части специальной техники. Рост стоимости горючего (например, газа на 40–50%) повлек за собой увеличение доли электрических погрузчиков и иной техники в парке логистических операторов и производителей. Следует отметить, что такая тенденция наблюдалась и раньше, но была вызвана другой причиной. В последнее время появляется все больше логистических центров, складов среднего и высокого уровня, которые заинтересованы в снижении эксплуатационных затрат (у электротехники они значительно ниже) и заботе об экологии.

Кадровый вопрос

Наличие квалифицированных кадров определяет дальнейшее развитие любой отрасли. Технический персонал, в том числе на стартовые позиции, достаточно легко найти в крупных городах, в регионах же поиски порой могут затянуться. По нашим наблюдениям, средний возраст технического специалиста неуклонно растет. Чтобы избежать кадрового голода в будущем, компании предпочитают привлекать на работу молодых людей и предоставлять им максимально широкие возможности для профессионального роста. Это позволяет не только получить грамотного специалиста, знающего специфику компании, но и лояльного сотрудника, который будет подавать пример младшему персоналу. Например, в Coca-Cola Hellenic порядка 90% всех супервайзеров в отделе дистрибьюции «выросли» из водителей, то же самое можно сказать и про склад, где наши сотрудники начинали работать на младших должностях.

Вместо заключения

Подводя итоги, можно сказать, что рынок складской логистики имеет объективные перспективы роста – как в отношении объемов, так и качества. Российский рынок лишь ненамного отстает от западного, и это позволяет нам быть на шаг впереди. Именно так: исследование и анализ опыта западных коллег позволит избежать ошибок и, как следствие, – сократить отставание. Участники рынка и государство должны сплотить свои усилия – и тогда складские и логистические системы выйдут на новый уровень, удовлетворяющий весь спектр запросов и услуг.