Складские комплексы Санкт-Петербурга

А. Рикошинский

В настоящее время С.-Петербург, являясь вторым по экономическому потенциалу городом России, заметно отстает от Москвы и тем более от европейских городов по развитию современной складской инфраструктуры (см. таблицу), тогда как удобное географическое расположение в непосредственной близости от стран Евросоюза и благоприятные институциональные условия, созданные в последние несколько лет городской администрацией с целью развития бизнеса в данном регионе, способствуют строительству современных складских комплексов.

По официальным данным, на 1 января 2005 г. в С.-Петербурге насчитывалось 4039 складских строений общей площадью 5 007 900 м2. Еще 726 900 м2 – встроенные помещения, т. е. совокупный объем складских площадей составил 5 734 800 м2. В черте города склады распределены неравномерно – по количеству складских площадей лидируют промышленные районы: Кировский (668 000 м2), Московский (638 000 м2), Фрунзенский (582 500 м2). Это объясняется тем, что здесь в основном находятся склады заводов и фабрик, а также построенные еще в советские времена базы и хранилища. Из общего количества к складам класса А можно отнести примерно 155 000 м2 (или 3% всего количества), к складам класса В — около 206 000 м2 (4%). Велика доля складских комплексов, обслуживающих потребности внешней торговли. Почти половина всех городских складов (примерно 2,62 млн. м2) предназначена для обслуживания внешнеэкономического грузопотока, из них 2 млн. м2 – портовые мощности, остальное – внутренние терминалы, выполняющие накопительную, перетарочную и таможенную функции. Следует отметить, что в городе существует и не учитываемое статистикой большое количество небольших площадок и временных сооружений, приспособленных для хранения различных грузов. Они есть практически на территории каждого крупного или среднего предприятия.

Темпы ввода новых складских объектов также заметно отстают от необходимого уровня и, к сожалению, не демонстрируют стабильного роста.

Строительство новых складских комплексов территориально тяготеет к району Морского порта и Кольцевой автомобильной дороги (КАД). Так, в соответствии с Концепцией развития группы компаний ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» до 2010 г. планируется инвестировать около 8 млрд. руб. В течение будущего года ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» намерено построить рефрижераторный терминал, реконструировать причал № 21 второго района порта. До 2008 г. планируется построить первую очередь контейнерного терминала, глиноземный терминал и терминал минеральных удобрений, склад грузов открытого хранения и склад для перевалки металлолома. К 2010 г. должны быть введены вторая очередь контейнерного терминала и комплекс наливных грузов. Уже в 2006 г. на проведение проектных работ бюджетом порта предусмотрено выделить 157 млн. руб.

В районе КАД идет строительство складских объектов с суммарным объемом инвестиций порядка 650 млн. USD общей площадью примерно 600 тыс. м2 (против 450 тыс. м2 в 2005 г.). Наиболее привлекательными для инвесторов являются восточное и особенно южное полукольцо. В зоне восточного полукольца строят складской комплекс площадью 7,5 тыс. м2 (промзона «Парнас», строительство осуществляет Pepsi Bottling Group Russia; инвестиции в проект составляют около 6,5 млн. USD) и складской терминал площадью 20 тыс. м2 класса А (Мурманское шоссе; инвестор – компания «РТБ Диалог»). На южное полукольцо КАД приходится строительство более 350 тыс. м2 складских площадей. Самые крупные проекты располагаются в районе п. Шушары. Более подробная характеристика реализуемых складских проектов в районе КАД приведена в таблице.

Из реализованных проектов можно выделить введенный в эксплуатацию в 2006 г. терминально-логистический центр (ТЛЦ) «Предпортовый». Это первый на Северо-Западе России многофункциональный транспортно-логистический комплекс класса А, располагающий крупнейшим в России внутренним («тыловым») контейнерным терминалом. Комплекс расположен на юге С.-Петербурга, в промышленной зоне «Предпортовая-1», базовая ж.-д. станция «Предпортовая» (ОЖД) находится в непосредственной близости от кольцевой автодороги и Западного Скоростного Диаметра, Московского и Киевского шоссе (1,2 км), аэропорта Пулково (3 км) и морского порта Санкт-Петербург (4,2 км). ТЛЦ ориентирован на работу с экспортно-импортными грузами в режиме тылового железнодорожного терминала морского порта Санкт-Петербург. Терминал в первую очередь предназначен для переработки грузовых партий при переходе с морского транспорта на сухопутный и наоборот. ТЛЦ «Предпортовый» оказывает полный комплекс логистических услуг, включая доставку «от двери до двери», организацию интермодальных перевозок и таможенное оформление.

Дальнейшие перспективы развития складских комплексов города связаны с участками, расположенными за пределами плотной городской застройки, преимущественно вблизи морского порта, КАД, а также крупных магистралей или их пересечений. Больше всего складских комплексов запланировано к вводу в Выборгском, Красногвардейском, Московском и Пушкинском районах. В Выборгском районе (север города) новые проекты сосредоточены в основном в нежилой зоне «Парнас». Она сформировалась в 1970–1980 гг. и имеет развитую инфраструктуру, однако свободных мест здесь практически не осталось.

Популярно у инвесторов и Выборгское шоссе в зоне пересечения с КАД. В Красногвардейском районе (на востоке) развивается промзона «Ручьи». В Московском районе (юго-запад) склады сосредоточены в нежилой зоне «Предпортовая», а в Пушкинском (юг) – в зоне «Шушары». Кстати, именно Пушкинский район – абсолютный лидер по масштабу реализуемых проектов (под складское строительство здесь уже забронировано 156 га земли).

Для развития складов важное значение имеет и тот факт, что по новому генплану Петербурга «Шушары-2», «Предпортовая-3», «Нойдорф» в Стрельне (наряду с «Металлостроем-2» и «Конной Лахтой») отнесены к промзонам первоочередного развития. В последнее время к этой категории все чаще относят и нежилую зону «Юго-Западная». В 2005 г. из бюджета города на обу-стройство этих территорий выделено 260 млн. руб. Чтобы поощрить инвесторов, правительство города установило для «Предпортовой», «Шушар», «Металлостроя», «Конной Лахты» и частично «Парнаса» минимальную по городу кадастровую стоимость земли – 750 руб./м2 (земельный налог составляет 1,5% этой суммы).