Дни Atlet в России

Е. Соболева

29 апреля в Выставочном центре на северо-западе Санкт-Петербурга демонстрировалось подъемно-транспортное оборудование компании Atlet. Всемирно известная шведская фирма изготавливает широкий ассортимент техники для обработки грузов и в отличие от многих мировых производителей специализируется на изготовлении машин, предназначенных для работы в основном внутри складских помещений. Мероприятие «Дни Atlet в России» организовано официальным дистрибьютором этой компании фирмой «СоюзКомплектАвтоТранс» при активной поддержке шведского производителя.

Презентация открылась докладом Ларса Густавсона, менеджера Atlet по маркетингу, который расказал об истории создания фирмы, ее стратегии и основных достижениях. С большим сообщением о продукции компании и новейшем программном обеспечении, позволяющем оптимизировать выбор стеллажного и подъемно-транспортного оборудования, выступил Валерий Пирожков. Дмитрий Дубровский познакомил гостей презентации с деятельностью российской фирмы «СоюзКомплектАвтоТранс». Во время выступлений участникам презентации демонстрировались возможности шведской техники по обслуживанию стеллажей, предоставленных питерской компанией «ДиКом».

Техника, которую выпускает Atlet, заслуживает отдельного обстоятельного разговора, и мы обязательно поговорим о ней более подробно в одной из наших ближайших публикаций.

А пока немного истории

Современные технологии складирования позволяют решить практически любые проблемы, связанные с транспортировкой и подъемом груза на стеллажи, высотность которых из года в год увеличивается. Однако так было не всегда. В 1958 году 35-летний швед Кнут Якобсон создал собственную фирму в Гётеборге с целью производства погрузочного оборудования для обработки груза на поддонах. Компания начала свою деятельность с производства ручных штабелёров для транспортировки и подъема паллет. Первые три машины были изготовлены осенью 1958-го. В течение следующего года было выпущено уже 30 таких машин, а год спустя их число удвоилось.

Выдвижные вилы – «ноу-хау» компании

Честолюбивый мистер Якобсон не собирался копировать чужие образцы, его переполняли собственные идеи. В те годы рынок складской техники предлагал в основном транспортировщики паллет, штабелёры, управляемые сопровождающим их оператором, и вилочные погрузчики. В машине, разработанной шведской фирмой, должны были совместиться достоинства обоих типов оборудования. Напряженная работа дала замечательные результаты – новый штабелёр, оснащенный кабиной для стоящего оператора, успешно выполнял все функции по транспортировке, штабелированию грузов, и благодаря запатентованной системе повышения устойчивости его грузоподъемность была сопоставима с грузоподъемностью вилочного погрузчика. При этом он мог работать в более узких проходах, чем вилочные погрузчики и даже сопровождаемые оператором штабелёры. Первые такие машины были выпущены в 1961 году и быстро завоевали популярность у владельцев складов.

С этого времени фирма начала активно продавать свою продукцию в другие страны. В 1962 году машины стали экспортировать в Норвегию, а с 1964-го начались поставки в Голландию. Тогда же Elitmaskiner (так называлась в те годы компания) переместилась в новое, более подходящее для постоянно расширяющегося производства помещение к югу от Гётеборга.

Все последующие годы компания развивалась весьма динамично, активно осваивая мировые рынки: в 1969 году основан первый английский филиал Atlet Ltd. в Перивэйле к северу от Лондона; в 1976-м открылся филиал Atlet GmbH в Неуссе (Германия, между Дюссельдорфом и Кёльном); в 1972-м компания переехала в новое собственное помещение с превосходными возможностями для дальнейшего развития в Mёльнлике (Швеция). Вскоре фирма была переименована и получила свое нынешнее название.

Левый подлокотник ричтрака оснащен мини-рулем с «плавающей» опорой для руки

Когда компания приступила к разработке оборудования для эксплуатации на высоких уровнях стеллажей, начался новый этап ее развития. Atlet стал первым производителем, изготовившим штабелёр с сидящим и стоящим в кабине оператором, оснащенный выдвижными телескопическими вилами – собственным «ноу-хау». В дальнейшем это решение было использовано и как опция для классических ричтраков. Позднее еще одной серьезной пионерской разработкой фирмы стал высотный штабелёр с поворотными вилами для трехсторонней обработки груза на стеллажах с узким проходом.

Еще одна интересная разработка, которой по праву гордится компания, – мини-руль с сервоприводом. Он очень компактен и размещается иначе, чем у других производителей, – на левом подлокотнике кресла машины, а не непосредственно перед водителем. Контроль движения машины и ее позиционирование перед стеллажом осуществляется левой рукой, правой рукой в это время можно управлять функциями подъема груза. Положение подлокотника легко менять в пространстве так, чтобы оператору было максимально комфортно управлять машиной. При такой конструкции значительно снижаются уровень нагрузок на плечевой пояс водителя, усталость и напряжение, возникающие при длительной интенсивной работе.

Atlet сегодня

В последние годы Atlet устойчиво занимает место в первой двадцатке мировых производителей напольного транспорта, по-прежнему оставаясь частной семейной фирмой. Техника теперь выпускается на двух заводах в Оберхаузене (Германия) и Мёльнлике. Общая численность сотрудников превысила 1 000 человек. Офисы компании расположены не только в Германии и Швеции, но и в Великобритании, Франции, Голландии, США, Норвегии и Дании. Оборот в 2003 году составил 150 млн. евро. Продукция компании экспортируется более чем в 30 стран мира, от Южной Африки до Норвегии и от США до Австралии. Ассортимент техники включает полный модельный ряд техники для операций с грузами внутри помещений и насчитывает 12 основных типов машин, каждый из которых существует в десятках модификаций. Вряд ли какая-либо другая компания может предложить такой набор оборудования.

Сегодняшняя философия компании не ограничивается только производством техники. «Atlet улучшает доходность клиентов при внутрискладской обработке материальных потоков, предлагая легкие в использовании и эргономичные изделия, включая оказание послепродажной технической поддержки и связанных с ней услуг», – так сформулировал философию компании ее основатель Кнут Якобсон. Несмотря на все многообразие оборудования, стратегия компании базируется на четырех «китах»; производство, технический сервис, безопасность и, конечно, оказание комплексных логистических услуг, без чего сегодня нормальная работа крупного склада невозможна. Особенно большое внимание уделяется вопросам выбора необходимой техники и стеллажного оборудования на стадии проектирования склада исходя из заданных параметров производительности, площади и т. д.

Atlet в России

Продажи внутрискладской техники в России растут впечатляющими темпами. Об этом свидетельствуют озвученные на презентации данные статистики ее импорта из Европы, полученные только от европейских производителей. Если в 1994 году общий объем продаж этого оборудования в нашей стране составил всего 144 ед., то в 2003-м было продано уже 1 660 ед. Прирост, таким образом, составил 705% (!), хотя абсолютные цифры реализации могут показаться сравнительно небольшими, особенно для такой огромной страны, как Россия. Потребность во внутрискладской технике в настоящее время у нас очень высока. При благоприятном развитии экономики этот сегмент рынка будет развиваться и дальше, причем большинство экспертов сходятся во мнении, что темпы роста станут еще выше. И не удивительно, что такой известный производитель напольного транспорта, как Atlet, проявляет к России столь большой интерес, ведь в нашей стране пока продается только 1% всей продукции компании. Можно лишь сожалеть о том, что практически вся внутрискладская подъемная техника, за исключением самых простых устройств, в нашей стране не производится. Но современные технологии складирования настолько продвинулись вперед, что сегодня вряд ли стоит «изобретать велосипед» – значительно проще и выгодней воспользоваться лучшим из того, что уже создано.