Опыт организации логистики в обувном ретейле

На примере компании ALBA
Алексей Каракозов,
исполнительный директор компании ALBA

Большинство стран с переходной экономикой вступило в период рецессии. В России, как и в других сырьевых державах, ситуация усугубляется ослаблением национальной валюты и снижением стоимости ключевого экспортного продукта. Бизнес всегда заинтересован в сокращении издержек при сохранении качества конечного продукта. В настоящих условиях вопрос стоит особенно остро, и представители всех отраслей бизнеса вне зависимости от оборотов и прибыли вынуждены перестраивать и оптимизировать свои внутренние процессы и пересматривать отношения с поставщиками и партнерами.

Склад и магазин: своевременная подсортировка

В компании ALBA логистика в значительной степени влияет на стоимость конечного продукта. Следовательно, сейчас стоит задача по оптимизации логистических процессов, в частности, речь идет о сокращении затрат на обработку и доставку товара (обуви и аксессуаров) к местам продаж.

О компании ALBA

Компания ALBA, основанная в 1993 г., начинала свою деятельность с оптовых поставок обуви из Италии в Россию. Розницу развивает с 1998 г. Сего­дня управляет 47 магазинами. Целевая аудитория — женщины и мужчины в возрасте от 28 лет с доходом выше среднего. Средняя площадь магазина – 130–150 м2. В Москве функционирует один центральный склад.

Формат салонов ALBA предполагает наличие товарного запаса, который пополняется с центрального склада по мере реализации товара на местах продаж. Салоны располагаются в модных торгово-развлекательных центрах с высоким трафиком, и стоимость аренды склада здесь существенно выше, чем у центрального склада. По этой причине на местах продаж под склад мы отводим как можно меньше площади. Покупателю необходимо показать как можно более полный ассортимент продукции, дать возможность выбрать «свою» пару обуви из многих десятков.

Задача качественной подсортировки в этом случае решается за счет более частых поставок с центрального склада в магазины. Это определяет сам формат централизованного складского хранения, когда ко всему объему товара можно одновременно организовать доступ нескольких сотрудников. Сделать это можно с помощью стеллажного оборудования типа «мезонин». Данная конструкция позволяет не только эффективно задействовать полезную площадь помещения, но и легко интегрировать ее с остальными типами стеллажей. Мощность мезонина составляет около 60% от сезонного заказа, таким образом, на нем можно разместить весь необходимый объем для оперативной подпитки магазинов в течение сезона.

Фактор географии и специфика продукта

Важную роль в логистике играет расположение склада, которое можно дифференцировать по двум признакам:

1. Условия приема товара от производителей. Чтобы оптимально работать, такой склад должен быть доступен для подъезда крупногабаритного транспорта, а также обладать большой площадкой для приема получаемой продукции. Например, из-за неверно выбранного расположения часть груза может подвергнуться деформации, что автоматически означает потери для розницы.

2. Условия отгрузки в магазины. Данный признак определяет удаленность склада от Москвы (иного ключевого рынка) – если магазины принимают товар по утрам, то склад необходимо размещать в зоне до 10 км от МКАД, чтобы автомобили успевали производить доставку. Если же магазины принимают товар в вечернее время, то размещение складского терминала можно сдвинуть на расстояние до 100 км от Москвы. Во второй половине дня направление «в Москву» свободно от основного потока машин, и это позволит сэкономить на издержках по содержанию склада и организации его работы.

При выборе складских помещений для обуви и кожаных аксессуаров следует учитывать два момента. Поскольку мы используем натуральную кожу, то такие изделия в некоторой степени можно назвать «живым» продуктом, который требует особых условий хранения и транспортировки. Среди распространенных последствий неправильного хранения обуви можно отметить появление плесени или эффекта растрескивания кожи. Чтобы избежать воздействия окружающей среды, следует строго соблюдать условия температурного режима и влажности воздуха. Второй важный момент – выявление возможного брака, для чего требуется хорошее освещение, которое обеспечит возможность зафиксировать даже незначительные отклонения от норм данной товарной категории.

Укреплять не только фасад, но и фундамент

Для достижения максимального эффекта от оптимизации затрат мы проанализировали не только транспортную логистику, но и внутреннюю. Основной проблемой складских помещений с таким товаром, как обувь, является низкая скорость обработки получаемой и поставляемой продукции. Особенно критично это бывает в период сезонных покупок, так как может повлиять на качество обслуживания. Еще два года назад мы выявили, что самой частой ошибкой была неверная комплектация товара из-за схожести номенклатурных позиций. Если такая ошибка обнаруживалась при разгрузке на местах продаж, то к должностным лицам применялись штрафные санкции. Следует отметить, что подсортировка – сложный процесс, который требует максимальной точности и вовлеченности. Раньше человеческий фактор всегда сопутствовал этому процессу.

Чтобы избежать возможных ошибок в будущем и сократить издержки на обслуживание бизнеса, все процессы в нашей компании полтора года назад подверглись оценке с точки зрения автоматизации. Логистика – одно из самых четких и предсказуемых подразделений компании, поэтому большее количество операций может осуществляться автоматическими системами. Сотруднику достаточно сформировать правила, по которым система должна действовать, а после – лишь контролировать выполнение. Приведем список наиболее важных процессов, которые были автоматизированы:

  • первичное распределение товара по магазинам с центрального склада;
  • повторная отгрузка товара в магазины по итогам продаж;
  • перераспределение товара между магазинами согласно эффективности продаж;
  • возврат товара из магазинов на центральный склад в конце сезона.

По итогам внедрения автоматизации данных процессов все задания на перемещения товара формируются без участия оператора и передаются на склад для сборки. Благодаря использованию инновационных технологий нам удалось сократить затраты на содержание сотрудников, отвечающих за товародвижение, почти в 2 раза.

Сыграть на сезонности

Стараясь максимально сократить все возможные издержки и предотвратить быстрый скачок цен в условиях сегодняшнего кризиса, мы постарались увеличить эффективность цепочки поставок, просчитав возможные плюсы и минусы каждого из вариантов. Обувь – один из тех продуктов, спрос на которые обусловлен изменениями погодных условий. Поэтому особенно важно предоставить данный продукт в магазины и складские помещения заблаговременно, чтобы предвосхитить капризы погоды и смену сезона. В период межсезонья потребители имеют возможность свободно изучить ассортимент, посмотреть на обувь вживую (это далеко не то же самое, что наблюдать картинку в интернет-магазине), провести сравнение качественных параметров, проанализировать цену и совершить покупку ближе к наступлению периода высокого спроса.

Для того чтобы дать покупателю достаточное время на выбор модели, мы планируем поставки таким образом, чтобы товар поступал в магазины за 3–4 недели до начала периода активных продаж. Каждая товарная группа конечно же имеет свою дату старта реализации. В зависимости от региона доставки мы планируем календарь отгрузок таким образом, чтобы товар одной группы из различных частей света поступал в салоны одновременно. При этом мы делим отгрузки на две партии: первая – достаточная для первичной презентации товара в магазинах, и вторая – отложенная подпитка ассортимента в период активных покупок. Подобным образом действуют и другие ретейлеры, которые реализуют сезонную продукцию.

XX Московский Международный Логистический Форум (ММЛФ–2017)
XX Московский Международный Логистический Форум (ММЛФ–2017)

С 13 по 17 февраля в столице прошел XX Московский Международный Логистический Форум (ММЛФ–2017). В этом году программа старейшего в России логистического мероприятия была значительно расширена. В ключевой день Форума – 16 февраля – выступили более 50 докладчиков, в том числе руководители логистических подразделений таких крупных компаний как X5 Retail Group, НЛМК, Coca-Cola HBC Russia, «Газпром нефть», КамАЗ и др.

Касса на складе: возможности использования (POS-терминал заменяет обычный компьютер или используется в качестве информационного киоска)
Касса на складе: возможности использования
POS-терминал заменяет обычный компьютер или используется в качестве информационного киоска
Итоги деловых мероприятий на выставке «Продэкспо-2017»
Итоги деловых мероприятий на выставке «Продэкспо-2017»

7–8 февраля 2016 г. в Москве в рамках выставки «Продэкспо» с большим успехом прошли деловые мероприятия, организованные КВК «Империя» (генеральный партнер – АО «Экспоцентр»): XII Всероссийский Продфорум «Поставщик в сети», XIV Форум производителей и ритейлеров «СТМ-2017», Центр Закупок Сетей™, Практикум «Окно в Китай: инструкция по применению», Практикум «Входим в Сети», Продфорум «Маркетинг и реклама», а также конкурсы для производителей и дистрибуторов продуктов питания. Центральное событие выставки «Продэкспо» — Всероссийский Продфорум «Поставщик в сети» — прошел уже в 12-й раз.

Ошибки ритейлеров при оптимизации склада
Ошибки ритейлеров при оптимизации склада

Выбор системы автоматизации склада – тот шаг, на который рано или поздно приходится идти любому среднему или крупному предприятию. Однако простым от этого он не становится — ритейлеры регулярно совершают ошибки, ведущие к крупным тратам и провалам внедрения. О самых распространенных из них рассказывает эта статья.

Выставка технологий и конгресс Retexpo 2016
Выставка технологий и конгресс Retexpo 2016

23–25 ноября в Москве прошли технологическая выставка для розничной торговли и конгресс Retexpo. Организатором мероприятий выступила компания BBCG (B2B Conference Group). Впервые в рамках Retexpo состоялось вручение профессиональной премии Retexpo Awards 2016 и было представлено исследование «Гид по технологиям в ритейле».