Размещение товаров на складе: игра в ассоциации

М. Максимов, начальник отдела аналитики и консалтинга компании «СОЛВО»

В розничной торговле при размещении товаров в магазинах широко используется понятие о группах ассоциативных товаров. Как правило, ассоциативные группы состоят из основного и сопутствующих товаров. Ассоциативные товары размещают в торговых залах рядом, чтобы побудить покупателя основного товара к покупке и сопутствующих товаров.

Несмотря на то, что использование ассоциативных товаров в розничной торговле нацелено на увеличение продаж, а не на сокращение перемещений покупателей по торговому залу, существует мнение, что данную схему можно применять в складской логистике и размещать ассоциативные товары рядом для сокращения времени сборки заказов на отгрузку.

В этой статье рассматривается целесообразность использования такого подхода на складе. Для выявления ассоциативных товаров можно просмотреть статистику отгрузок и определить, какие товары чаще встречаются вместе в одних заказах. В результате такого анализа образуются пары или группы ассоциативных товаров, которые можно разделить на несколько типов.

К первому типу относятся товары, которые могут быть не связаны друг с другом, но часто отгружаются вместе из-за их высокой оборачиваемости. Например, это могут быть книги-бестселлеры. Выделить из этого множества именно ассоциативные товары достаточно сложно. Но в этом и нет большой надобности, так как для товаров, которые быстро уходят со склада, обычно выделяют специальные зоны с удобным доступом (находящиеся ближе к началу проезда, на нижних ярусах стеллажей и т. п.). Поэтому ассоциативные товары данного типа и без того будут храниться в хорошо доступной зоне, недалеко друг от друга.

Ко второму типу относятся группы ассоциативных товаров, в которых присутствуют основные товары высокой уходимости (класс A) и сопутствующие товары более низкой уходимости (классы B, C). Например, скобы для степлера и степлеры. Если сопутствующие товары размещать рядом с основными, то они будут вытеснять другие товары класса A в менее выгодные для размещения зоны. Но поскольку обращений к товарам высокой уходимости больше, эффективность работы склада будет снижаться.

Можно, конечно, ограничить размеры зоны хранения сопутствующих товаров, но тогда ее придется периодически пополнять (чем меньше зона, тем чаще потребуется пополнение), что в свою очередь увеличит совокупные затраты на внутрискладские операции. Размещение ассоциативных товаров высокой уходимости в зоне хранения менее уходимых товаров также приведет к потерям. Поэтому размещать рядом ассоциативные товары разной уходимости нецелесообразно.

Рассмотрим третий тип ассоциативных товаров, к которому относятся товары одинаково невысокой уходимости. На первый взгляд, совместное размещение товаров данного типа могло бы принести пользу, однако такие товары могут иметь сильно различающиеся объемно-весовые характеристики (ОВХ). Например, кабельные каналы и крепления к ним. В этом случае они, скорей всего, будут храниться на стеллажах разных типов, обрабатываться складской техникой различных типов. Отбирать такие товары и перемещать их вместе к месту сборки заказа достаточно проблематично. Соответственно размещать такие товары рядом не только неэффективно, но иногда и невозможно.

Получается, что, для того чтобы достичь какого-то положительного эффекта от размещения на складе ассоциативных товаров в непосредственной близости друг от друга, необходимо выполнить минимум два условия:

• чтобы ассоциативные товары были одинаково невысокой уходимости;

• чтобы они обладали сходными ОВХ. Процент ассоциативных товаров, удовлетворяющих таким условиям, будет невысоким. Кроме того, в заказах присутствуют и другие товарные позиции, не входящие в ассоциативные группы. Для отбора этих позиций комплектовщику придется перемещаться в разные зоны склада, и путь, пройденный им при сборке одного заказа, как и время отбора, в среднем будет всегда одинаковым.

Отсюда можно сделать вывод, что использование механизма ассоциативных товаров при размещении грузов на складе не дает ощутимого увеличения производительности или реального сокращения затрат на отбор товаров в заказы. Наличие ассоциативного размещения в составе некоторых систем управления складскими комплексами является, скорее, маркетинговым ходом, увеличивающим стоимость таких систем, чем действительно полезным функционалом.