компании из статьи

Heli. Китайская техника для российского рынка

В. Антонов

К надписи «Сделано в Китае» на аудио- и видеотехнике, бытовой технике известнейших мировых фирм мы уже привыкли. Приобретая эти изделия, отечественный покупатель знает: такой производитель не станет рисковать репутацией и может проконтролировать их качество. Да и цена будет вполне приемлемой. С подъемно-транспортной техникой дело обстоит иначе, хотя, например, гидравлические тележки китайского производства пользуются у нас неплохим спросом. Лидеры в области промышленного транспорта, такие как TCМ, Komatsu, Linde, Toyota, строят в КНР свои заводы, но ситуацию на внутреннем рынке этой страны определяют не они. Более 60% оборудования для склада, продающегося в Китае, выпускает китайская группа компаний Anhui Heli Forklift Truck. О том, какую продукцию это предприятие предлагает, а также планирует поставлять на российский рынок в ближайшем будущем, рассказывает коммерческий директор фирмы «ФоркЛифтСервис» Максим Харченко.

– Начнем с традиционного вопроса об истории компании.

– Предприятие Anhui Heli Forklift Truck – одно из крупнейших в Китае по выпуску грузоподъемной техники. Оно основано еще в 1958 году, а первые вилочные погрузчики выпустило в феврале 1963-го. В 1976-м завод компании начал изготавливать первые в Китае 20- и 25-тонные модели. Примерно через 9 лет по технологии фирмы ТСМ здесь началось производство вилочных автопогрузчиков грузоподъемностью 1...10 т. Сегодня Anhui Heli – это большая градообразующая корпорация, в которую входит около десяти заводов по производству не только погрузчиков, но и комплектующих к ним, металлоизделий, рам, противовесов, ряда комплектующих для других производителей подъемно-транспортного оборудования. Изменился и конструкторский подход. Теперь компания не выпускает продукцию по лицензии, а использует собственные разработки и комплектующие. Завод работает над качеством, обновляя техническую базу; все производственные процессы стандартизированы по ISO 9001. Одновременно идет процесс модернизации продукции. Последний модельный ряд погрузчиков был выпущен в 2000 году. По информации завода, в 2004 году планируется выпустить около 16 тыс. ед. техники.

Компания «ФоркЛифтСервис» поставляет технику из Китая c 1997 года. В феврале 2004-го мы подписали соглашение с заводом Anhui Heli и теперь являемся его эксклюзивным дистрибьютором в России. В соответствии с корпоративными требованиями, установленными Anhui Heli для своих дистрибьюторов во всем мире, наша компания перешла на качественно иной уровень представления оборудования в России. Увеличено количество персонала, появился новый склад, демо-парк, где можно опробовать технику непосредственно в работе. Теперь у нас есть сервисные инженеры, готовые по первому требованию выехать в любую точку страны, где работают наши машины. Одним из основных направлений развития стало расширение дилерской сети. Сегодня марка Heli продается в Санкт-Петербурге (фирма «Петролифт»), Воронеже («Балканснаб»). Ведутся переговоры с фирмами в южном регионе, Сибири и на Дальнем Востоке. Достигнуто соглашение с компанией «Стройкомплект» (г. Екатеринбург) о реализации техники Heli в Уральском регионе.

– Почему вы решили заняться реализацией техники именно этой марки?

– Наша компания долгое время занималась и продолжает заниматься продажами погрузчиков Toyota. Неli – это другая ценовая ниша, менее дорогой бренд. Соотношение цена–качество продукции марки Heli сегодня больше удовлетворяет потребностям российского рынка, и потому мы делаем ставку прежде всего на нее. Нынешняя экономическая ситуация позволяет уверенно прогнозировать, что эта техника будет востребована в нашей стране, так же как и за рубежом. А она уже представлена во многих странах. Примерно 15% оборудования идет на экспорт, остальное – на внутренний рынок, где у Heli конкурентов нет. Основные страны-потребители – США, где существует дочерняя компания Heli и большая дистрибьюторская сеть, Италия и Великобритания. Объемы поставок в Европу выросли настолько, что уже можно говорить о формировании вторичного рынка машин этой марки. Думаю, что в ближайшие годы компания существенно повлияет на ситуацию на европейском рынке, а также с нашей помощью – и на российском.

По сравнению с японской техникой наши машины технически проще, содержат меньше высокотехнологичной электроники и узлов, что позволяет нашим клиентам легко решать проблемы, связанные с сервисом. Вся документация выполнена на русском; скоро будут на русском и все этикетки на узлах.

– Какую продукцию выпускает Heli в настоящее время и что поставляет в Россию?

– Предприятие выпускает погрузчики всех видов грузоподъемностью до 16 т, высотные штабелёры для трехсторонней обработки грузов с высотой подъема до 13 м, ричтраки с управлением сидя и стоя и с высотой подъема до 8,5 м, электротягачи, платформенные электротележки, малую напольную технику – ручные и самоходные тележки и штабелёры, т. е. практически полный спектр оборудования для обработки паллет. Ассортимент постоянно увеличивается. В ближайшем будущем планируется выпуск электропогрузчиков в «холодном» исполнении, для работы в морозильных камерах, а также дорожно-строительной техники.

Все погрузчики оснащены грузозахватными приспособлениями фирм Kaup, Сascade и Bolzoni, которые также производят в Китае. Автопогрузчики поставляются с оригинальными дизельными и бензиновыми двигателями Isuzu и Nissan японской сборки. Конечно, можно ставить и китайские дизели, но они пока не соответствуют требованиям нашего рынка. В настоящее время мы реализуем только дизельные модели до 10 т, но планируем продавать и 14- и 16-тонные машины. Пока они поставляются на внутренний рынок Китая. Завод серьезно относится к репутации: сначала полтора-два года обкатывает образцы на внутреннем рынке и только после этого принимает решение о поставке на экспорт.

Heli помимо автопогрузчиков выпускает трех- и четырехопорные электропогрузчики с приводом на переднюю и заднюю ось. Их оснащают электрооборудованием итальянского производства – тяговыми двигателями постоянного тока, хорошо зарекомендовавшими себя контроллерами управления Zapi. В настоящее время ведутся работы по замене силового агрегата на двигатель переменного тока. Машины с приводом на переднюю ось мы уже предлагаем, другие модели планируем представить в будущем году. Тогда же мы сможем поставлять в Россию и другую складскую технику. Надо отметить, что мы несколько изменили подход к комплектации машин. В комплект ЗИП входит набор наиболее востребованных расходных материалов – сальников и манжет, т. е. того, что может быстро выйти из строя.

– Каковы сроки поставки техники и комплектующих? Как организована сервисная служба?

– Обычно на складе всегда в наличии 30...40 машин: дизельные г/п до 3,5 т, газо-бензиновые от 1,0 до 1,8 т, 1,5-тонные трех- и четырехопорные электропогрузчики с высотой подъема у всех моделей до 5 м, так что выбрать есть из чего. Срок поставки на другую технику – примерно 3 месяца. На складе более 5 тыс. наименований запчастей. Если необходимого узла на складе нет, то его доставят в течение 7 дней. У нас существует сервисная служба с двумя выездными бригадами. Практически все виды ремонта мы выполняем сами. Ремонтная база укомплектована всем необходимым для качественного ремонта техники. По согласованию с заводом в начале будущего года наши специалисты пройдут очередное обучение в Китае для получения сертификата.

– В чем, на ваш взгляд, основные преимущества китайской техники?

– Мы позиционируем технику Heli как достойную замену болгарским погрузчикам, однако не стремимся продавать ее дешево. Ведь это достаточно качественный, а потому и дорогой продукт. Такими машинами можно заменить уже устаревший существующий парк машин тех фирм, что испытывают дефицит финансовых средств для инвестиций в технику. В некоторых ценовых нишах Heli, возможно, и проигрывает конкурентам. Зато в диапазоне от 2,0 т и выше мы имеем более выгодные предложения на все погрузчики. А электрические модели у нас традиционно недорогие. Если у других компаний они примерно на 20% дороже дизельных, то у Heli цены на них соизмеримы и вне конкуренции – китайская машина стандартной комплектации с зарядным устройством стoит примерно столько же, сколько болгарская техника, и обойдется всего в 15 тыс. USD, тогда как у других производителей цена начинается с 17 тыс. USD.

Очень хорошо зарекомендовали себя большегрузные машины. На них нет нареканий, и это выгодное приобретение для потребителя. И чем большей грузоподъемности погрузчик потребуется покупателю, тем более интересным для него будет наше ценовое предложение. Если 10-тонный автопогрузчик Heli стоит 60 тыс. USD, то такая же японская машина будет уже на 30% дороже. Половина экспорта завода – это большегрузные машины г/п от 3 т. Такова стратегия предприятия по продвижению своего продукта. Понятно, что себестоимость таких машин выше, но наценки не так велики, как у других фирм, а стоимость сервисного обслуживания любого вида оборудования соизмерима с европейскими и японскими машинами и даже ниже. Кстати, цены на складскую технику, по нашим оценкам, также будут на порядок ниже.

Есть и еще один положительный момент в нашем сотрудничестве. Металл сейчас дорожает во всем мире. В этой связи азиатские производители планируют повысить цены на технику, но наши китайские партнеры сообщили, что постараются удержать их на прежнем уровне, поскольку считают рынок России стратегически важным.

– Сколько отработали первые проданные компанией «ФоркЛифтСервис» машины? Были нарекания?

– Первые машины проданы в 1998-м и до сих пор находятся на нашем техобслуживании. Некоторые из них отработали по 8...9 тыс. моточасов и подходят к капремонту. После этого уже обновился модельный ряд, но машины до сих пор работают. За ними наблюдаем не только мы, но и завод-изготовитель. В прошлом году в Россию приезжали китайские инженеры и остались очень довольны состоянием, в котором находится техника.

Надо сказать, что завод всегда шел нам навстречу и по возможности вносил те изменения, о которых мы просили. В самом начале нам поставлялось стандартное оборудование. В результате более тесных контактов интерес к нашему рынку вырос, и некоторые узлы и детали были доработаны. Были поставлены низкотемпературные резиновые уплотнения, жидкости заменены на низкотемпературные. Заменены резина в сальниках и манжетах, топливные фильтры, некоторые элементы электрооборудования, поскольку в российском климате образуется больше конденсата. По нашей просьбе также была изготовлена новая машина – это оборудованный каталитическим нейтрализатором дизельный погрузчик г/п 1,5 т уменьшенной габаритной высоты 1970 мм (стандарт – 2070 мм), с «ушами» для строповки и двухсекционной мачтой со свободным ходом и высотой подъема 2,7 м. Благодаря компактности модель можно использовать в вагонах старого типа, а также в лифтах с потолками высотой 2 м, куда машины других производителей не проходят. За образец была взята аналогичная низкорамная спецификация, существовавшая у фирмы Toyota, которая была изготовлена для нужд морского флота.

– В заключение расскажите о планах на будущее.

– Надо отметить, что мы никогда не ставили себе целью просто продавать технику. Сейчас наша компания полностью соответствует корпоративным требованиям Heli по качественному и ответственному подходу к обслуживанию клиентов. Разрабатываются комплексные проекты по внедрению этой техники, мы улучшаем наши лизинговые программы, изучаем возможность сдачи в долгосрочную аренду. Мы считаем, что скоро будут наиболее востребованы проекты по сдаче техники в аренду на 2...3 года при нашем, естественно, обслуживании. В ближайшие планы помимо поставок новой техники входит увеличение персонала сервисной службы, формирование дилерского и корпоративного отделов. Будет расширена дилерская сеть по продажам техники Неli. Центральный регион благодаря нашим усилиям эту технику уже знает, а в дальних регионах если даже и знают, то пока более скептически относятся к изделиям из Китая. Эти стереотипы мы хотим сломать, поставляя надежную технику и обеспечивая ей качественный сервис.

В дальних регионах параллельно с ведением переговоров с конечным потребителем о поставке технике мы ищем компанию, которая могла бы оперативно решить задачи сервисного обслуживания, конечно, при условии, что клиент захочет воспользоваться нашими услугами. Хотя как официальный представитель завода гарантийные обязательства несет наша компания, даже если продажа техники происходит через дилера. В целом мы хотим, чтобы бренд Heli, по крайней мере на российском рынке, занял свое место, имел свою нишу и долю. Для этого и мы, и наши китайские партнеры приложим все усилия. Уверен, что техника Heli этого достойна.

Беседовал В. Антонов