компании из статьи

Низкоуровневые комплектовщики заказов

А. Фролов

Считается, что комплектация заказов – самый ресурсозатратный элемент в складской логистике. При подборе заказов расходы на единицу товара могут существенно превышать затраты на обработку целых поддонов или погрузочно-разгрузочные работы. Поэтому, если приходится иметь дело с таким серьезным процессом, есть основания подумать, как можно его улучшить и где сэкономить. Одно из решений, доказавших свою высокую эффективность в западных дистрибуционных центрах, заключается в использовании «комплектовщиков» – машин, специально предназначенных для формирования заказов. Что же это за машины, для чего они применяются и кто их производит?

Зачем нужны комплектовщики

Говоря о «комплектовщиках», или подборщиках заказов, т. е. машинах, специально предназначенных для комплектации заказов, следует начать с того, что представляет собой эта операция вообще и каково ее место в логистическом процессе. Комплектация заказов, т. е. процесс подборки отдельных товарных позиций, является одной из основных стадий процесса грузопереработки на складе. Особенно актуальна она для больших дистрибуционных центров: сюда груз поступает и размещается на паллетах, и комплектация присутствует в любом заказе. На сегодняшний день в России комплектация заказов проводится, как правило, на больших складах и существует в нескольких вариантах:

• комплектация с нижнего уровня стеллажей в зоне основного хранения. Если целые поддоны расположены, начиная со второго яруса и выше, насколько позволяет высота стеллажей, то комплектация заказов происходит непосредственно с напольного уровня хранения. Туда выставляют паллеты для отбора, которые после опустошения заменяют целыми паллетами, снимаемыми с верхних уровней или из других ячеек хранения;

• комплектация в отдельно выделенной зоне. Паллетное хранение используется как буферное хранение запасов, а вся комплектация, если позволяют номенклатура и размерные характеристики продукции, выносится в отдельную зону, чаще всего в мезонин с многоуровневым хранением. Там происходит процесс подбора, а готовый заказ спускают вниз;

Опция «ступенька»

• комплектация заказов со всех мест хранения в зоне основного стеллажного хранения. В этом случае для обработки целых поддонов используются машины типа ричтрака, а для комплектации заказов – высокоуровневые комплектовщики. При необходимости выполнять обе эти операции применяют универсальную технику – узкопроходные машины с устройством для боковой обработки поддонов и подъемной кабиной, находясь в которой оператор может комплектовать отдельные заказы.

В первом варианте комплектации заказов чаще всего применяется самый примитивный способ их формирования: по складу ходят люди и по пикинг-листам или с помощью радиотерминалов подбирают соответствующие позиции, которые складывают на поддоны, установленные на обычных гидравлических тележках. Этот метод используется везде – и в Европе, и в США, и в других странах и имеет право на жизнь, но до определенного момента. Все дело в затратах, которые идут на организацию процесса комплектации заказов.

Число заказов со временем растет, интенсивность процесса комплектации заметно увеличивается, конкуренция ужесточается, и в какой-то момент возникают вопросы – как достичь требуемой производительности, как снизить затраты на единицу подобранного заказа? Решений может быть два: или увеличить число людей с гидравлическими тележками, или повысить уровень механизации (автоматизации) с помощью специальных машин. Первый – увеличить численность складского персонала – имеет естественные ограничения.

Пульт управления комплектовщика Crown

Когда в складском помещении находится слишком много людей, возникает толкотня. Кроме того, когда в одном и том же проходе работают и грузчики с тележками, и штабелер, обслуживающий верхние уровни стеллажей, трудней становится соблюдать правила техники безопасности. Такое сочетание технологий комплектации может привести к увечьям и по правилам техники безопасности запрещается. Оптимальным вариантом решения проблемы служит использование низкоуровневых комплектовщиков.

Экономическая целесообразность применения этих машин состоит в увеличении производительности процесса комплектации и снижении логистических издержек на единицу отобранного товара. В современных российских условиях судить о том, что выгодней – использовать машину или человека с тележкой, можно лишь учитывая особенности эксплуатации склада той или иной категории. Традиционно считается, что на Западе стоимость использования машин ниже стоимости человеческого труда в силу высоких затрат на оплату персонала. В России до последнего времени преобладала обратная ситуация: машины стоили очень дорого, а ручной труд был практически бесплатным, что и вызывало желание набирать людей. Сейчас зарплаты на российском рынке труда постепенно растут. Например, средняя заработная плата «тележечника» примерно 15 тыс. руб., или около 500 евро. Размер зарплат, конечно, не совсем приблизился к западноевропейским, но уж и не настолько они малы и постепенно выравниваются с затратами на приобретение техники, что заставляет задуматься о необходимости ее применения.

Модель ВТ с длинными вилами и устройством подъема ножничного типа

В этой связи хотелось бы обратить внимание еще на один момент. Используя специальную технику, даже при относительно больших затратах на ее приобретение и обслуживание, мы однозначно будем выигрывать на производительности операций. По статистике в рабочем цикле человека – комплектовщика заказов примерно 30% времени уходит на собственно процесс отбора заказов. Работник находит место расположения груза, извлекает и укладывает коробку, сверяет данные, сканирует, делает отметку в пикинг-листе. Операции по транспортировке, перемещению между позициями отбора и перевозке заказа в зону готовых заказов занимают 70% времени. Именно этот участок работы требует большего внимания и нуждается в повышении эффективности и производительности. Здесь применение низкоуровневых комплектовщиков представляется очень перспективным. К сожалению, российские логисты этот путь не очень осознали, но в Европе эти машины встречаются повсеместно и все чаще.

Варианты исполнения

Прежде чем начать разговор о моделях различных конструкций и их возможностях, следует вспомнить, какие типы комплектовщиков вообще существуют. Эти машины делятся на три класса:

• низкоуровневые комплектовщики заказов, предназначенные для комплектации заказов на высоте до 2,5...3 м;

• среднеуровневые комплектовщики заказов с высотой обслуживания от 3,5 до 4 м;

Низкоуровневый комплектовщик Сrown GPС 3040 с опцией подъемной платформы оператора и ограждением

• высокоуровневые комплектовщики, предполагающие подъем человека на высоту до 9,5 м и позволяющие вести комплектацию на высоте до 11...12 м (в зависимости от фирмы-производителя).

В конструкции низкоуровневых комплектовщиков главным является эргономический аспект их применения, заключающийся в различном техническом исполнении этих машин, в наборе возможных опций, которыми они могут быть оснащены для сохранения здоровья оператора, снижения усталости, предотвращения болезней спины, позвоночника, рук.

Самый простой вариант комплектовщика – с неподъемной платформой оператора и неподъемными вилами – встречается у всех производителей. Длина вил может быть рассчитана на один или на два поддона. Для транспортировки сетчатых контейнеров, которые применяются для комплектации заказов в западных дистрибуционных центрах, у данных машин вилы выполнены несколько иными по размерам – таким образом, чтобы на них можно было разместить максимум три контейнера. Сетчатые контейнеры загружают в машины и доставляют в магазины торговой сети, используя их как возвратную тару или как единый товароноситель, что очень удобно с точки зрения организации сквозного потока, в том числе в супермаркетах. Погрузка двух поддонов или двух-трех сетчатых контейнеров позволяет в течение одного рабочего цикла собирать несколько заказов одновременно, сокращая время комплектации, как и средние временные затраты на формирование одного заказа и затраты на подборку одной позиции.

Низкоуровневые комплектовщики. Yale

Более сложный вариант исполнения предполагает дополнительный подъем вил на высоту около метра над уровнем пола, и он также имеет чисто эргономическую функцию. Процесс комплектации заказов как при работе на машине, так и при укладке грузов на тележку достаточно утомителен и для персонала чреват неприятностями в виде профессиональных заболеваний, ведь коробки, которые укладывает человек на поддон, достаточно тяжелые. Работник, занятый на этих операциях, даже будучи в отличной физической форме, не может без устали сгибаться пополам и поэтому в конце концов начинает кидать коробки на поддон. Тем самым неудобство работы сказывается не только на здоровье, но и на сохранности груза. Если груз достаточно деликатный и дорогой, то «подкидывание» может его повредить, а значит, возможны денежные потери для владельца склада. Подъемные вилы решают эту проблему и делают операцию погрузки-выгрузки груза на поддон более удобной и легкой. Вначале для укладки коробок на поддон вилы поднимают на необходимую высоту. Взяв коробку, работник перекладывает ее на поддон, расположенный на том же уровне, практически не совершая никаких наклонов. По мере заполнения коробками поддоны можно опускать или поднимать, чтобы высота подъема вил все время была удобной для работы.

Если подбор заказов производят с высоких поддонов (свыше 2 м) или с поддонов, расположенных как на полу, так и на стеллажных балках на уровне до 1,5 м от пола и с таким же расстоянием между балками, возникает задача опеспечить доступ человека к верхним уровням коробок. Это может быть сделано двумя способами. Первый представляет собой опционную «ступеньку», с помощью которой оператор может дотянуться до нужной высоты или легко подняться на верх моторно-батарейного отсека и вести оттуда часть работ.

Atlet

Второй способ – это модели с автоматически поднимающейся рабочей платформой. Как правило, продолжением этой платформы в верхнем положении является прочный кожух моторно-батарейного отсека, что создает достаточно широкую и удобную площадку для ног. Оба этих способа предусматривают возможность подъема человека на высоту до 1 м.

Несколько слов о различиях, преимуществах и недостатках этих двух вариантов. Ступенька, несомненно, дешевле, чем устройство гидравлического подъема платформы, однако у платформы есть преимущество при работе с тяжелыми или объемными грузами. Оператору сложно нащупать ступеньку, одновременно удерживая большую коробку, например, с телевизором. При работе с такими габаритными изделиями есть риск, промахнувшись мимо ступеньки, упасть самому или уронить вниз груз с 3-метровой высоты. Поэтому каждый случай комплектации индивидуален и требует соответствующего выбора техники.

Возможен и комбинированный вариант машины с подъемной платформой оператора и подъемными вилами для удобной, эргономичной комплектации. Этот вариант конструкции иногда неправильно представляют так, будто человек, поднявшийся на платформе, может снять коробку с грузом и положить ее на поднятые вилы. В действительности вместе с подъемом платформы поднимается стенка, которая перекрывает оператору доступ к поддону. Чтобы погрузить коробку, человеку надо опуститься вниз, выйти из машины, и только тогда он сможет положить коробку на поддон.

ОМG

Последний вариант, который есть не у всех производителей, является комбинированным. Он сочетает в себе преимущества длинных вил, способных нести два поддона или три сетчатых контейнера, и функцию подъема вил для эргономичной комплектации. В этом случае длинные вилы, чтобы они не изогнулись, рекомендуется использовать для не слишком тяжелых грузов.

Опции и интеграция в пространство склада

Управление комплектовщиком может осуществляться посредством поворотной рукоятки (механическое управление) или с помощью рулевого колеса и клавиши хода, расположенных на той же рукоятке (сервоуправление). Возможен и промежуточный вариант – рукояточное управление с электрическим усилением. Чисто механическое управление требует достаточно большого физического усилия от оператора, зато электрическое усиление позволяет поворачивать рукоятку буквально двумя пальцами.

Из других важных опций отметим ограждение верхней части моторного или батарейного отсека, которое используется для более безопасной и удобной работы оператора. Если человек поднимается наверх на платформе или встает на верхнюю часть батарейного или моторного отсека, то при наличии ограждения он может опереться на него рукой или встать к ограждению спиной без опасения упасть. Эти ограждения также устанавливают, если машинам приходится проезжать через ворота, оснащенные гибкими завесами. Машине через них проехать просто, но человеку придется выставлять вперед руки, чтобы полоски не задели лицо. Обычно сделать это трудно, поскольку руки оператора в это время находятся на рукоятке управления. В этом случае ограждения являются желательными или даже обязательными.

Toyota

Другие возможные опции комплектовщика заказов связаны с исполнением батарейного отсека. Он может быть оснащен элементами для быстрой боковой замены аккумулятора, что важно при многосменной работе.

Есть и менее значимые, но полезные опции, например крепление планшета, в котором находится комплектовочный лист. Если машина используется на складе, где есть WMS-система, то в качестве опций предлагается кронштейн для установки радиотерминала сбора данных и подвод к нему питания, а также крепление сканера штрих-кодов. Возможна и опция, облегчающая работу в случаях, когда места комплектации расположены одно за другим. Человек, находясь рядом с машиной, может нажать клавишу, расположенную на рукоятке или в другом месте (это зависит от производителя машины), и низкоуровневый комплектовщик переедет на медленной скорости от одной позиции к другой. В этом случае оператору не надо терять время на то, чтобы заходить в кабину и выходить из нее.

Применение низкоуровневых комплектовщиков требует продуманного расположения стеллажного оборудования. Совершенно нежелательны тупиковые варианты расположения стеллажей, когда в конце аллеи нет поперечного проезда или она заканчивается стеной. Машина может иметь достаточно большие собственные размеры, особенно если говорить о варианте с длинными вилами. Развернуться и поехать в обратную сторону в таких случаях будет невозможно, а двигаться задним ходом на такой технике не очень удобно. Поэтому в помещении склада желательно предусматривать поперечные проезды достаточной ширины, а в конце аллей иметь зону для маневрирования во фронтальной части стеллажей, не оставлять там узкие проезды метра по два, в них эффективность применения этой техники снижается.

Still

Рынок

Теперь поговорим об основных производителях этой техники. Как правило, низкоуровневые комплектовщики заказов присутствуют в модельном ряду каждого крупного производителя техники, которая предоставляет комплексные законченные решения для оснащения больших складов. Перечислим эти компании в алфавитном порядке: Аtlet (Швеция), BT (Швеция), Сrown (США), Hyster (США, группа NACCO), Jungheinrich (Германия), Linde (Германия, группа KION), Mitsubishi (Япония), ОM Pimespo (Италия, группа KION), Rocla (Финляндия), Still (Германия, группа KION), Toyota (Япония), Yale (США, группа NACCO). Китайcкие производители, которые в последние годы выпускают все больше типов складской техники, пока не могут предложить полной линейки, сравнимой по разнообразию номенклатуры с оборудованием западных производителей. В частности, они пока вообще не выпускают комплектовщики заказов.

Что касается российского рынка низкоуровневых комплектовщиков, общий объем поставок машин такого уровня из Европы в нашу страну пока небольшой: в 2006 г. он составлял примерно 200 ед. Это, конечно, немного по сравнению с рынком так называемых электрических тележек, которые могут использоваться в том числе для подборки заказов, хотя предназначены не совсем для этих целей. Объем поставок электрических тележек в указанный период составлял в 6 раз больше – около 1200 ед. Если говорить об отечественном рынке внутрискладского напольного транспорта в целом, то за последние три года он рос минимум на 50% каждый год, в том числе по тележкам.

Низкоуровневые комплектовщики пока недооценены в первую очередь из-за того, что нет ясного понимания, что же это за машина и для чего ее применяют. Наш опыт работы показывает, что в таком неведении часто находятся и профессиональные логисты, и руководители крупных складских комплексов.