Процесс приемки товара на склад (Часть 1)

О. Каверина, консультант по складской
логистике компании Axelot Logistics

Процесс поступления товаров на склад компании-дистрибьютора начинается с закупок. Именно от эффективности взаимодействия складской и закупочной служб, от своевременного обмена информацией между ними зависит, насколько склад будет подготовлен к приемке товара и насколько быстро он сможет выполнить эту функцию.

Зачастую периодичность и объем поставок являются камнем преткновения между отделом закупок и складом. Отделу закупок удобнее делать редкие закупки крупными партиями, при этом, чтобы поддержать хорошие отношения с поставщиками и получить дополнительные скидки, их можно осуществлять по удобному для поставщиков графику. Склад заинтересован в равномерной загрузке своих мощностей и, следовательно, ритмичном поступлении продукции. Первопричиной конфликта становится отсутствие системы управления запасами, а также подразделения, осуществляющего единое управление ими в рамках предприятия.

Оптимизация системы управления запасами – процесс длительный и сложный, но есть методы, существенно облегчающие работу по приемке товаров на склад в достаточно короткие сроки.

План поставок. Как правило, отдел закупок взаимодействует с определенным количеством поставщиков и имеет возможность фиксировать и накапливать информацию о продолжительности обработки заказов и доставки заказанной продукции поставщиками. Располагая данными о продолжительности цикла заказа, можно планировать дату поступления грузов на склад, а зная предельные значения мощности склада по приемке товаров в смену (или в сутки) – обеспечить относительно равномерную нагрузку на склад поступающими товарами от нескольких поставщиков. Для этого необходимо составить такой план размещения заказов у поставщиков (и соответственно поставок товаров на склад), при котором суточный объем поступающих грузов не будет превышать 75...80% от предельной мощности склада по приемке.

Очевидно, что план поставок не может быть исполнен с абсолютной точностью. Отклонение фактической даты поставки от планируемой бывает по разным причинам, связанным с надежностью поставщиков и транспортных компаний. Однако в любом случае работа склада будет более равномерной, а ресурсы склада будут использоваться более эффективно. Планирование можно осуществлять как с помощью функций корпоративной информационной системы, так и более простых инструментов (MS Excel или MS Project).

Упрощенный пример составления и корректировки графика поставок товаров на склад представлен на графиках. На первом этапе в таблицу вносят данные о цикле заказа, объеме поставок. Сумму объема поставок на склад сравнивают с эффективной мощностью отдела приемки. Затем дату размещения заказа у поставщика перемещают таким образом, чтобы суммарный объем поставок на склад не превышал возможностей склада и чтобы поставки осуществлялись в рабочие дни.

Первоначальный вариант графика поставок (вверху), скорректированный график поставок (внизу)

Подготовка склада к приемке. Обычно на многих складах никакой подготовки к приемке товара вообще не проводят, а перечень и объем товаров, подлежащих приемке, становится известен лишь по прибытии транспортного средства на склад. Такой принцип работы выливается в регулярные авралы, возникают очереди транспортных средств, ожидающих разгрузки. Из-за отсутствия подготовленных мест хранения товар размещают в проездах, что в дальнейшем существенно усложняет работу склада. Избежать подобных проблем позволит своевременная подача на склад точной информации об ожидаемых поставках:

  • перечень товарных позиций;
  • количество, масса, объем поступающего товара (в том числе по каждой товарной позиции);
  • сроки поступления;
  • сроки хранения груза, условия размещения на складе с учетом товарного соседства;
  • наименование поставщика;
  • тип тары (короба, паллеты); стандарт укладки на поддоны, расчетное число паллет;
  • информация о дополнительной сопроводительной документации (сертификаты соответствия и т. д.);
  • количество свободных мест на складе, их месторасположение (адрес).

Для удобства следует создать специальную форму документа, куда эта информация экспортировалась бы автоматически либо вносилась вручную, в зависимости от возможностей информационной системы управления складом. Складская служба, имея информацию об ожидаемых поставках, сможет подготовить пространство в зоне приемки, определить количество персонала для разгрузки и проверки количества и качества товаров, подготовить необходимую технику, тару, упаковочный материал и затем правильно и эффективно разместить поступающую на хранение продукцию.

AXELOT
+7 495 961-26-09
www.axelot.ru
Процесс приемки товара на склад (ч. 2)
Процесс приемки товара на склад (ч. 2)

Структура и количество операций по приемке товаров зависят от места приемки и вида груза, а также от типа транспортного средства, которым товары доставляют на склад.

XXV Практическая конференция «Управление современным складом» получила высокую оценку британского эксперта по логистике
XXV Практическая конференция «Управление современным складом» получила высокую оценку британского эксперта по логистике

28 сентября более пятисот пятидесяти представителей бизнес-сообщества из 44 городов России и стран ближнего и дальнего зарубежья собрались в Москве на юбилейной XXV Практической конференции «Управление современным складом», посвященной проблемам поиска действенных инструментов управления логистикой и оптимизации затрат.

Десять практических советов по сокращению товарных запасов
Десять практических советов по сокращению товарных запасов

Массовый рынок ТНП является рынком потребителя, и часто конкурентоспособность определяется возможностью установить меньшие цены на свою продукцию, что обеспечивается более низкими издержками. Не секрет, что основная часть издержек производственной компании (а часто и компании-продавца) формируется в сфере управления цепью поставок, таким образом, ценовая война может сводиться к конкуренции вашей цепи поставок и цепей конкурентов.

«Первый Бит» и AXELOT объединяют усилия для работы на рынке ERP
«Первый Бит» и AXELOT объединяют усилия для работы на рынке ERP

На пресс-конференции, прошедшей 28 сентября 2017 г., компании «Первый БИТ» и AXELOT официально заявили о выводе на ERP-рынок новой совместной компании GRADUM, которая будет специализироваться на решениях для автоматизации процессов учета и управления для предприятий крупного корпоративного сектора на базе платформы «1С:Предприятие».

Организация приема товара c помощью системы управления складом (WMS)
Организация приема товара c помощью системы управления складом (WMS)

Обобщенно работа склада выглядит весьма просто: товар приняли, обработали и отгрузили. Но как обычно, основные сложности заключаются в деталях технологии. Различия в зонировании складов, особенности товарной номенклатуры, специфика взаимодействия с поставщиками предполагают различные варианты организации процесса приема товара на складе.