Логистическая индустрия в Северной Америке

А. Малышев

Логистика как комплексная система планирования, контроля и управления транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки и доставки готовой продукции потребителю, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации и финансовых потоков, получила наибольшее практическое воплощение и развитие на североамериканском континенте, прежде всего в США.

Kонсалтинговая фирма Armstrong & Associates Inc. оценивает емкость рынка логистических услуг США, предоставляемых специализированными компаниями на условиях аутсорсинга, в 77 млрд. USD (если к этому показателю приплюсовать оборот логистических подразделений компаний, для которых логистика не является профильной сферой деятельности, то цифра увеличится в несколько раз). Крупнейшими специализированными фирмами в отрасли являются UPS Supply Chain Solutions, C. H. Robinson Worldwide, Menlo Worldwide, Expeditors International of Washington Inc. и Penske Logistics. Совокупный оборот этих пяти компаний в 2002 г. достиг 19,3 млрд. USD, что эквивалентно примерно четверти объема всего рынка логистических услуг США.

В аутсорсинговом логистическом бизнесе США, равно как и других стран мира, действуют две основные группы специализированных фирм: c собственным парком транспортных средств, подъемно-транспортного и другого оборудования, а также складскими мощностями (asset-based) и посреднические (nonasset-based). К последним относится, например, компания C. H. Robinson (г. Миннеаполис), которая организует перевозки для своих клиентов, взаимодействуя при этом примерно с 30 тыс. перевозчиков. Другая компания – Caterpillar Logistics координирует транспортировку грузов для своей материнской компании Caterpillar Inc. и еще примерно для 50 других своих партнеров.

Оборот ведущих логистических фирм мира в 2002 г., млн. USD
DHL Danzas Air & Ocean (Германия) 5700
UPS Supply Chain Solutions (США) 4153
C. H. Robinson Worldwide (США) 3614
Exel plc-Americas (Великобритания) 2917
Menlo Worldwide (США) 2892
Expeditors International of Washington, Inc. (США) 2625
Penske Logistics (США) 2499
Ingram Micro Logistics (США) 2250
EGL Inc. (Eagle) (США) 2171
Ryder Supply Chain Solutions (США) 1877
Всего 30 698
Источник: Industry Trade and Technology Review, июнь/июль 2004, стр. 2.

Относящиеся к первой группе компании, основной деятельностью которых, как правило, являются грузовые перевозки, часто предоставляют логистические услуги с высокой добавленной стоимостью. В частности, подразделение Penske Corp., занимающееся лизингом грузовиков, предлагает такие виды сервиса, как менеджмент и складирование, используя собственный парк из 200 тыс. автомобилей.

В последние несколько лет фирмы, осуществляющие операции по экспресс-доставке грузов, также расширили свое предложение логистических услуг. В частности, еще в 2001 г. FedEx Corp. начала реорганизацию своего логистического сектора для обеспечения управления перевозками и обслуживания через подразделение FedEx Services. После связанных с перестройкой логистики серии приобретений в феврале 2002 г. еще одна компания – UPS объявила о создании специализированного подразделения Supply Chain Solutions, которое должно объединить ресурсы различных дочерних предприятий. И UPS, и FedEx рассматривают логистику как ключевой компонент своей стратегии развития.

На рынке логистических услуг США получила существенное распространение концепция «just-in-time» («точно в срок»). Характерным примером успешного использования этой технологии является деятельность TNT Logistics, дочерней компании голландской группы TPG, которая управляет внешними поставками комплектующих для американского автозавода BMW. TNT осуществляет мониторинг как поставок материалов и комплектующих на производство, так и потоков информации о перевозках, информируя о них менеджеров завода.

Американские компании обрабатывающей промышленности получают значительную экономию и с помощью аутсорсинга логистических услуг. Например, Lucent Technologies пересмотрела в 2001 г. цепочку поставок, передав ключевые логистические функции подрядчикам. В результате компания сократила совокупную численность собственных складов с 300 до 54, а объем материально-технических запасов – с 8 млрд. USD до 806 млн.; кроме того, был модернизирован процесс закупок.

Совокупный оборот компаний Канады, занимающихся логистическими операциями, в 2003 г. составил 38 млрд. USD, причем 68% этой суммы пришлось на долю автомобильных грузоперевозок. Все больше канадских компаний переходит на организацию бизнеса на основе индивидуальных заказов, минимизации складских запасов и доставки грузов точно в срок.

На долю грузовых автомобильных перевозок приходится 90% совокупного грузооборота транспортной системы страны, суммарные продажи сектора в 2003 г. составили 26 млрд. USD. Быстроразвивающейся подотраслью канадской логистической индустрии является курьерская доставка с оборотом 3,5 млрд. USD в 2003 г.

Оборот железнодорожного транспорта в 2003 г. составил 5,6 млрд.USD, из них на долю двух крупнейших железнодорожных магистралей (Canada North и Canada Pacific) пришлось около 90%. В товарной структуре перевозок лидировали уголь, железная руда, пшеница, контейнерные грузы и калийные удобрения (в общей сложности 48% совокупного грузооборота). Межрегиональные перевозки составили 44% оборота отрасли, международные – 29% и внутрирегиональные – 26%. На долю США пришлось 32% всех грузоотправлений и 32% перевозок транзитных грузов в аэропорты и морские порты Канады.

Авиационные грузовые перевозки (750 млн. USD в 2003 г.) обеспечивают 9,3% совокупного оборота логистической индустрии. Авиаперевозчики активно сотрудничают с курьерскими компаниями; многие международные авиакомпании предоставляют грузоотправителям интегрированные логистические услуги, активно инвестируют средства в информационные системы и сокращают временны’е окна для отгрузок.

В структуре грузооборота морских портов страны 85% приходится на международные грузы. Основными экспортными грузами являются уголь (19,5%); железная руда (17,5%) и пшеница (10,5%), а импортными – нефть (32,3%), уголь (15,5%) и железная руда (8,5%). Совокупный оборот канадских судоходных компаний в 2003 г. составил 1,6 млрд. USD, из них 825 млн. USD пришлось на перевозку сырьевых товаров.

В Канаде насчитывается примерно 1,1 тыс. экспедиторских компаний с годовым оборотом около 1,1 млрд. USD. Основную часть доходов они получают от побочных видов деятельности, в частности таможенного брокерства и складских услуг. Спрос на экспедиторские услуги стимулируется стремлением к минимизации складских запасов, распространением практики поставок точно в срок и тенденцией к уменьшению единичного размера товарных партий.

Структура оборота логистической индустрии Канады в распределении по отраслям промышленности и транспорта, %
Автомобильный транспорт 42
Железнодорожный транспорт 15
Складское хозяйство 14
Морской транспорт 10
Курьерская доставка 9
Воздушный транспорт 2
Прочие подотрасли 8
Источник: International Market Insight Reports, 14 ноября, 2004.

В стране действуют 335 таможенных брокеров с совокупным годовым оборотом более 400 млн. USD. Для многих из них профильным видом деятельности является экспедиторский бизнес и грузовые автоперевозки. Таможенные брокеры оказывают комплексные логистические услуги, включая мониторинг товарных запасов и отгрузок, и участвуют в управлении поставками через альянс с другими компаниями.

В складском хозяйстве Канады выделяются три основных вида складов: частные, публичные и контрактные. Компании, предоставляющие услуги публичных и контрактных складов, осуществляют также широкий диапазон сопутствующих операций, включая страхование, оценку ущерба, подготовку товарно-транспортных документов, комплектацию грузовых партий, местные автоперевозки, расчеты за товары.

Большинство аутсорсинговых логистических компаний в Канаде занимаются данным бизнесом не более 10 лет. Аутсорсинговые контракты в сфере логистики заключают, как правило, на срок 3...5 лет. На долю логистики приходится около 15% совокупного объема аутсорсинговых операций в стране.

Основными потребителями логистических услуг в Канаде являются компании обрабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли, обеспечивающие около половины рабочих мест в экономике страны. Интересно, что характер конкуренции на рынке логистических услуг в последние годы меняется. Прямое соперничество вытесняется конкуренцией в области управления информационными потоками по всей сбытовой цепи.

Основные потребители логистических услуг в Канаде
Отрасль Число предприятий, тыс. Оборот в 2003 г., млрд. USD
Обрабатывающая промышленность 35 326
Оптовая торговля 60 264
Розничная торговля 21 38
Источник: International Market Insight Reports, 14 ноября, 2004.

По мнению канадских экспертов, в стране и в ближайшие годы спрос на логистические услуги, предоставляемые как традиционными транспортными, складскими и экспедиторскими фирмами, так и аутсорсинговыми компаниями, по-прежнему будет повышаться. Основными стимулами роста будут усиление значимости управления товаропроводящей сетью в корпоративных деловых стратегиях и дальнейшее расширение использования практики аутсорсинга.

Мексика в настоящее время существенно отстает от своих северных соседей в развитии сферы логистики. Всего 30% крупных компаний этой страны имеют логистическую службу и только 32% компаний используют другие методы логистики, в частности аутсорсинг логистических операций. Это означает, что потенциал развития рынка логистических услуг здесь весьма значителен.

В последние 10 лет транспортная отрасль Мексики развивалась с ежегодным темпом 3...5%, при этом развитие соответствующей инфраструктуры отставало от потребностей национальной экономики, что обусловило замедление скорости и рост издержек товарного обращения. По оценке консалтинговой компании A. T. Kearney, на долю логистической отрасли приходится в общей сложности 15,3% ВВП страны.

В настоящее время многие мексиканские компании осуществляют перевозки своей продукции с помощью собственного парка транспортных средств. Основным фактором, влияющим на принятие решений по транспортным вопросам, являются затраты; такие факторы, как своевременность доставки и общая эффективность, учитываются в меньшей степени. В результате средняя доля издержек обращения в стоимости товаров в Мексике достигает 8% против 5% в более развитых странах.

По мнению экспертов Министерства торговли США, в Мексике действуют чрезмерно жесткие нормативы, регулирующие сферу транспорта, которые препятствуют развитию конкуренции на рынке логистических услуг. Так, иностранным операторам здесь запрещается использовать грузовики полной массой более 4 т. В результате зарубежным экспедиторам, включая логистические компании, приходится нести большие расходы по использованию малотоннажных фургонов для междугородных перевозок или работать с внутренними транспортными операторами.

После вступления в силу соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA) логистическая индустрия страны начала развиваться быстрыми темпами, опережающими рост ВВП. Этому во многом способствовало расширение торговли с США (более чем на 10% ежегодно) и растущая интеграция экономики США и экономики Мексики. Среди крупнейших международных логистических компаний, активно действующих на мексиканском рынке, следует упомянуть BAX Global, CH Robinson Worldwide, Tompkins Associates, ProModel Corp., Menlo Worldwide, USCO Logistics. По мнению местных экспертов, если распространение аутсорсинга логистических услуг к 2010 г. достигнет хотя бы половины соответствующего показателя в Штатах, емкость рассматриваемого рынка составит 5 млрд. USD.