Особенности внедрения систем управления на коммерческих (3PL) складах

Р. Трапулёнис, руководитель отдела маркетинга компании «СОЛВО»

Необходимость повышать конкурентоспособность бизнеса заставляет компании предъявлять серьезные требования к уровню собственного логистического сервиса. Основным условием успешной деятельности в сфере коммерческой логистики, связанной с транспортировкой, временным хранением, предоставлением услуг складирования, является обеспечение высокой скорости прохождения грузов по логистической цепи и минимизация издержек на обработку грузов. Чтобы добиться этого, следует прежде всего модернизировать сами логистические технологии.

Известно, что мировой рынок программного обеспечения и услуг управления логистикой включает в себя сегменты управления складами, транспортировкой и процессами цепочки поставок. Первый из них является наиболее зрелым, поскольку складская логистика играет роль ключевого звена в управлении запасами и движении товаров. Эффективность работы 3PL-компаний можно значительно повысить благодаря внедрению системы управления складом – WMS (Warehouse Management System).

Как известно, системы класса WMS призваны автоматизировать функции оперативного управления складом, непосредственно формируют задания и управляют складским персоналом и техникой в автоматическом режиме, оставляя за менеджерами склада функции наблюдения за ходом технологического процесса и разрешения проблемных ситуаций. Данные системы, основанные на принципах работы с грузами, позволяют обеспечить полный контроль товарных запасов на всех стадиях технологического цикла и помогают проводить хранение с учетом их особенностей; значительное внимание уделяется входному контролю товара, его качеству, транспортной логистике.

Рассмотрим особенности системы управления складом для коммерческих складов на примере решения компании «СОЛВО» – Solvo. WMS, которая позволяет оптимизировать использование ресурсов склада – техники, персонала, мест хранения и содержит отлаженный механизм контроля и отчетности. Возможность виртуального разбиения склада на множество складов для клиентов, доступ клиентов к информации об обработке грузов в режиме on-line, универсальный шлюз взаимодействия с различными голов-ными системами (бухгалтерскими и ERP) помогают наладить эффективную работу коммерческого склада.

Система обеспечивает занесение и извлечение информации по товарам, поступившим и хранящимся на складе или отгруженным. Интерфейс позволяет просматривать местоположение товара на складской схеме (топологии) или вести его поиск по параметрам. Помимо сведений о товарах система содержит информацию о складской технике, персонале, зонах и проходах на складе, набор правил и другие данные. Все это используется для управления работами на складе и позволяет сделать процесс хранения эффективным и контролируемым.

Помимо присущих WMS функций решение для коммерческих (3PL) складов отличают следующие особенности: возможность работы с товарами нескольких владельцев, внутрискладские и межскладские трансферы, тарификация операций и операционный учет, квотирование складских площадей, работа с транзитными грузами, работа с сертификатами и ASN (Advanced Shipping Notice). Такая система управления должна обеспечивать оперативную и качественную сборку комплектов и изделий, упаковку и переупаковку, пакетную обработку и отгрузку заказов. 3PL-компания благодаря применению WMS предоставит клиенту информацию о том, где находится та или иная заказанная им товарная единица в данный момент. Возможность виртуального разбиения склада на множество участков для разных клиентов, универсальный шлюз взаимодействия с различными корпоративными системами и доступ клиентов к информации об обработке грузов в режиме on-line помогают наиболее эффективно организовать работу.

Одной из важнейших функций системы управления для коммерческих складов является возможность графического представления внутреннего пространства помещений. Система содержит модуль, позволяющий визуально отображать на экране склад, зоны, проходы, местоположение персонала, техники и другую информацию в режиме реального времени.

По запросу пользователь может не только получить достоверную информацию о том, какой товар в данный момент находится в той или иной ячейке, но также сведения о его количестве, статусе и т. п. и самостоятельно редактировать топологию: создавать новую или изменять существующую. Таким образом, благодаря реализации интерфейса топологии склада имеется возможность получать информацию о текущем состоянии складских ресурсов в режиме реального времени.

Любая компания, имеющая коммерческий склад, принимая решение о необходимости внедрения WMS, сталкивается с вопросом: какой экономический эффект будет получен в результате внедрения? В настоящее время в литературе можно встретить большое количество публикаций с общими принципами оценки экономической эффективности от инвестиций в приобретение WMS-систем. Известно, что некоторые западные фирмы предлагают провести быструю оценку возврата инвестиций в склад в зависимости от его площади, количества товара, числа проводимых инвентаризаций, количества оформления заказов на погрузку и отгрузку и т. д. Вместе с тем общие методы оценки возврата таких инвестиций, понятные и обоснованные для широкого круга компаний, отсутствуют. Очень часто западные поставщики апеллируют к тому, что они владеют методикой расчета показателей эффективности внедрения и ведут полную статистику своих внедрений там, где эти показатели замеряются. Владеют ли подобной методикой российские компании? Безусловно, да. Вот только для того, чтобы подтверждать успех своих проектов и анонсировать среднестатистические показатели эффективности внедрения системы, необходимо проделать ряд шагов. Например, вам заявляют, что время сборки заказа сократилось на 20%. Кто объяснит, откуда взялись эти цифры? Немногие компании могут похвастать тем, что ведут замер времени выполнения работниками определенных операций.

Это возможно лишь после внедрения системы, но никак не раньше. Такова уж наша российская действительность, иными словами – доверяй, но проверяй. Если внедрение системы управления складом было завершено относительно недавно и система работает с полной нагрузкой менее года, вряд ли можно поверить, что за столь короткое время все показатели деятельности склада улучшились. Безусловно, нужна статистика, и желательно в динамике.

Компания «СОЛВО», первый разработчик складских систем управления на российском рынке, в 2005 г. провела статистический анализ экономической эффективности внедрения своей WMS на складах заказчиков, которые эксплуатируют систему более 2 лет. Данное исследование позволило сформулировать основные показатели эффективности работы системы для 3PL-складов. Обратимся к его результатам. Внедрение системы управления складом позволяет существенно улучшить обслуживание заказчиков прежде всего за счет исключения ситуаций отгрузки заказа в неполной комплектации и затрат на допоставку документов заказчику и возврат заказов, а также минимизировать затраты на списание просроченных товаров. Что касается аспектов логистики, внедрение системы управления складом позволяет упорядочить и оптимизировать технологические процессы работы с материальными потоками.

Благодаря принципу адресного хранения точность данных о количестве и размещении товаров на складе повышается до 99,9%, обеспечивается полный контроль товаро-движения. За счет учета оборачиваемости и настройки правил отбора с учетом частоты обращений к тому или иному товару растет производительность склада, т. е. ускоряется и увеличивается товарооборот. Благодаря использованию правильных стратегий размещения грузов и процедуры уплотнения и использования ячеек с разной высотой можно оптимизировать использование складских площадей (вместимость увеличивается от 5 до 25%).

Анализ показал также, что система управления складом позволяет значительно повысить эффективность управления персоналом. В частности, благодаря использованию контроля с помощью штрихового кодирования сокращается время выполнения всех складских операций, в среднем на 20...30% повышается производительность труда, пресекаются непредвиденные ситуации и выявляются их виновники. Количество ситуаций, когда персонал не может найти на складе товары, сводится практически к нулю. Обмен данными в режиме реального времени между корпоративной и складской системой обеспечивает отдел продаж точной информацией о складских запасах.

WMS дает возможность снизить эксплуатационные расходы за счет рационального использования погрузочной техники и оборудования. Кроме того, снижаются затраты на транспортировку за счет экономии топлива и электроэнергии, уменьшения затрат на обслуживание и увеличения срока эксплуатации погрузочной техники.

В заключение хочется отметить, что основным преимуществом использования WMS-систем для управления 3PL-складом является безошибочная и максимально быстрая реализация необходимых складских операций. Преимущества, которые получает тот или иной складской комплекс в результате внедрения WMS-системы, часто неодинаковы для различных складов и зависят от многих факторов, в том числе от задач деятельности конкретного складского объекта. Поэтому, прежде чем приступать к выбору системы управления складом и тем более к внедрению, мы рекомендуем, во-первых, поставить перед ней конкретные измеримые цели (при этом важно предварительно оценить текущее положение дел и далее вести статистику изменения показателей), необходимые для развития вашего бизнеса.

Во-вторых, потенциальный партнер-поставщик WMS должен обладать широтой мышления и быть готовым давать рекомендации по стратегическому развитию компании, по крайней мере, в сфере логистики. В третьих, мнение большинства экспертов свидетельствует о том, что не существует систем, одинаково хорошо работающих, например, как со штучным и тарным грузом, так и с мерным и весовым. Поэтому в настоящее время на первый план выходит возможность адаптации системы под работу конкретного заказчика. Такую ситуацию можно сравнить с покупкой дорогого костюма. Что лучше – купить готовый костюм или сшить его на заказ с учетом своих индивидуальных особенностей – личное дело каждого. Однако хочу заметить, что, приобретая сегодня WMS-решение, компания делает выбор на ближайшие 10...15 лет, и от того, насколько он будет правильным, зависит ее успех на рынке.