Навесное оборудование расширяет область использования подъемно-транспортной техники

В. Петрова

Правильно подобранные грузозахватные приспособления делают обычный вилочный погрузчик гибким и универсальным инструментом для выполнения складских операций, что расширяет диапазон применения напольного транспорта. О классификации навесного оборудования, об особенностях его выбора и установки рассказывается в этой статье.

Стандартные вилы являются основным навесным оборудованием, которое все производители серийно устанавливают на выпускаемые погрузчики. Однако помимо стандартного оснащения вилами погрузчики могут дополнительно оснащать различным навесным оборудованием. Все навесное оборудование, предназначенное для установки на погрузчики, можно разделить на несколько групп в зависимости от того, какие возможности получает подъемно-транспортное оборудование.

В первую группу можно включить вспомогательные навесные приспособления, не добавляющие погрузчику принципиально новых функций, например позиционеры вил или устройства поперечного смещения вил (сайд-шифт). Эти устройства лишь повышают удобство работы оператора с вилами. Поперечное смещение каретки необходимо, если требуется сдвигать груз в сторону, но погрузчик при этом должен оставаться на месте. Такие ситуации возникают, например, при загрузке контейнера, причем существуют модификации сайд-шифтов с увеличенным размером поперечного смещения. Позиционер вил удобен для обработки грузов разных габаритных размеров, при его использовании отпадает необходимость передвигать вилы вручную.

Во вторую группу входят приспособления, расширяющие возможности погрузочной техники – это различные прижимные устройства, удлинители и опрокидыватели вил, сталкиватели груза и т. п. Часто на погрузчики устанавливают механизмы поворота кареток, служащие для вращения захваченного груза. Это позволяет опрокинуть груз, находящийся в вертикальном положении, или опорожнить тигель с расплавленным металлом, причем угол поворота может быть рассчитан как на 90°, 180°, так и на все 360°, причем с неограниченным числом поворотов вокруг оси.

В третью группу входит навесное оборудование, придающее погрузчику принципиально новые функции, например обработка груза, который вилами захватить нельзя. В число этих устройств можно включить захваты для тюков, для бумажных рулонов, для бочек, ковши для сыпучих грузов. Навесные приспособления, придающие погрузчику новые функции, являются довольно дорогостоящими: их продажная цена может составлять от 30 до 80% стоимости самого погрузчика, и это при том, что ни по затратам на производство, ни по сложности конструкции навесное оборудование несопоставимо с самими погрузчиками.

Естественно, не все навесные приспособления можно классифицировать таким образом. Например, захват для рулонов бумаги обычно комплектуется механизмом поворота каретки, а ковш для сыпучих материалов – механизмом наклона.

Несомненно, бренд фирмы-производителя увеличивает стоимость навесного оборудования. Однако, по нашему мнению, принципиальных качественных различий между навесными устройствами знаменитых и менее известных марок практически нет. Коммерческий успех таких известных фирм, как Kaup, Cascade или Bolzoni, во многом обеспечен более удачной организацией сетей сбыта, включая открытие филиалов и представительств по всему миру.

При выборе грузозахватных приспособлений надо учитывать, что с установкой навесного оборудования общая грузоподъемность погрузчика уменьшается. Это происходит из-за того, что навесной элемент имеет собственный вес, а также потому, что при установке навесного оборудования смещается центр тяжести груза. Например, после установки на дизельный погрузчик Heli грузоподъемностью 3,5 т рулонного захвата Kaup с максимальным диаметром захватываемых рулонов 1600 мм данный погрузчик сможет обрабатывать рулоны бумаги массой не более 2 т.

Как правило, на погрузчике для установки навесных приспособлений нужно оборудовать дополнительные секции гидрораспределителя и сделать разводку шлангов по мачте для каждой секции. Обычно их две: одна обеспечивает подъем-опускание груза, другая – наклон мачты вперед-назад. Для каждого последующего вида движения требуется еще по одной секции. Например, чтобы обеспечить боковое смещение, нужна одна секция, а для рулонного захвата может потребоваться две или даже три секции. Погрузчики Heli в базовой комплектации оснащены тремя секциями гидрораспределителя, что значительно ускоряет и удешевляет установку большинства навесных устройств.

Ведущие производители навесного оборудования Kaup, Cascade и Bolzoni уже давно перенесли часть производственных мощностей в Китай, поэтому погрузчики Heli могут оснащаться навесным оборудованием этих компаний прямо на заводе в г. Хефей.

В этом случае стоимость погрузчика Heli с навесным оборудованием может быть на порядок ниже стоимости европейских аналогов, но по качеству этот погрузчик им не уступает. Стоит обратить внимание и на некоторые особенности приобретения навесного оборудования в России: покупка отдельно оборудования и погрузчика может обойтись на порядок дороже, чем покупка погрузчика с навесным оборудованием в комплекте.

Компания «ФоркЛифтСервис» осуществляет как комплектные поставки подъемно-транспортной техники Heli с навесным оборудованием Kaup, Cascade, Bolzoni, так и доукомплектацию погрузчиков на складе в Москве необходимым навесным оборудованием.