Применение складской техники в современных распределительных центрах

На вопросы отвечает главный технолог специализированной консалтинговой и проектной компании ВЕСП (WESP – Warehouse Efficient Solution Projects) д.т.н., профессор Олег Маликов

Современные оптовые распределительные (дистрибуторские) центры представляют собой сложные складские комплексы, которые характеризуются рядом особенностей.

К таким особенностям относятся:

• большое разнообразие хранящихся товаров, отличающихся по форме, размерам, весу, назначению, видам тары и упаковки, температурным режимам хранения, спросу на рынках, стоимости и т. д. (10–15 тыс. и более наименований на одном складе);

• большое число возможных способов складирования и переработки товаров на складе (несколько сотен вариантов, различающихся по сочетаниям параметров грузовых складских единиц, типам и конструкции стеллажного и штабелирующего оборудования, расположению и размерам технологических участков в компоновке складского комплекса;

• большое число параметров и технико-экономических показателей (около 100), которые нужно не просто определить, а оптимизировать при проектировании складского комплекса;

• вероятностный характер функционирования распределительных центров в цепях поставок, связанный со случайными колебаниями рыночного спроса на товары, с колебаниями объемов складских запасов во всех звеньях цепей поставок и транспортируемых партий товаров, с неравномерностью транспортных грузопотоков, с большим разнообразием технологических процессов производства разных типов материалов, товаров, комплектующих изделий, продукции производственно-технического назначения, товаров широкого потребления и т. д.

В связи с этим при проектировании и техническом оснащении современных торговых распределительных центров возникают большие трудности в обосновании выбора типов, параметров и поставщиков стеллажного оборудования и подъемно-транспортной техники для складских комплексов. Для выяснения этих вопросов редакция журнала СиТ обратилась к специализированной консалтинговой и проектной компании ВЕСП (WESP – Warehouse Efficient Solution Projects), которая спроектировала и построила многие десятки современных складских комплексов для торговых, промышленных и транспортных организаций. На наши вопросы отвечает главный технолог этой компании – доктор технических наук, профессор Олег Маликов, автор 13 книг и более 160 статей по теории складских систем.

На первый взгляд склад представляется простым объектом – на всех складах используются стеллажи и погрузчики. Насколько отличаются разные варианты их технического оснащения?

О.М.: Эффективность склада существенно зависит от типа, конструкции и параметров стеллажей. Например, применение глубинных стеллажей при небольшом количестве наименований хранящейся продукции вместо обычных фронтальных стеллажей может увеличить перерабатывающую способность и доходы склада в 1,5–2 раза. Если неправильно выбрана расстановка фронтальных стеллажей на складе, то его емкость и доходы могут оказаться на 10–15% меньше по сравнению с более рациональным вариантом. Даже такие параметры, как высота и число ярусов стеллажей, могут повлиять на экономические показатели склада на 15–20%.

Как правильно выбрать ширину проезда для погрузчиков между стеллажами и насколько это решение влияет на доходы склада?

О.М.: Ширина проезда – это важнейший параметр системы расстановки стеллажей на складе. Нередко владельцы складов стараются сделать более широкие проезды между стеллажами, объясняя это необходимостью увеличения маневренности и производительности погрузчиков. Однако это ошибочное мнение. Основная цель при проектировании зоны хранения грузов на складах – максимальное заполнение складских объемов грузами. Это позволяет обеспечить наибольшую емкость и перерабатывающую способность склада, а следовательно, получить наибольшие доходы и прибыль. На это ориентирована и нормативная ширина проездов, которую указывают изготовители в технической характеристике погрузочного оборудования. Они проводят многочисленные испытания техники, и указанная в паспорте ширина проезда позволяет достаточно квалифицированным водителям обеспечивать высокую производительность погрузчика. Вместе с тем нужно отметить, что повышение производительности погрузчика на 10–15% позволяет экономить всего несколько рублей в расчете на один цикл работы погрузчика, в то время как увеличение емкости склада на 10–15% при условии установки одного дополнительного стеллажа (в случае сокращения ширины проездов для погрузчика) обеспечивает увеличение его доходов на несколько миллионов рублей в год (в зависимости от длины и числа ярусов стеллажей).

Понимая необходимость увеличения емкости склада, владельцы нередко требуют от проектировщиков оборудовать его с использованием так называемой узкопроходной технологии. Насколько это требование обосновано?

О.М.: Действительно, применение высотных штабелеров с поворотно-выдвижным грузозахватом позволяет увеличить емкость склада примерно на 25%. Однако нужно понимать, что при этом стоимость парка такой техники будет на 50% выше по сравнению со штабелерами с выдвижной мачтой (ричтраками). У узкопроходной технологии складирования имеются и другие недостатки. Поэтому в таких случаях всегда нужно проводить сравнение возможных вариантов по технико-экономическим показателям. Вообще следует иметь в виду, что лучший проект технического оснащения склада должен всегда выбираться путем сравнения вариантов с расчетами капитальных затрат, эксплуатационных расходов, доходов и срока окупаемости дополнительных капиталовложений.

Но кроме напольного транспорта существуют и другие варианты оснащения зоны хранения. Каковы их преимущества и недостатки?

О.М.: В качестве штабелирующего оборудования кроме напольного транспорта можно использовать мостовые и стеллажные краны-штабелеры. Эти подъемно-транспортные устройства были почти вытеснены штабелерами с высотой подъема 11–12 м ввиду высокой маневренности и других преимуществ погрузочных машин зарубежного производства. Мостовые краны-штабелеры имеют такие преимущества по сравнению с традиционными штабелерами, как питание электроэнергией от электросети, а не от аккумуляторных батарей, которые надо периодически заряжать, более узкие проезды между стеллажами (1,4–2 м), большая простота и низкая стоимость автоматизации. В условиях изменения курса зарубежной валюты большим преимуществом кранов-штабелеров становится их низкая стоимость, так как они могут изготовляться отечественными заводами. Например, мостовой кран-штабелер грузоподъемностью 1 т с пролетом моста 11 м примерно в 2–2,5 раза дешевле зарубежного погрузчика. Стеллажные автоматические краны-штабелеры (складские роботы) высотой 25–30 м нашли применение в крупных логистических распределительных центрах за рубежом. Они могут работать в проездах шириной 1–1,4 м и полностью автоматизировать работу зоны хранения на основе программного управления. Применение кранов-штабелеров, как и все другие технические решения по складскому комплексу, должно быть обосновано технико-экономическими показателями.

Каковы преимущества конвейеров, когда и для чего они применяются на распределительных оптовых складах?

О.М.: Погрузчики и краны-штабелеры – это подъемно-транспортные машины циклического действия. В отличие от них конвейеры являются машинами непрерывного транспорта, которые перемещают грузы сплошным потоком. Поэтому они имеют очень высокую производительность по сравнению с погрузчиками.

Например, производительность погрузчика составляет 20–39 поддонов в час (по опытным данным), а конвейерные системы могут транспортировать грузы с производительностью до 400–500 поддонов в час. Таким образом, конвейер заменяет по производительности около 20–30 погрузчиков. Конвейеры применяются на крупных логистических распределительных складах при больших объемах транспортировки грузов (одиночных или на поддонах) между технологическими участками, а также в качестве комплектовочных и сортировочных систем. Применяют также конвейерные погрузочно-разгрузочные машины для погрузки и разгрузки грузов из автомобилей и железнодорожных вагонов.

Какие еще средства механизации и автоматизации складских работ, использующиеся на зарубежных автоматизированных складах, пока не нашли применения на складских комплексах в нашей стране?

О.М.: К таким видам оборудования можно отнести транспортные роботы AGV (Automatic Guided Vehicle – автоматические управляемые тележки), автоматические погрузчики без водителей, пакетоформирующие машины, комплектовочные роботы, комплектовочные конвейерные системы (горизонтальная карусель и вертикальная карусель) и др.

Причинами того, что эти средства механизации пока у нас в проектах складских комплексов не применяются, являются недостаточная квалификация владельцев складов и проектировщиков, недоверие к отечественным специалистам по складским системам, желание складских работников самим разрабатывать технологию, что чаще всего не так эффективно.

Беседовал Владимир Антонов
ООО «ВЕСП»
+7 495 668-14-31
www.wesp.pro
WESP: эффективные решения для складских комплексов (Интервью с основателем компании WESP Ашотом Секояном)
WESP: эффективные решения для складских комплексов
Интервью с основателем компании WESP Ашотом Секояном
Перспективы бренда Yale на российском рынке (Интервью с руководителем департамента продаж складской техники «НАК Машинери» Сергеем Папениным)
Перспективы бренда Yale на российском рынке
Интервью с руководителем департамента продаж складской техники «НАК Машинери» Сергеем Папениным
Погрузочная техника – в лизинг
Погрузочная техника – в лизинг

Группа компаний «Балтийский лизинг» – одна из ведущих лизинговых компаний России, занявшая седьмое место в отраслевом рейтинге агентства «Эксперт РА» по итогам 2016 года. Компания была образована в 1990 г., основная сфера деятельности – предоставление в лизинг оборудования, автотранспорта и спецтехники. Филиальная сеть компании насчитывает 69 подразделений по всей России. По данным на 1 января 2017 г., объем лизингового портфеля составляет 32,9 млрд руб., объем нового бизнеса за 2016  год достиг 23,9 млрд. руб. (без НДС). Fitch Ratings присвоило компании «Балтийский лизинг» долгосрочные рейтинги дефолта эмитента на уровне «BB-» со стабильным прогнозом.

Толковые решения в толковых руках: (новый директор Savoye по России и Восточной Европe приступает к своим обязанностям)
Толковые решения в толковых руках:
новый директор Savoye по России и Восточной Европe приступает к своим обязанностям
Особенности применения современного внутрискладского транспорта (Расчеты вариантов и выбор видов внутрискладского транспорта)
Особенности применения современного внутрискладского транспорта
Расчеты вариантов и выбор видов внутрискладского транспорта