Отчего выходят из строя тяговые батареи

Простые советы водителю электропогрузчика

С. Герасимов, инженер гарантийной службы ООО «АКБ Сервис»

Вообще-то, в самом аккумуляторе ломаться особенно нечему. Во всяком случае, причина большинства неисправностей связана не с наличием в источнике питания каких-либо собственных дефектов, а с неисправностями самого электропогрузчика. Если долго эксплуатируешь машину и не следишь за ее обслуживанием, выходят из строя электромотор, масляный насос, высыхают без смазки подшипники при низких температурах, густеет масло. Все это приводит к повышенным нагрузкам и быстрому разряду аккумулятора.

Сам аккумулятор в процессе службы, конечно, изнашивается и в конце концов выходит из строя, что происходит вследствие коррозии пластин, осыпания активной массы и истощения электролита. Этим негативным процессам способствует повышенная температура, недостаточный заряд или перезаряд аккумулятора, эксплуатация батареи с сухими элементами. Обычно срок службы АКБ составляет около четырех лет, но в большой степени он зависит от режима эксплуатации.

Однако если ваш аккумулятор вдруг начал быстро разряжаться и электропогрузчик не может отработать смену, не спешите его выбрасывать. Наш опыт показывает, что огромное количество АКБ, которые на первый взгляд кажутся неисправными, были просто-напросто разряжены. Новые тяговые батареи, особенно импортные, стоят немало, а потому такой «простой» диагноз выгоден только их продавцам, но не владельцам техники. В этом случае не спешите делать окончательный вывод, а попробуйте зарядить разряженный аккумулятор, причем как можно скорее. Чем дольше аккумулятор остается незаряженным, тем сильней сульфатация пластин и тем проблематичней будет его восстановление.

Уход за АКБ чрезвычайно прост и практически сводится лишь к регулярным проверкам уровня электролита. Низкий его уровень может свидетельствовать об излишнем заряде аккумулятора, что обычно вызвано неправильно подобранным зарядным устройством. Заряд надо проводить с определенной «скоростью», иначе вас ждут разные неприятности. По правилам уровень зарядного тока для обычной тяговой свинцово-кислотной АКБ должен составлять 10% от ее номинальной емкости. Например, полностью разрядившийся аккумулятор емкостью 350 А·ч следует заряжать при силе тока 35 А в течение 10 ч. Заряд должен проходить со снятыми крышками.

Перезаряд аккумулятора на 10% сокращает ресурс АКБ на 20%, а вот недозаряд на 10% – уже наполовину. Если электролита недостает только в одном из элементов, то выход из строя всего аккумулятора уже не за горами. Продлить его работу в этом случае можно только срочно заменив неработающий элемент.

Следующий момент, на который следует обратить внимание, – это вибрация, которой подвергается погрузчик при движении. После высокой температуры и электрической перегрузки она является следующей наиболее частой причиной преждевременного выхода из строя АКБ. Механизм воздействия вибрации простой: любая «болтанка» постепенно стряхивает активное вещество с пластин. Поэтому проследите, чтобы электропогрузчик как можно меньше и медленней ездил по плохому неровному полу, а аккумуляторная батарея была прочно закреплена. Проверьте клеммы: они должны быть чистыми и хорошо затянутыми во избежание искрения. Некоторые механики и водители погрузчиков смазывают клеммы густой смазкой, а другие считают, что это только способствует накоплению грязи, так что выбор за вами.

И еще два простых совета. Доливая в АКБ дистиллированную воду, надо иметь в виду, что во время заряда уровень электролита повышается, поэтому выполнять эту операцию следует по окончании заряда АКБ. И еще – никогда не курите вблизи аккумуляторной батареи во время ее заряда. Помните, что опасность возгорания, к которому может привести реакция кислорода и водорода, выделяющихся во время заряда (а также по его завершении), вполне реальна.

Как же следует правильно хранить и транспортировать аккумуляторы? Перемещение и перевозка АКБ должны осуществляться в транспортной упаковке производителя. Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи открытого типа отгружаются заказчикам сухозаряженными или заполненными электролитом. Залитые электролитом и заряженные АКБ без подзарядки могут лежать на складе ограниченное время, так как имеют свойство саморазряжаться, поэтому такие АКБ необходимо ежемесячно подзаряжать.

Сухозаряженные аккумуляторные батареи необходимо сохранять в заводской упаковке, поскольку производитель помещает в нее влагопоглотители, в значительной степени уменьшающие конденсацию влаги. В таком состоянии хранение АКБ может продолжаться достаточно долго – до двух лет. Оптимальная температура окружающей среды при хранении ограничивается пределами от +5 до +25 °С, при этом следует избегать резких перепадов температуры, чтобы не допустить образования конденсата внутри элементов и снизить саморазряд. В целях предотвращения попадания влаги внутрь элементов их заливочные отверстия должны оставаться закрытыми транспортировочными пробками, которые следует снимать перед заливкой электролита после монтажа АКБ.

CeMAT Russia 2017 представит новинки года
CeMAT Russia 2017 представит новинки года

CeMAT Russia, единственная в России выставка складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада, в сентябре вновь распахнет свои двери для специалистов по интралогистике. В экспозиции будут демонстрироваться новейшие складские системы, подъемно-транспортное оборудование и комплектующие к нему, средства автоматизации склада, оборудование для упаковки и подбора заказов, программное обеспечение для организации работы склада на предприятиях и в организациях различных направлений деятельности: торговых сетях, транспортно-логистических компаниях, логистических комплексах и терминалах, производственных предприятиях различных отраслей и др. Некоторые из ее экспонатов мы хотим представить нашим читателям.

Зарядные комплексы для тяговых батарей складского электротранспорта
Зарядные комплексы для тяговых батарей складского электротранспорта

Зарядные устройства для тяговых аккумуляторных батарей (далее – ЗУ) являются составной частью хозяйства любого складского комплекса, где применяются электромеханические погрузчики. Несмотря на то, что они выполняют вспомогательную функцию, именно от ЗУ зависит время и качество заряда тяговых батарей, срок их службы и, в конечном счете, уровень эксплуатационных затрат.

Инновационная технология восстановления аккумуляторных батарей от BSI
Инновационная технология восстановления аккумуляторных батарей от BSI

Международная компания Battery Solution International Ltd. (BSI) является пионером в области предоставления услуг по восстановлению работоспособности и продлению срока эксплуатации аккумуляторов. BSI разработала комплексное, инновационное решение, использующее современные технологии в сочетании с добавлением фирменной присадки для проведения полного цикла ремонта тяговых аккумуляторных батарей.

Современные технологии заряда (Инновационные технологии новой линейки зарядных устройств компании EnerSys®)
Современные технологии заряда
Инновационные технологии новой линейки зарядных устройств компании EnerSys®
Тяговые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (Эксплуатация и обслуживание)
Тяговые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи
Эксплуатация и обслуживание