Спредеры для погрузочной техники: производство и применение

Сложно представить себе, какой была бы международная торговля сегодня, если бы полвека назад не изобрели то, что сегодня называют «крупнотоннажным грузовым контейнером»: длинный, герметично закрывающийся металлический ящик, настоящий мини-склад. В нем самые разные товары не только перевозят разным транспортом, но и надежно хранят в любую погоду под открытым небом на терминалах портов и железнодорожных станций.

До того, как был изобретен первый контейнер, грузы загружали на грузовые автомобили или в вагоны поштучно. После доставки в порт каждую коробку или мешок выгружали в доке, прежде чем поднять на судно. Такой способ транспортировки был весьма трудоемким и дорогим, и лишь полвека назад ему нашли достойную альтернативу. Считается, что идея перевозки грузов в одной и той же таре, которая не меняется на протяжении всей перевозки разными видами транспорта – судами, автомобилями и железной дорогой, принадлежала американскому предпринимателю Малькому МакЛину (Malcolm McLean). МакЛин разработал первый металлический контейнер для перемещения грузов в 1956 г., но говорят, что сама идея пришла к нему 20-ю годами раньше, после долгих размышлений о том, насколько много требует физических сил и времени традиционная погрузка-разгрузка вручную. В 1956-м первое судно, груженное 58 бортовыми трейлерами с контейнерами, созданными МакЛином, прибыло из порта Ньюарк в штате Нью-Джерси в Хьюстон, штат Техас. Позже изобретатель основал собственный грузовой транспортный бизнес в рамках компании Sea Land Inc., которую в 1999 г. приобрел ведущий мировой морской грузоперевозчик датская компания Maersk.

Сегодня всеобщая контейнеризация охватила весь мир. Трудно найти товары широкого потребления, которые не доставляют таким образом. Буквально всё, от зубной пасты до замороженной говядины, перевозят, не перегружая c одного вида транспорта на другой, именно в такой таре, изготовленной преимущественно из металла китайского производства. В соответствии со стандартом ISO грузовые контейнеры, которые могут быть универсальными или специализированного назначения, обычно имеют ширину 8 футов (2,44 м) и высоту от 8 футов до 9 футов 6 дюймов. Их длина может быть разной. Наиболее часто в международной торговле используют контейнеры длиной 20, 40, 45, 48 или 53 фута при стандартных размерах по ISO 20 (TEU) или 40 (FEU) футов.

Спредер контейнерного крана-перегружателя

Основным грузозахватным органом – «рукой» любого средства для перевалки контейнеров (например, контейнерного штабелера, ричстакера, погрузчика с боковым расположением вил, автоконтейнеровоза, подъемного крана), которая служит для манипуляций с контейнером и находится с ним в прямом контакте, является так назыываемый спредер (от англ. spreader, дословно – «раскладное приспособление, распорка»). В профессиональном жаргоне во всем мире обычно используют именно это слово, хотя немецкое название conainergeschirr (буквально – «контейнерная оснастка») по смыслу является куда более точным. Если поначалу это навесное устройство использовали для захвата только морских контейнеров, то теперь его применяют для работы с грузовыми контейнерами любого типа. Унифицированные расстояния между отверстиями фитингов позволяют применять спредеры для работы с контейнерами разных размеров. Большинство спредеров оснащено специальными поворотными замками, которые прочно и жестко захватывают контейнер за угловые фитинги. Существуют спредеры, которые могут захватывать контейнеры сверху (они получили название Top Lift Attachment) или сбоку (Side Lift Attachment). Спредеры могут быть «жесткими», т. е. не изменяющими свою длину (предназначены только для контейнеров одного размера), и телескопическими. Последние можно применять для работы с контейнерами длиной от 20 до 40 футов без каких-либо конструктивных изменений. Телескопический спредер весит довольно прилично – примерно 6800 кг, поэтому его массу следует вычитать из полезной нагрузки устройства для перегрузки контейнеров. Имеются также конструкции спредеров, предназначенные специально для работы с автотранспортными прицепами, а также устройства для перегрузки одновременно двух контейнеров.

Контейнерный штабелер с верхним спредером

Спредер, несмотря на кажущуюся простоту конструкции, является очень ответственным узлом, поскольку он подвергается большим знакопеременным динамическим нагрузкам и от его надежности и функциональности зависит не только производительность машин, но и безопасность работ. По статистике именно с нарушениями в работе этого узла связано 90% всех поломок контейнерных погрузчиков, поскольку он является наиболее нагруженным компонентом оборудования. Основные проблемы обычно возникают из-за вибрации и ударов, которые приводят к нарушениям работы электрических или гидравлических систем спредера.

Согласно экспертным данным, 75% всех контейнерных спредеров производят в Европе. Самым крупным изготовителем этих навесных грузозахватных приспособлений для погрузчиков и ричстакеров является шведская фирма Elme: по собственным прогнозам, в 2006 г. она должна выпустить 850 ед. таких спредеров. Среди постоянных клиентов компании можно назвать таких солидных производителей погрузочной техники, как Linde, Hyster, Svetruck, SMV и Clark. Ведущий производитель контейнерных погрузчиков в Северной Америке Taylor Machine Works Inc. также покупает для своих машин спредеры Elme. Фирмы Kalmar, CVS Ferrari и PPM сами производят все спредеры или большую их часть для своих машин. Но как это ни покажется странным, некоторые конкуренты Elme, в частности CVS Ferrari, тоже являются ее клиентами: почти все производители техники для перегрузки контейнеров хотя бы раз покупали у нее те или иные модели спредеров.

Elme удалось запатентовать много разных по конструкции спредеров с большим числом функций, и другим производителям пока очень сложно сделать подобные устройства, не нарушая авторское право.Существуют и другие независимые изготовители спредеров, например, Smits Spreaders и сингапурская фирма RAM Spreaders, которые изготавливают эти изделия для предприятий, не желающих делать это самостоятельно. Точных данных о количестве всех ежегодно выпускаемых спредеров нет, но известно, что Elme, Kalmar и Fantuzzi – три самых крупных производителя спредеров в мире – в совокупности ежегодно производят приблизительно 2000 ед. этого оборудования.

Спредер для перегрузки трейлеров

Частная компания по производству спредерных захватов Elmhults Konstruktions AB (Elme) начала свою деятельность в Аmhult, Швеция, в 1974 г. с выполнения индивидуальных заказов. Ее основатель и президент Густа Карлссон (Gusta Karlsson) утверждает, что вовсе не стремился к тому, чтобы его предприятие стало самым крупным в мире изготовителем спредеров – просто так сложились обстоятельства. В 2004 г. Elme изготовила 580 ед. спредеров, в 2005-м – 720 ед., а в 2006-м по предварительным оценкам объем их выпуска достигнет 1000 спредеров. Из всего объема выпуска 85% изделий предназначено для комплектации контейнерных штабелеров и ричстакеров, остальное – для оборудования подъемных кранов. Сегодня в штате компании приблизительно 100 сотрудников. Ее бизнес успешно развивается, потому что в нем заинтересованы прежде всего сами производители контейнерного погрузочного оборудования: передача изготовления комплектующего на аутсорсинг позволяет сконцентрировать усилия на их основном бизнесе. Те объемы заказов, которые выполняет Elme, полностью определяются эффективностью ее производства. Компании принадлежат права уже на 12 патентов спредерных устройств, включая конструкцию, созданную для подъемного крана. Детали патентов являются конфиденциальными. В настоящее время Elme держит патент и на спредер, позволяющий вести обработку двух контейнеров одновременно.

Taylor Machine Works Inc. (Луисвилль, шт. Миссисипи) и Hyster Company (Гринвилл, шт. Северная Каролина) являются единственными североамериканскими изготовителями погрузочно-разгрузочного оборудования для обработки контейнеров. Однако если Taylor Machine изготавливает машины в США, то Hyster переместила крупное производство своих погрузчиков в Европу. Taylor Machine, по утверждению ее руководства, является самым крупным изготовителем штабелеров для груженых контейнеров в Северной Америке. Официального подтверждения такому заявлению не последовало: предприятие, начавшее свою работу в 1960-х годах, находится в семейной собственности, поэтому имеет право не раскрывать объемы выпуска, чем и пользуется.

Спредеры на автоконтейнеровозах

Несколько лет назад Taylor Machine заключила соглашение с итальянской компанией Ferrari, в соответствии с которым получила право продавать на рынке США полный диапазон ричстакеров CVS под маркой Taylor. Вместе с тем компания сделала несколько собственных моделей ричстакеров для определенных рынков в Северной Америке. Еще в 1960-е годы Taylor передала производство спредеров для своих машин североамериканскому предприятию Ropco, которое впоследствии (в 1986 г.) было приобретено фирмой Bromma – филиалом Kalmar. Первый собственный спредер Taylor создала только в начале 1980-х годов.

Компания CVS Ferrari SpA (штаб-квартира расположена в Roveleto di Cadeo, Северная Италия) решилась на производство собственных спредеров, когда вошла в бизнес контейнерных погрузчиков. Итальянский изготовитель в 2005 г. произвел 200 ричстакеров и приблизительно 100 контейнерных мачтовых погрузчиков. Выпуск этой продукции в 2003–2004 гг. был примерно на таком же уровне, поэтому рост производительности стал главной проблемой для CVS Ferrari. Желание сосредоточить усилия на основном бизнесе, а также иметь очень конкурентоспособные цены и было основной причиной того, почему компания закупает 16% всех спредеров (для погрузчиков-штабелеров порожних контейнеров) у Elme. Итальянская компания была непреклонна в своем стремлении работать исключительно в масштабе родного региона, в то время как другие изготовители погрузчиков, стремясь получить свой кусок на динамично развивающемся азиатском рынке, уже построили или планируют строить заводы в Китае. CVS Ferrari имеет 12 фабрик в Северной Италии и планирует удвоить их производительность в два ближайших года. Компания в основном работает по индивидуальным заказам, и большая удаленность предприятий друг от друга потребовала бы больших средств на обучение персонала и снизила возможности более гибко и быстро реагировать на изменения требований рынка.

Спредеры для обработки захвата одновременно двух и трех контейнеров

Почему же одни компании производят спредеры самостоятельно, а другие нет? Есть много серьезных факторов, которые должен изучить изготовитель оборудования, прежде чем решить, нужно ли ему самому делать спредеры. В каких именно устройствах нуждается сегодняшний рынок? Может ли компания обеспечить необходимую производительность на существующих предприятиях? Не станет ли новое производство отвлекать силы от основного бизнеса? Положительный ответ на последний вопрос определил выбор тех компаний, которые хотели сосредоточиться на основном бизнесе – выпуске погрузочного оборудования. Однако такие ключевые факторы, как необходимость повышать гибкость и функциональность техники, возможность лучше удовлетворить потребности клиента, по-прежнему заставляют некоторые предприятия заниматься собственным производством. Такой подход можно определить как «маркетинговый», а то небольшое различие в ценах между собственной и покупаемой продукцией оказывается здесь фактором менее существенным.

Еще одним преимуществом собственного производства является то, что клиент получает сервисное обслуживание машины и спредера «из одних рук». Кроме того, серийные производители должны сделать стандартное изделие таким, чтобы удовлетворялось большинство требований при конкурентоспособной цене. Обычно они являются не такими восприимчивыми к новшествам, поскольку находятся дальше от клиентов и медленней обновляют свои модельные ряды. Собственное производство позволяет быстрее совершенствовать выпускаемые изделия, делая это именно тогда, когда такая необходимость назрела, и выпускать продукцию, больше соответствующую индивидуальным запросам. В качестве убедительного примера в пользу этого положения CVS Ferrari приводит ричстакеры нового поколения Ferrari 400, оснащенные последней моделью спредера, которая на 2 т легче предыдущей модели. Таких характеристик нет ни у одного из известных спредеров на рынке.

Специалисты CVS Ferrari регулярно проводят сравнительные испытания своих спредеров с изделиями производителей, для которых эта продукция является основной, с целью не только сопоставить характеристики и возможности, но проконтролировать уровень затрат. И по некоторым моделям предпочтение отдается аутсорсингу. Критерии выбора зависят от объема продаж определенных моделей машин и пригодности изделия к тому, чтобы удовлетворить требования производителя. В конечном счете именно производители погрузочной техники имеют обратную связь с клиентами, которая и определяет возможность выявить их предпочтения. Это позволяет оптимизировать особенности, ресурс и производительность спредеров согласно желаниям клиентов.

Иной технической политики придерживается руководство фирмы Taylor, которая изготавливает спредеры сама и не имеет никаких планов отдать их производство на аутсорсинг. Эти комплектующие – очень важная составляющая часть изделий фирмы, и многие из ее клиентов считают их весьма привлекательным конкурентным преимуществом данной техники. Тем более что результаты сравнительных испытаний спредеров Taylor с аналогичными изделиями других компаний оказались для последних не слишком успешными.

По материалам зарубежной печати подготовила В. Петрова