Основные тенденции развития региональных логистических центров в России

М. Шакиров, директор департамента складской и индустриальной недвижимости компании Colliers International

В настоящий момент вопрос развития региональных логистических центров (РЛЦ) является одним из наиболее актуальных для развития экономики РФ. От того, как скоро удастся создать достаточное количество качественных современных РЛЦ во всех крупнейших регионах страны, будут зависеть темпы и динамика роста товарооборота внутри страны, увеличение грузопотоков между субъектами федерации, а также создание и появление современной логистической и транспортной инфраструктуры, которая станет основой для развития экономики и производства в стране.

Региональные логистические центры предназначены для обработки транспортных, информационных и грузовых потоков. Основными логистическими операциями, которые в них должны производиться, являются приемка и сортировка, отбор и сборка, консолидация и расконсолидация (укрупнение и разделение), упаковка и маркировка, пакетирование и контейнеризация, поставки и транспортировка грузов, таможенное оформление, хранение и обработка опасных грузов с целью дальнейшей дистрибуции по региону.

К важнейшим предпосылкам, необходимым для развития РЛЦ, можно отнести бурный рост и потребительского рынка, и благосостояния населения, и его покупательской способности, а также активное развитие регионов России (многочисленные местные и федеральные программы развития и поддержки регионов) и ее экономики в целом, региональная экспансия крупных международных и российских сетевых торговых компаний и операторов (Metro Cash & Carry, IKEA, Auchan, OBI, «Перекресток», «Эльдорадо», «МИР» и др.). Следует отметить и такие важные моменты, как рост производства, бурное развитие и модернизация транспортной инфраструктуры (строительство новых дорог федерального назначения, модернизация железнодорожных путей и инфраструктуры, развитие портов и припортовых зон).

В скором времени РЛЦ станут одним из основных элементов сильной и хорошо развитой транспортной региональной инфраструктуры. Поэтому основные игроки рынка, понимая, что на данный момент качественных РЛЦ практически не существует, стремятся первыми выйти в регионы, чтобы занять стратегические участки и первыми вывести на рынок качественные складские помещения с полным набором логистических услуг. Если говорить об основных пользователях РЛЦ, то ими прежде всего являются западные и российские логистические и транспортные компании, торговые сети, FMCG-компании, производственные компании, производители оборудования и автомобилей.

Главные требования, которые предъявляются к РЛЦ с точки зрения организационно-функциональной структуры, – это месторасположение и транспортная доступность, а именно близость к основным федеральным магистралям, к аэропортам, ж.-д. узлам и портам; наличие рабочей силы для осуществления складских операций; система безопасности и контроля за территорией и внутренним пространством; использование IT-систем для контроля складского товарооборота, контроля грузов и транспортных потоков, принятия и обмена информацией; соблюдение технических критериев и требований, предъявляемых к современным РЛЦ (высота потолков и шаг колонн, нагрузка на полы, достаточное число погрузочно-разгрузочных доков, наличие пандуса, система пожаротушения, температурный режим, зона маневрирования, достаточное число мест для парковки как грузового, так и легкового автотранспорта и др.). Хорошо развитая инфраструктура включает в себя зоны технического обслуживания автотранспорта, мойку, места отдыха водителей и персонала, таможенный пост, также желательно наличие ж.-д. ветки, зон для хранения грузов при различных температурных режимах, круглосуточное функционирование, наличие площадок для хранения контейнеров и негабаритных грузов.

Естественно, не все проходит так гладко, как на бумаге. Создание РЛЦ сопряжено с рядом проблем, прежде всего связанных с подбором земельного участка под строительство. В первую очередь к такому участку предъявляют требования по правильному зонированию и целевому назначению. Как правило, пригодные для строительства земельные участки в регионах находятся в муниципальном пользовании или являются землями сельскохозяйственной категории. В данном случае девелоперу или инвестору необходимо изменить категорию земельного участка, что связано с временными и финансовыми затратами. Земельные участки обязательно должны быть оформлены в собственность. Ко всему прочему расходы на прокладку необходимых коммуникаций, получение квот и разрешений от местной администрации, восстановление дорог, подъездных путей, транспортных развязок, железнодорожной ветки чаще всего берет на себя девелопер. Ошибки при разработке концепции и проектировке, неправильная оценка емкости и потребностей рынка могут привести к чрезмерным затратам и простою площадей. Следует отметить и тот факт, что у девелопера часто возникают проблемы с выбором профессиональных субподрядчиков, поставщиков стройматериалов.

В настоящее время прослеживаются следующие тенденции в развитии РЛЦ:

• активная региональная экспансия западных и российских девелоперов и инвесторов в региональные города-миллионники, которые находятся на стратегических транспортных путях (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Волгоград, Нижний Новгород, Казань, Самара, Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Омск, Новосибирск, Пермь и др.). Это связано в первую очередь с большим спросом со стороны логистических компаний и конечных пользователей на качественные складские помещения, низкой по сравнению с Москвой стоимостью земли, наличием коммуникаций, слабой конкуренцией, перспективами роста и развития;

• сетевой подход к развитию РЛЦ;

• выбор большого «формата» (от 70 тыс. до 150 тыс. м2), пофазовый ввод площадей для минимизации рисков;

• внедрение современных технологий, строительство качественных складских помещений класса А или строительство под требования заказчика;

• активное взаимодействие и сотрудничество с местными игроками рынка;

• поддержка региональных администраций.