Небо становится ближе

И. Протасов

Самоходные подъемники с рабочими платформами на шасси высокой проходимости сегодня востребованы как никогда, вот почему этот сектор машиностроения столь стремительно развивается. Резкому росту спроса в Европе на подъемники этого типа способствовало принятие еще в 1995 г. директивы ЕС относительно безопасности высотных работ. В декабре 1998 г. этот документ стал частью французского права, а с января 2001 г. операторы подъемников должны получать разрешение на высотные работы в соответствующей уполномоченной организации. Помимо прочего документ обязывает руководителей предприятий использовать гондольные подъемники при реализации работ на высоте более 3 м как внутри зданий, так и снаружи.

Подобная техника должна не только совершать плавный и беспрепятственный подъем платформы с людьми на определенную высоту для выполнения внешних монтажных, строительных и других работ при возведении, например, и оборудовании складских и подсобных зданий и помещений, но и преодолевать сложные по условиям проходимости участки строительной площадки, гарантировать безопасную работу. На российский рынок это оборудование пришло более десятка лет назад, но для многих и по сей день оно остается новинкой, и тем выше интерес к ней. Острая конкуренция в этой отрасли промышленности привела к тому, что каждый производитель стремится привлечь внимание потребителя и предложить пусть немного, но все же больше, чем конкуренты.

Действительно, новые изобретения в подъемном оборудовании, особенно такие, которые позволяют значительно повысить рентабельность и производительность машин, случаются нечасто. Говоря о модели SuperDeck фирмы Tadano Faun, мы являемся свидетелями как раз одного из таких редких случаев. Презентация этого самоходного подъемника состоялась на выставке APEX-2002 (г. Маастрихт, Нидерланды). SuperDeck – самая первая, но весьма удачная попытка этой хорошо известной своими грузоподъемными кранами компании реализовать себя на рынке подъемников. По общему мнению, Tadano представила машину с превосходными рабочими характеристиками (грузоподъемность (г/п) 1,0 т, большая рабочая платформа, повышенная степень безопасности). Пригодился и старый опыт – конструкция шарнирного подъемника обладает маневренностью крановой стрелы, что позволило существенно увеличить производительность новинки.

В модельный ряд подъемников Super-Deck входят машины АС-160SX и АС-210SX на гусеничном ходу с предельной высотой подъема 16 м и колесные машины AW-160SX и AW-210SX с рабочей высотой 21 м. SuperDeck оборудованы телескопической стрелой и рабочей платформой площадью более 8 м2, которая может поворачиваться на 360°. Специалисты – разработчики фирмы Tadano утверждают, что простота – основной секрет великолепной управляемости подъемников SuperDeck: оператор манипулирует четырьмя степенями свободы рабочей платформы при помощи одной рукоятки, легко передвигая ее по вертикали и горизонтали, а другой рычаг служит для перемещения в диагональных направлениях. На этой машине применена и еще одна дополнительная мера безопасности: о любом потенциально опасном ее движении оператора предупредит человеческий голос. Подъемники SuperDeck могут работать в стандартных пролетах зданий, подавать платформы через провалы, ненадежный грунт или высокие препятствия, поднимая при этом вместе с несколькими рабочими весьма крупные грузы, включая стальные конструкции, стройматериалы, облицовочные панели, другое подъемное оборудование.

Самоходные стреловые подъемники компании UpRight с момента появления на российском рынке были хорошо приняты. Благодаря высокой проходимости они пользуются популярностью и у европейских компаний, сдающих оборудование в аренду. У двух серийных моделей подъемников с шарнирно-сочлененной стрелой 16-метрового АВ46RT и 20,3-метрового AB62RT параметры техники высокой проходимости. Меньший из них – АВ46RT оборудован 1,5-метровым удлинителем, поворачивающимся на 140°, и может переносить платформу над препятствием высотой до 7,7 м. Благодаря функциям внедорожника и клиренсу 330 мм машина преодолевает крутые подъемы (до 40%).

У модели AB62RT 11-метровый вылет при высоте оси поворота 9,1 м (как утверждают конструкторы UpRight, ее рабочая высота на 1 м больше, чем у других машин этого класса). Сочетание «качающегося» переднего моста, радиальных шин размера 19х15-14 и дизельного двигателя Perkins 704-30 позволяет преодолевать подъемы до 40%. Конфигурация рабочей зоны этого подъемника довольно необычная. Широкое шасси – 2,3 м при нулевом вылете надстройки за габариты шасси при повороте в сочетании с небольшой габаритной длиной придают ему исключительную универсальность в использовании. Помимо этих достоинств транспортная масса машины сравнительно небольшая – 10,75 т. Испытания моделей проводились в довольно жестких условиях сдачи в аренду. Оба подъемника UpRight сильно нагружали на строительных работах, часто обращаясь с ними весьма небрежно, однако, несмотря ни на что, функционировали они безупречно.

В классе машин с большой рабочей высотой одной из последних новинок является семейство шарнирно-сочлененных подъемников Genie. Рабочая высота модели Z-80/60, предназначенной для эксплуатации в труднопроходимой местности, – 26,38 м, вылет – 18,29 м. Z-80/60 способен переносить платформу через вертикальные препятствия высотой 8,83 м. По заказу подъемник оснащают шасси разного типа, например с приводом на один мост (преодолевает подъем 30%) или на два моста (преодолевает подъем 50%), а также с одним или с двумя управляемыми мостами. Качающиеся мосты входят в стандартную комплектацию всех подъемников Genie этого типа. Модель с обоими управляемыми мостами работает в нескольких режимах: переднего или заднего управляемого моста, в режиме «крабовый ход» и скоординированное управление колесами обоих мостов. Минимальный радиус поворота подъемника по крайней наружной точке – 4,11 м. Режимы управления можно переключать непосредственно во время движения шасси платформы. В машинах серии Z-80/60 использовано грузоподъемное устройство новой конструкции, позволяющее поднимать оператора на высоту 24,38 м или опускать вниз, используя лишь одну главную стрелу (чтобы опустить платформу на землю, нет необходимости задействовать вторую секцию стрелы).

Другими особенностями стандартной комплектации подъемников Genie являются нераздвижные мосты, шины из вспененной резины и удлинитель стрелы длиной 1,83 м. Стальная платформа длиной 2,44 м также является стандартным оборудованием, платформу меньшей длины (1,83 м) устанавливают по заказу. Обе платформы поворачиваются на 160° при помощи гидравлического привода.

Новый подъемник Z-60/34 этой же фирмы об
орудован шарнирно-сочлененной стрелой. Его шасси недавно модернизировали, и теперь в нем установлены активные качающиеся оси, которые наклоняются, когда колесо наезжает на неровность. В результате этого нововведения все четыре колеса постоянно сохраняют контакт с опорной поверхностью. Компания утверждает, что, в отличие от качающихся мостов других конструкций, эти мосты работают постоянно независимо от того, сложена стрела или поднята. Благодаря усовершенствованию шасси машина преодолевает подъем 40%. При помощи пульта управления оператор может раздвигать мосты до ширины 1,52 м даже с подъемной рабочей платформы.

Компания JLG сосредоточила внимание на разработке новой конструкции стрелы, которая позволила уменьшить ширину серийной машины 800S и тем самым снизить ее полную массу. Если рабочая высота указанного подъемника с телескопической стрелой составляет 24,38 м, то у модернизированной модели 860SJ с шарнирно-сочлененной стрелой она увеличена до 26,21 м; при этом у модели 800S горизонтальный вылет составляет 21,64 м, у 860SJ немного больше – 22,86 м. Оба подъемника оснащены стандартной рамой шириной 2,49 м; благодаря особой конструкции стрелы отпала необходимость в широкой колее, в результате чего техника стала удобнее при эксплуатации в стесненных условиях.

Стрелы подъемников 800-й серии совершают полный цикл подъема от земли до высоты 24,38 м и опускаются обратно менее чем за 130 с, что на 40% быстрее, чем у других машин того же класса. Обе модели оборудованы новой электронной системой управления Advanced Design Electronic (ADE), которая, по утверждению компании-производителя, помогла сэкономить топливо и значительно уменьшила количество электрических проводов и соединений, необходимых для управления и контроля состояния машины.

Подъемник 1350SJP с рабочей высотой 32 м выпускают с лета 2003 г. Радиус рабочей зоны у него на 50% больше, чем у других стреловых подъемников с такой же рабочей высотой. Эту модель оснащают 2,44-метровым коленчатым удлинителем JibPLUS, способным поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В конструкцию также входят электронная система выравнивания платформы и пропорционального регулирования скорости поворота, что обеспечивает постоянную скорость поворота платформы независимо от радиуса поворота стрелы. Новая система обеспечивает автоматическое выравнивание платформы относительно земли независимо от положения шасси, благодаря чему оператор работает или управляет передвижением машины в более безопасных условиях.

Контроль за движением стрелы на границах рабочей зоны осуществляет система пропорционального регулирования, которая управляет перемещениями платформы. Платформа поднимается и опускается по плавной вертикальной дуге в отличие от «зубчатой траектории», характерной для машин, управляемых оконечными выключателями. В серийное оснащение моделей с полным приводом, в гидросистеме которых используются два насоса, входят мосты, качающиеся в вертикальной плоскости. Такая конструкция шасси дает возможность преодолевать подъем 45%. Стрела снабжена пропорциональной системой управления, которая синхронизирует и движение колес и обеспечивает соответствие максимальной угловой скорости движения платформы радиусу поворота.

Рабочие параметры модели 1200SJP серии Ultra с высотой подъема 36,5 м такие же, как у модели 1350SJP, и оснащена она теми же системами. Обе машины могут комплектовать дополнительным оборудованием для рабочих платформ Workstation in the Sky («летающая тарелка»). В комплект этого оборудования входит силовой генератор Sky Power мощностью 7,5 кВт, сварочный генератор компании Miller CST Sky Welder с силой тока 250 А и плазменный сварочный аппарат фирмы Miller модели 375 CutMate в комплекте Sky Cutter.

Компания Manitou Access создала на базе своих телескопических погрузчиков подъемник высокой проходимости 120AETJ, оснастив его шарнирно-сочлененной стрелой с электроприводом. Серийное производство новой машины началось в конце 2003 г. Платформа шириной всего 1,2 м поднимается на рабочую высоту 12,2 м. Удлинитель стрелы перемещается в вертикальной плоскости на 140° и вращается на такой же угол в горизонтальной плоскости. Горизонтальный вылет стрелы – 7 м, рабочая зона вокруг машины – 360°.

Компания Manitou Access выпустила на рынок подъемников две модели серии 165 с шарнирно-сочлененной стрелой 165ATJ и 165ATJS. Обе они получили от семейства телескопических погрузчиков мосты и мощный двигатель Perkins мощностью 47 л.с. Клиренс обеих моделей 44,7 мм, шины размером 400/70-20, что позволяет отнести их к классу машин высокой проходимости. Из прочих особенностей конструкции отметим низкое расположение баков для гидравлического масла и топлива, что упрощает заправку. Модели серии 165 универсальны в использовании благодаря максимальному вылету 10,4 м. Это позволило занять ей твердые позиции на рынке наряду с традиционными моделями с рабочей высотой подъема 15 и 20 м.

Есть у моделей и различия. Модель 165ATJ оснащена режимом рулевого управления четырьмя колесами, качающимся передним мостом, имеет функцию «крабового хода» и неограниченного вращения башни. На подъемнике 165 АТJS управляемые – только колеса одного моста, а башня поворачивается лишь на 360°.

По просьбам потребителей компания Manitou оснастила подъемники генератором, позволяющим, находясь на платформе, использовать электрический инструмент. Теперь не требуется прокладывать электрические провода от стационарной сети питания до платформы. Полный привод и рулевое управление всех четырех колес делают подъемник 165ATJ очень маневренным и идеальным для работы в труднопроходимой местности и на тесных площадках.

Французская компания Pinguely Haulotte занимается разработкой и производством подъемников с 1985 г. Следует признать, что за 18 лет она добилась многого, выпуская самые разные модели – от тяжелых самоходных конструкций до мобильных прицепных подъемников для разных видов работ. Компания, следуя, по-видимому, главным тенденциям этого сектора машиностроения, для работы на строительных площадках с труднопроходимыми местами создала модели НА 16 РХ и НА 18 РХ. Специально разработанная корзина уменьшенных размеров и третье телескопируемое звено позволяют вести работы на высоте до 16...18 м в особенно стесненных условиях. Оба подъемника снабжены приводом и рулевым управлением всех колес, гидроприводом блокировки дифференциалов. Клиренс – 400 мм. Эти особенности конструкции позволяют преодолевать бездорожье и подъем 50%.

Горизонтальный вылет стрелы у модели НА 16 РХ составляет 9,2 м, у НА 18 РХ – 10,6 м. Одновременное выполнение стрелой различных функций сокращает время доставки платформы к месту работы. Обе машины поднимают платформу на максимальную рабочую высоту всего за 45 с. Башня подъемника вращается на 360°, причем при повороте задняя часть машины не выступает за габариты шасси.

Вслед за недавно выпущенным недорогим подъемником НА 15 Х (рабочая высота 15,45 м), который был представлен на выставке APEX-2002, компания планирует создать еще две недорогие аналогичные модели. В планах Pinguely Haulotte – производство телескопических и шарнирно-сочлененных подъемников с высотой подъема до 30 м.