Электропогрузчик как зеркало мировой экономики

А. Пашков

В России и государствах СНГ вилочные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания более популярны, чем их аналоги с электроприводом. Однако так дело обстоит далеко не везде. В последнее десятилетие во многих странах, особенно европейских, резко ужесточились требования к улучшению условий работы людей с автотранспортной техникой, например, в отношении уровней шума и вибрации, содержания выхлопных газов, запаха. Огромной проблемой во всем мире стало и загрязнение окружающей среды, связанное с увеличением количества транспортных средств. Эффективно решить эти вопросы позволяют машины с электрическим приводом, альтернативы которым в целом ряде областей, например, при производстве и хранении пищевых продуктов, лекарств, в помещениях с повышенной пожаро- и взрывоопасностью, не существует. Немаловажный фактор – количество энергии, потребляемой двигателем погрузчика. В последние годы наблюдается значительный рост цен на энергоносители на основе нефти, что все больше склоняет выбор потребителя в пользу электропогрузчика. Целый ряд неоспоримых преимуществ этого типа техники можно выявить при более подробном рассмотрении особенностей ее работы.

Шумы

Величина шума на расстоянии 10 м от работающего бензинового (дизельного) автопогрузчика составляет 90 фонов. Это соответствует уровню шума в машинном отделении, при котором трудно даже разговаривать. При работе аккумуляторного погрузчика он снижается до 60 фонов, что соответствует тишине на уровне обычного рабочего отделения.

Отработавшие газы и запах

В отработавших газах бензинового автопогрузчика содержатся углекислый газ СО2, угарный газ СО, углеводород НС, оксид азота NO2, оксид серы SO4 и другие вредные компоненты. В особенности вреден угарный газ, который оказывает неблагоприятное воздействие на человека, а при определенной концентрации возможен смертельный исход.

При использовании на складе бензиновых автопогрузчиков выхлопные газы и запах накапливаются в помещении, отравляя воздух. В таких случаях согласно Правилам безопасности и гигиены требуется проводить периодическую принудительную вентиляцию, что возможно далеко не везде. Кроме того, струя выхлопных газов поднимает пыль, что дополнительно загрязняет воздух в помещениях. При работе четырехтактного дизельного двигателя рабочим объемом 3000 см3 с частотой вращения 1500 мин-1 объем выхлопных газов составляет 4500 л в минуту, причем на долю СО в них приходится 0,9...1,35 л. За час в помещение выбрасывается 54...81 л угарного газа, за 8 ч – 430...650 л. Если погрузчик работает в замкнутом пространстве, концентрация СО становится довольно высокой.

Аккумуляторный погрузчик не загрязняет окружающую среду, а значит, оптимален для работы в закрытом помещении или в недостаточно хорошо проветриваемых местах открытых площадок.

Применение на замораживающих и холодильных складах

Сейчас все больше магазинов оборудуются холодильными установками, растет число замораживающих и холодильных складов, предназначенных в основном для хранения и переработки пищевых продуктов – мяса, рыбы, молока. Их рабочие помещения полностью герметизированы, а потому исключено применение бензиновых или дизельных автопогрузчиков, которые активно генерируют выхлопные газы и запах и являются источниками тепла.

Примерно такая же ситуация на предприятиях и складах фармацевтических и лекарственных препаратов. Проблему в таких случаях решают, используя аккумуляторные автопогрузчики. В настоящее время многие производители уже серийно выпускают разные модели аккумуляторных автопогрузчиков в спецификациях для холодильных складов не только с обычной для них температурой до –25 °С , но и для работы в условиях глубокой заморозки продуктов (–45...–55 °С).

Сравнение расходов энергии

В таблице приведено сравнение суточных расходов энергии 1,5-тонным бензиновым и аккумуляторным погрузчиками при усредненных рабочих условиях.

Из приведенных данных следует, что суточные затраты на энергоноситель у аккумуляторного автопогрузчика приблизительно равны 0,1 аналогичных затрат у бензинового автопогрузчика. Такое же сравнение можно провести и для дизельных погрузчиков, работающих в разных режимах.

Из таблицы видно, что суточные затраты на электроэнергию для аккумуляторного погрузчика в России составляют приблизительно 0,1 затрат на топливо для дизельного автопогрузчика. Надо учитывать и то, что расход топлива в двигателе внутреннего сгорания с течением времени только увеличивается, а мощность, потребляемая на зарядку батареи, остается постоянной. Кроме того, срок службы современных аккумуляторов, которыми комплектуют электропогрузчики, при правильной эксплуатации составляет 8...10 лет.

Подсчитаем теперь разницу в затратах на энергоноситель за год. Допустим, что в году 300 рабочих дней. Тогда годовой расход для разных типов погрузчиков составит:

для бензинового автопогрузчика:

5,5 л · 8 ч · 300 дней = 13 200 л/год; 13 200 л · 14 руб./л = 184 800 руб.;

для дизельного автопогрузчика:

5 л · 8 ч · 300 дней = 12 000 л или в денежном выражении
12 000 л · 10 руб./л = 120 000 руб.;

для электропогрузчика:

3,4 кВт·ч · 8 ч · 300 дней = 8160 кВт или в денежном выражении 8160 кВт · 2 руб./кВт = 16 320 руб.

Подобным образом можно определить расходы при двухсменной работе.

Годовая разница стоимости энергозатрат электропогрузчика и бензинового погрузчика составляет:
168 480 руб. – при средней загруженности; 336 960 руб. – при высокой загруженности.

То же для электропогрузчика и дизельного погрузчика:
103 680 руб. – при средней загруженности; 207 360 руб. – при высокой загруженности.

В этом расчете использованы только расходы на топливо без учета технического обслуживания, стоимость которого примерно одинакова для всех типов погрузчиков. Таким образом, с учетом того, что эксплуатационные расходы на техобслуживание «механики» погрузчиков примерно одинаковые, из наших расчетов следует, что использование одного электрического погрузчика вместо дизельного в среднем позволяет сэкономить 5300 USD в год. Учитывая то, что 1,5-тонный электропогрузчик с аккумуляторной батареей стандартной емкости (390...460 А·ч) и укомплектованный зарядным устройством обычно всего на 3...5 тыс. USD дороже своего дизельного аналога, разница в цене окупится уже за год. Срок службы батарей лучших производителей 10 лет, в отдельных случаях они работают до 17 лет. Таким образом, в течение всего срока службы погрузчик с электроприводом не потребует каких-либо дополнительных затрат по сравнению с дизельным или бензиновым погрузчиком, кроме расходов на ТО и текущий ремонт. Более того, некоторые последние модели электропогрузчиков с питанием от аккумуляторов напряжением 72 В могут практически непрерывно эксплуатироваться от одной подзарядки (с часовой подзарядкой в обеденный перерыв) до 22 ч, т. е. вполне пригодны для двухсменной работы и не требуют приобретения дополнительной батареи.