СеМАТ 2005. В фокусе – промышленный транспорт

С 11 по 15 октября в Ганновере (Германия) прошла крупнейшая в мире выставка CeMAT 2005, посвященная технология складирования и обработки грузов. Впервые она была организована как самостоятельное мероприятие, получившее название «Всемирный форум интралогистики». Уже с первых дней начала выставки стало ясно, что цели организаторов – выделить все сферы деятельности, связанные с оборудованием и технологиями для внутренней логистики, – были достигнуты: масштабы форума были внушительными, а число участников и посетителей превзошло все ожидания. На площади 75 тыс. м2 (это почти 20 таких выставок, как российская «Склад. Транспорт. Логистика» в Экспоцентре) разместилось около 1000 экспонентов, а число посетителей CeMAT составило примерно 50 тысяч. Таким образом, площадка получившей новый статус CeMAT окончательно утвердилась как место встречи всех специалистов, занятых в сфере внутренней логистики.

Наш журнал планирует опубликовать ряд статей, посвященных новинкам СеМАТ и тенденциям развития интралогистики в Европе. Сегодня мы познакомим наших читателей с выставкой и ее проблематикой в целом и расскажем о наиболее интересных моделях напольного транспорта и его компонентах, представленных на СеМАТ ведущими производителями этой техники.

Интралогистика в поисках самоидентификации

Интралогистика, или внутренняя логистика, – термин достаточно новый не только для россиян. То, что он окончательно утвердился в Европе только сейчас, показывает, в частности, и эта выставка. Понятие «интралогистики» охватывает все продукты, компоненты и процессы, связанные с осуществлением, управлением, контролем и оптимизацией таких внутрипроизводственных процессов, как хранение, транспортировка и маркировка материалов на складах, промышленных предприятиях, предприятиях оптовой или розничной торговли и др. Во всех этих сферах интралогистика занята поиском универсальных и в то же время легко подстраиваемых под конкретные условия технологий. Внутренняя логистика также оптимизирует информационные потоки между различными «узлами логистики» на предприятии (например, производственными отделами, центрами распределения, в аэропортах, морских портах и т. д.).

К необходимости консолидации усилий производителей оборудования, систем и компонентов для внутренней логистики, разработчиков программного обеспечения прежде всего привел поиск новых возможностей и решений, снижающих стоимость продукции.

В последние годы роль именно этого сектора экономики неизменно росла, именно здесь проводились наиболее серьезные исследования, сюда вкладывали значительные инвестиции. Интересно, что внутренняя логистика, по крайней мере пока, объединила только непосредственных производителей и разработчиков разных решений, оставив «за бортом», например, логистических провайдеров.

Это динамичное и весьма интенсивное развитие привело к необходимости более точно дифференцировать внутреннюю логистику от внешней, связанной в основном с перевозкой грузов между предприятиями. Чтобы сформировать отдельный сектор в пределах структуры организующегося форума интралогистики, в Германии, одной из наиболее продвинувшихся в этом направлении стран, поставщики объединились в рамках своих индустриальных ассоциаций – Союза немецких машиностроителей (VDMA, Verband deutscher Maschinen- und Anlagenbau) и Союза производителей складского и индустриального оборудования (Verband Lagertechnik und Betriebseinrichtungen). По объемам оборота в сегменте интралогистики Германия занимает второе место в мире после США. Масштабы его достаточно значительны. Судите сами: в этой сфере здесь работают около 800 немецких предприятий и филиалов иностранных фирм, в большинстве случаев относящихся к среднему бизнесу, где занято около 90 тыс. работников. Общий оборот в 2004 г. составил примерно 11 млрд. евро.

Похожий процесс самоопределения внутренней логистики происходит и в нашей стране. Характерной иллюстрацией разделения сфер деятельности являются московские специализированные выставки «Склад. Транспорт. Логистика» (СТЛ) и «ТрансРоссия». Каждая их них объединила преимущественно компании, занятые соответственно во внутренней и внешней логистике. Это разделение постоянно ширится: например, транспортно-экспедиционных компаний на СТЛ с каждым годом становится все меньше. Правда, характерной особенностью СеМАТ стало отсутствие стендов логистических операторов (исключением была компания Schenker); зато в СТЛ пока не очень многочисленные российские провайдеры участвуют достаточно активно.

Участники и посетители

Конечно, СеМАТ рассчитана прежде всего на европейский рынок, а в особенности на рынок Германии. Результаты статистических подсчетов показали, что примерно 57% всех экспонентов составляли немецкие предприятия. Одна треть всех участников прибыла из других европейских стран, 5% – из Азии. Большая площадь экспозиций была у японских и южнокорейских компаний, а больше всего компаний представляло Китай – их было около сорока! С североамериканского континента приехало лишь 2% участников. На мой взгляд, наибольшее число иностранных стендов было у итальянских и шведских фирм, затем в порядке убывания – у компаний из Нидерландов, Бельгии, Франции, Великобритании и Австрии.

Красочные шоу в павильонах крупнейших компаний – неотъемлемая часть СеМАТ 2005

Крупные производители – Linde, Still, Jungheinrich, Hyster, как и на предыдущей СеМАТ, расположились в собственных отдельных стендах-павильонах. Впрочем, экспозиции Daewoo, Toyota, Mitsubishi, Manitou, Schafer и других известных фирм почти не уступали им по масштабам.

Вместе с тем многие из очень известных предприятий в выставке не участвовали, в частности и такие лидеры в производстве напольного транспорта, как ТСМ, Komatsu, Crown, Shinko, Сaterpillar. За исключением автоматизированной техники отсутствовали модели с финской маркой Rocla. Это и понятно – выставка, как мы уже отметили, ориентирована прежде всего на европейского покупателя. Кроме того, японские компании имеют возможность представлять свою продукцию на ежегодной выставке СеМАТ Asia, которая теперь ежегодно проводится в Шанхае. Тем не менее на посетителей это обстоятельство не произвело, как я думаю, негативного впечатления, ведь масштабы выставки и без того были настолько огромны, что подробно ознакомиться даже с самыми интересными экспонатами не хватало времени. Мне. например, понадобилось только два дня на то, чтобы просто обойти павильоны и сориентироваться, кто и где находится.

Интересно, что состав посетителей, по данным организаторов СеМАТ, был несколько иным, чем раньше: примерно 35% прибыло на форум из-за пределов Германии, 11,1% – из Азии и 10,7% – из США. Действительно число посетителей с азиатского континента удивляло. Любопытные китайцы (а может, представители других, близких им по крови народов с характерным разрезом глаз) попадались на каждом шагу. Они выщелкивали фотоаппаратами самые недоступные уголки оборудования, даже там, где это категорически запрещалось

Погрузчик Linde – для больших и маленьких

Русские идут!

Отмечу еще один приятный факт. Впервые в выставке приняли участие российские фирмы – Национальная логистическая компания (НЛК), Русская логистическая служба, компания «Димал» и др., российские СМИ. Возможно, не всем им выставка пока принесла желаемые результаты, однако некоторые из них уже поспешили сообщить о первых итогах своего участия, например НЛК, отважившаяся на собственный стенд. Как всегда, компания вела себя достаточно активно. Она уже заявила, что ей удалось заключить ряд соглашений с крупнейшими зарубежными производителями о поставке партий погрузчиков, стеллажей для хранения и оснащении новых терминалов системами АСУ. Кроме того, в рамках CeMAT 2005 состоялась презентация «Российский логистический рынок. Состояние, тенденции и перспективы», основным организатором которой выступила Национальная логистическая компания. Выступающие ознакомили аудиторию с результатами анализа рынков логистических услуг и складской недвижимости в России, а также рассказали о перспективах развития и возможностях сотрудничества.

Интерес к ганноверской выставке подтвердило и возросшее число посетителей из России. Только через представительство в Ганновер выехало около 200 наших соотечественников. Можно предположить, что не меньше было и число российских сотрудников представительств и дилеров зарубежных компаний, участвующих в СеМАТ.

В центре внимания – stapler

Слово stapler можно перевести с немецкого как штабелер в самом широком смысле этого слова, т. е. подъемно-транспортное оборудование с вилочным захватом, предназначенное для обработки поддонов с грузами. Несмотря на значительное количество автоматизированных систем складирования, именно эта техника была представлена наиболее широко и на большем числе стендов. Ее выпуск принял огромные масштабы и расширяется очень динамично. В 2004 году напольное транспортное оборудование во всех регионах мира продавалось как никогда успешно – в целом во всем мире его сбыт увеличился на 17%. Результаты нынешнего года, похоже, будут еще лучше: только за первые 4 месяца объем рыночных продаж по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года вырос еще на 9%, достигнув 250 тыс. ед. В Европе с января по апрель было продано 101 тыс. ед. этой техники, что на 5% больше, чем в 2004 году за тот же период. Прирост на этом континенте прежде всего был связан с увеличением продаж на востоке, в то время как в Западной Европе рост реализации до сих пор остается незначительным.

Похоже, выход мировой экономики из кризиса положительно сказался на развитии этого сегмента техники. Самые известные изготовители напольного транспортного оборудования на выставке в Ганновере не просто продемонстрировали широкой общественности плоды своих разработок последних лет, но и предложили принципиально новые концепции транспортного оборудования. Поскольку в СеМАТ приняли участие все крупные немецкие компании, а также достаточное число зарубежных фирм, посмотреть здесь было на что.

Особое внимание разработчики уделили аспекту эргономики в широком смысле слова. Они давно поняли, что именно рабочая сила является самым ценным (и дорогостоящим) фактором в логистике, и чем удобнее себя чувствует оператор, работающий на оборудовании, тем больше поддонов он может перевезти и погрузить. И, разумеется, рабочий лучше поедет, чем пойдет пешком; чем меньше тяжестей ему приходится понимать вручную, тем больше операций он способен выполнить. Например, именно по этой причине, по мнению Матиаса Фишера, руководителя службы сбыта концерна Junghеinrich, в последние годы сильно вырос спрос на самоходные электротележки с платформой для оператора. Вообще все, факторы, которые могли повлиять на повышение производительности складских процессов, являлись главными в исследованиях ведущих компаний. В своих новых разработках изготовители хотят не только улучшать эргономические факторы, но повысить производительность при перегрузке и скорость. Так, глава немецкого филиала фирмы Toyota Фолькер Шюсслер заявил, что в сегменте тех же электротележек с подъемными вилами ясно прослеживается тенденция к повышению скорости более 8 км/ч. Рынок требует в этом сегменте более гибкого и быстрого оборудования для складов, поскольку оно часто используется вместо вилочных погрузчиков.

Характерными примерами разработок, улучшающих удобство работы и производительность, являются и такие элементы, как сервоуправление и объединение функций управления в джойстике, технические решения компании Still (устройство боковой смены батарей на моделях погрузчиков RX), вращающаяся кабина на погрузчике Junghеinrich и другие решения, которые мы представим читателям ниже.

Daewoo меняет имя

Весной этого года компания Daewoo – производитель вилочных погрузчиков, вошла в состав южнокорейского гиганта Doosan и получила новое имя Doosan Infracore Co., Ltd. Новое руководство компании в лице генерального директора Дак-Джу Ра смотрит в будущее с большим оптимизмом, ведь уже сегодня доля компании на корейском рынке погрузчиков составляет 58%, 65% продукции поставляется на экспорт в 90 стран мира, из них 40% – на европейский рынок. В этом году большими темпами роста продаж отличились Великобритания, Турция и Россия. По словам генерального директора, компания намерена к 2015 году войти в пятерку ведущих мировых производителей погрузчиков. В первую очередь, Doosan Infracore будет опираться на рынки, где ее техника уже хорошо известна, в том числе и в Европе, куда погрузчики будут поставлять под маркой Doosan-Daewoo. Дальнейшую экспансию подкрепит увеличение объемов производства завода в Китае, обеспечивающего поставки новых моделей в страны Восточной Европы. В добавление к заводу в Бельгии в Европе построят еще одно сборочное производство.

На СеМАТ Doosan Infracore представила европейскому рынку новую серию электропогрузчиков из шести моделей: трехопорных В15Т/ В18Т/ В20Т-5 (г/п 1,8...2,0 т) с питанием от батареи напряжением 36 и 48 В, а также четырехопорных В16Х/ В18Х/ В20Х (г/п 1,6...2,0 т, напряжение 48 В). Эти машины – первенцы нового семейства Pro-5 Series, призванные заменить серию B15/ 18/ 20T-2 Plus и B18/ 18/ 20X Plus, имеют разные исполнения и опции.

Модели новой серии характеризуются еще большей производительностью и комфортом при движении и работе. Они оснащены новыми кабинами, более узкими рулевыми колонками и приборной панелью, изготовленными из сверхпрочной пластмассы. На В16Х/ В18Х/ В20Х могут быть установлены мачты с высотой подъема от 2700 до 6000 мм. Смена окраски на желто-голубую также улучшила внешний вид машин. Разработка серии Pro-5 заняла пять лет, всестороннее тестирование погрузчиков провела логистическая компания Schrenker (Италия).

Atlet: три модели – одна программа

Tempo, Presto и Forte – не только музыкальные термины. Эти названия теперь известны и потребителям оборудования шведской фирмы Atlet. Недавно «музыкальную» серию, начатую самоходными электротележками с платформой (Presto PLP) продолжила модель Tempo комплектовщика заказов с первого и второго ярусов стеллажей. Свое название она получила, вероятно, за высокую скорость передвижения – 10 км/ч без груза и 12 км/ч с грузом. Машина с двигателем переменного тока мощностью 2,2 кВт имеет ряд модификаций – со стандартным подъемом вил, с подъемом вил на 790 мм, с подъемом площадки оператора и др. Грузоподъемность серии Tempo – 1,2...2,5 т.

Компания Atlet в отличие от многих других производителей концентрирует усилия исключительно в области внутризаводского транспорта, что позволяет ей из года в год улучшать модели. Фирма предлагает широкий диапазон оборудования для погрузки-разгрузки, штабелирования и комплектации – от ручных гидравлических тележек и штабелеров с выдвижной мачтой до оборудования для комплектации заказов с любых ярусов стеллажей.

Именно Atlet одной из первых использовала при конструировании практически всех своих машин модульную концепцию, что позволило легко адаптировать модели к любым случаям применения и предложить наиболее экономичное и эффективное решение во всех случаях, от самого простого оснащения склада одной машиной до комплексного системного решения оснащения парком техники по принципу «все из одних рук» с тщательной логистической проработкой проекта. Эргономика, надежность и длительный ресурс – отличительные признаки продукции Atlet.

E-P Equipment – техника из Китая

Как мы уже отметили, число китайских производителей на СеМАТ было очень велико, однако, пожалуй, лишь Heli и E-P Equipment продемонстрировали достаточно широкий спектр оборудования для штабелирования – и противовесные погрузчики, и внутрискладскую технику. Дополнительным преимуществом E-P Equipment является то, что она выпускает и другие типы оборудования, весьма часто применяемого на складе. В ассортимент моделей фирмы входят:

• дизельные и газовые четырехопорные погрузчики;

• трех- и четырехопорные электропогрузчики, ричтраки;

• ручные гидравлические тележки (в том числе со встроенными весами, тележки ножничного типа);

• ручные штабелеры, подъемники, домкраты;

• самоходные ведомые электротележки и электроштабелеры;

• подъемные платформы.

В помощь комплектовщику: навесное устройство для разворота поддонов

В рамках исследовательского и конструкторского проекта, инициируемого и финансируемого профсоюзом оптовой торговли и складского хозяйства, а также поддержанного Linde Material Hanging, акционерное общество Weiner und Schroter mbH (IWS) создало устройство для разворота поддонов, которое облегчает работу персонала, занятого комплектованием заказов на распределительных складах, и одновременно улучшает его производственные показатели. Комплектовщики часто вынуждены вручную поднимать и переносить тяжелые изделия, у них особенно сильно нагружен позвоночник, так как комплектовщику приходится разбирать наполовину разгруженный поддон, согнувшись пополам под нижней полкой стеллажа. Разработанное IWS устройство является универсальным навесным приспособлением для всех типов погрузчиков и способно разворачивать поддон на 180°.

Устройство разворота поддонов состоит из четырех компонентов – носителя вил с механизмом бокового сдвига и телескопическими вилами, несущей рамы с модулем подъема (поворота), жесткого каркаса и собственно электропогрузчика с противовесом. При работе погрузчик с телескопическими вилами останавливается напротив поддона, подлежащего развороту. Вилы вместе с механизмом бокового сдвига выдвигаются, поддон с помощью подъемного каркаса приподнимается и въезжает в поворотную раму. Затем поддон приподнимается, а модуль поворота разворачивает его на 180°. По окончании комплектации поддон снова устанавливают на место на полке.

«Руки» для погрузчика

Свою продукцию на СеМАТ фирма Каuр демонстрировала под девизом: «Руки вилочного погрузчика». Главное место в иерархии изделий Каuр как раньше, так и сейчас отведено механизму бокового сдвига вил. С каждым годом он продается все лучше, но, к сожалению, имеет небольшой потенциал для дальнейшего совершенствования. Среди подобных устройств со смещением вил после механизма бокового сдвига, по данным Каuр, наибольшим спросом пользуется новое семейство навесного оборудования, позволившее увеличить предложение компании сразу на 4 различные серии. Диапазон величин сдвига вил у трех серий семейств лежит в пределах строительной ширины погрузчика.

Диапазон раздвигания вил четвертой серии значительно превышает строительную ширину, причем уже выпускаются изделия, в которых максимальное расстояние между вилами доходит до 5600 мм. Новая серия Т 160/T 160Z по данным Каuр подкупает отличными условиями обзора. При небольшом выступании за габаритные размеры машины новые вилы имеют очень хорошую остаточную грузоподьемность.

По выпуску многорядных вилочных захватов для погрузчиков Каuр является лидером на мировом рынке. Обширная программа таких моделей включает изделия для транспортировки одновременно от 2 до 8 поддонов. Особенно шумный успех в прошедшие месяцы имели новые серии захватов Т 429 и Т 429-1-2-3, которые можно было увидеть на стенде компании.

(Продолжение следует)

Публикацию подготовил В. Антонов