Выше, дальше, быстрее, надежнее... Погрузчики с двигателем внутреннего сгорания. (Продолжение)

В. Антонов

Продолжение. Начало в №7, 2004 г.

MITSUBISHI

Говоря о еще одном производителе погрузчиков, компании Mitsubishi Heavy Industries, напомним, что значительная часть ее продукции, продаваемой в России, поступает к нам непосредственно из Японии (технику Mitsubishi японского производства реализуют у нас такие известные фирмы, как "РИФ" и "Универсал Спецтехника"), а другая часть импортируется в Россию с европейского предприятия Mitsubishi Caterpillar Forklift Europe (МСFЕ), расположенного в г. Альмера (Нидерланды), его эксклюзивным дистрибьютором – фирмой "4К". В настоящее время эта фирма выпускает четырехопорные погрузчики грузоподъемностью (г/п) от 1,0 до 15 т с дизельным двигателем и карбюраторные погрузчики г/п от 1,0 до 7,0 т. Модельный ряд дизельных машин включает 18 базовых дизельных моделей серии FD на пневмошинах, 10 газобензиновых погрузчиков серии FG (г/п 1,0...5,0 т) на пневмошинах и 14 газобензиновых моделей серии FGC на бандажных шинах. Для улучшения обзора зоны обработки груза и достижения необходимой высоты подъема машины могут оснащаться любой мачтой типа симплекс, дуплекс или триплекс (последние обеспечивают подъем груза на высоту до 7 м).

Несколько лет назад эта фирма в буквальном смысле удивила весь мир, предложив казавшуюся в то время весьма необычной эксклюзивную систему управления гидравликой. Вместо громоздких рычагов на электронной панели располагались маленькие клавиши, с помощью которых движения грузоподъемника стали более простыми и точными. Теперь по заказу клиента этой системой может быть оборудован любой погрузчик модельного ряда Mitsubishi; на нее ориентируются самые крупные производители напольного транспорта, например концерны Linde и Toyota. Большинство российских потребителей пока выбирают более простой и традиционный вариант – с рычагами. Mitsubishi, так же как Toyota и Nissan, производит весьма широкий ряд собственных дизельных двигателей мощностью от 29 кВт и выше, которыми комплектует все свои машины, вплоть до самых "тяжелых". Эти моторы сконструированы с учетом специфических требований к двигателям, работающим на погрузчиках, а их параметры даже превосходят требования стандартов Euro Norms Level II. Характерная черта этих силовых агрегатов – значительный диаметр и большой ход поршня, что позволяет развить заданную мощность при относительно невысокой частоте вращения коленчатого вала. Топливный насос высокого давления, работающий совместно с камерой предварительного сгорания, обеспечивает максимально полное сгорание топлива, устойчивость работы двигателя на низких оборотах, снижение вредных примесей в выхлопе и уменьшение уровня шума. Машины отличает высокая скорость подъема вил (на моделях небольшой грузоподъемности она достигает 0,6 м/с с грузом и 0,65 м/с без груза), что способствует сокращению времени рабочего цикла. Значительно улучшены и условия работы оператора. На погрузчиках г/п 1,0...3,5 т применена особая технология установки двигателя в моторном отсеке, позволившая практически полностью устранить вибрацию. В последней серии моделей модернизации подверглась система освещения: когда естественного освещения недостаточно, передние фары погрузчика включаются автоматически благодаря светочувствительной плате на лицевой стороне рулевой колонки (устанавливают дополнительно по заказу клиента).

Модель FGC18K LP г/п 1,8 т с газовым двигателем и бандажными шинами

Большое внимание в конструкции погрузчиков уделено усовершенствованиям управления и технической поддержки. Теперь капот погрузчика легко поднимается, открывая доступ во все уголки моторного отсека. Приборная панель содержит счетчик моточасов, указатель температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива и оснащен сигнализацией неисправностей. Во всех моделях использованы рулевое колесо малого диаметра, рулевая колонка с регулируемым наклоном и полностью гидростатическое рулевое управление, обеспечивающее более точное маневрирование. Для удобства сервиса резервуар охлаждающей жидкости выполнен прозрачным; обслуживание воздушного фильтра занимает считанные минуты.

NISSAN

Nissan Motor располагает четырьмя предприятиями, выпускающими напольный транспорт, но лишь одно из них находится в Японии (г. Такада), два других – в Европе (Испании и Нидерландах) и одно – в США (Маренго). Поставками погрузчиков марки Nissan непосредственно из Японии занимается официальный дилер компании – фирма "РИФ".

Дизельные погрузчики Misubishi FD70 (г/п 7,0 т) и FD100 (г/п 10,0 т)

Nissan выпускает более ограниченный ряд моделей погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), чем другие японские производители: максимальная грузоподъемность их не превышает 7,0 т. С 2003 г. прежнюю "рыжую" серию 01ZJ, которую производили на японском предприятии Nissan, сменили две серии моделей из новой программы погрузчиков LX с ДВС – L01 г/п 1,5 и 1,7 т и L02 г/п 2,0...3,5 т, которая, по-видимому, за свою оригинальную и эффектную серебристо-металлическую окраску получила название "Platinum". Компания Nissan при конструировании новой техники с новыми возможностями, как и фирма Toyota, использовала свой богатейший опыт конструирования автомобилей и многие передовые автомобильные технологии. По оценкам экспертов, при создании новой серии погрузчиков опыт и компетенция компании Nissan в создании двигателей продемонстрированы как нельзя лучше. Для комплектации моделей в зависимости от грузоподъемности использована целая серия двигателей: газобензиновые К15, К21 или К25 Nissan и дизели рабочим объемом 2,5 и 3,3 л. Дизели новой конструкции в сочетании с новой схемой амортизации позволили снизить до минимума уровень вибрации. Так, на полу кабины погрузчиков марки Nissan он более чем в три раза ниже, чем у аналогичных моделей Toyota и в 12,5 раза – чем у машин Komatsu! Снижен и уровень шума до 61,5 дБ, что является рекордом, не превзойденным пока ни одним производителем этой техники. Интересно, что Nissan является единственным продуцентом вилочных погрузчиков, который комплектует свои модели более "продвинутыми" инжекторными двигателями, оснащенными сиcтемой принудительного электронного впрыска топлива ECCS (Electronic Concentrated Control System). Такие конструкции широко используются в автомобилестроении и хорошо известны своими преимуществами перед карбюраторными двигателями.

Вероятность приобрести этот "красно-рыжий" трехтонный погрузчик Nissan серии D02 в России не велика: его производят не в Японии, а на европейском заводе компании (г. Памплона, Испания)

Традиционно погрузчики Nissan комплектуют грузоподъемниками с тяговыми цепями, расположенными с внешней стороны рамы, что дополнительно улучшает зону обзора с места оператора. Использование на полуторатонной модели L01 двигателя К15, оборудованного инжекторной системой, позволило сократить расход топлива на 17% по сравнению с моделью, укомплектованной двигателем Н15. В газовых моделях используется еще одна уникальная разработка компании – трехступенчатый катализатор. Комбинация электронной системы контроля Electronic Concentrated Control System (ECCS) и трехступенчатого катализатора с системой замкнутого цикла способствует большей экономии топлива, уменьшает выбросы в окружающую среду и делает эти погрузчики одними из самых экологически чистых в мире.

Новые модели отличаются самым малым в своих классах радиусом разворота. Так, у машин г/п 1,5 т его величина составляет 1935 мм, у машин г/п 2,5 т – 2180 мм. Погрузчики новой серии выделяются и повышенной устойчивостью благодаря более удачному расположению двигателя. Дополнительный, свободно расположенный между задней осью и кузовом резиновый амортизатор придал машинам исключительную устойчивость и значительно снизил вероятность опрокидывания.

Корпорация Nissan Forklift, образованная в 1957 году и ежегодно производящая около 27 000 вилочных погрузчиков, строит новый завод в Аргентине, вынашивая амбициозные планы – потеснить с лидирующих на этом рынке позиций концерн Toyota. По темпам роста бурно развивающаяся экономика Аргентины занимает третье место среди южноамериканских стран, и Nissan просто не могла обойти этот рынок своим вниманием.

Газовый погрузчик "платиновой" серии L02 г/п 3,5 т

В настоящее время лидером по реализации напольного транспорта здесь является корпорация Toyota, которой принадлежит 30% объема ежегодных продаж. Nissan, занимающая третью позицию по этим показателям вслед за Toyota и Mitsubishi, пока владеет 7% этого рынка, но после открытия завода планирует увеличить долю своего присутствия до 15%. До начала функционирования предприятия в Южной Америке погрузчики Nissan поставляли в Аргентину из Японии, через филиал корпорации Nissan Forklift, расположенный в Чикаго (США). Такая схема доставки предопределяла высокую стоимость погрузчиков. Чтобы снизить стоимость, решено было открыть производство непосредственно в крупнейшем промышленном центре Аргентины и ее столице – Буэнос-Айресе.

Для более эффективного управления двигателем, контроля за коробкой передач, безопасностью, функциями предоставления информации о рабочих процессах в ходе их выполнения, в целях увеличения безопасности и сокращения времени простоя используется специальная система контроля транспортного средства Vehicle Control Module (VCM), которая находится в двигателе. VCM собирает информацию о ходе технических операций, которая поставляется датчиками, и транслирует ее через контроллер Controller Area Network (CAN). Стандартная для всех моделей система контроля грузоподъемника автоматически блокирует операции подъема и перемещения грузов, когда оператор покидает кабину. Стояночный тормоз сделан по типу автомобильного, что добавляет удобства и безопасности. В случае если оператор покидает рабочее место, не включив стояночный тормоз, звучит предупредительный сигнал. В целом главными достоинствами новой серии LX Nissan эксперты считают такие качества, как высокая производительность, надежность и безопасность в работе, уникальное сочетание передовых технологий и эффективности.

Полутонная модель Nissan из серии L01

Кроме погрузчиков на пневмошинах в новый модельный ряд вошли также шесть моделей с бандажными шинами серии CL г/п 1,5...3,5 т. Nissan помимо серии LX продолжает выпускать погрузчики серии F04 г/п 4,0...5,0 т с газовым (бензиновым) двигателем и дизелем и F05 г/п 5,0...7,0 т с бензиновым двигателем и дизелем.

ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИКИ

Одним из последних наиболее значительных достижений в области конструирования электропогрузчиков, безусловно, является использование привода переменного тока. Преимущества, которые предоставляет этот агрегат, можно рассмотреть на примере последних моделей фирмы Toyota.

TOYOTA

Электропогрузчики Toyota, как и модели с ДВС, поставляемые в страны СНГ, производят на одном из наиболее передовых предприятий промышленного оборудования Японии в г. Такахама. Новейшим модельным рядом электропогрузчиков Toyota является серия 7, состоящая из четырехопорных (7FB) и трехопорных (7FBE) моделей. Конструкция последних, появившихся в продаже совсем недавно – в 2003 г., не только успешно совместила в себе все конкурентные преимущества машин предыдущих серий, но и дополнена новыми техническими решениями, повысившими скорость, комфортность и безопасность работ. Одним из важнейших среди многочисленных усовершенствований электропогрузчиков серии 7 стало внедрение двигателей переменного тока и системы активной стабилизации SAS.

Дизельный погрузчик Nissan г/п 4,0 т и 5,0 т серий F04 и F05

Асинхронные двигатели, которыми оснащают сегодня большинство моделей не только электропогрузчиков, но и внутрискладской подъемно-транспортной техники, заслуживают того, чтобы рассказать о них несколько подробнее. Применение технологии переменного тока дает целый ряд преимуществ. Во-первых, двигатель стал более компактным. Это обстоятельство позволило конструкторам Toyota разместить громоздкую тяговую аккумуляторную батарею не под сиденьем водителя, как в моделях старых серий, а под настилом пола. В результате такой перепланировки удалось понизить центр тяжести, а значит, и устойчивость электропогрузчика, увеличить пространство для оператора и уменьшить высоту подножки. Последнее, на первый взгляд незначительное улучшение оказывается весьма важным при такой работе, когда оператор часто покидает свое место.

Согласно последним данным одной из наиболее авторитетных организаций в сфере подъемно-транспортной техники – Японской ассоциации промышленного транспорта (Japan Industrial Vehicles Association – JIVA), японский рынок экспорта вилочных погрузчиков с противовесом и ричтраков в апреле 2004 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 26,3% (3335 ед. техники, в том числе 1736 дизельных и 950 бензиновых погрузчиков). Общее число машин, выпущенных в апреле, составило 9947, что на 20,3% выше аналогичного показателя апреля 2003 г.

В докладе, представленном ассоциацией JIVA, констатируется и рост продаж этой техники в самой Cтране восходящего солнца: в апреле 2004 г. этот показатель вырос на 12,4%, что в абсолютном исчислении составляет 5471 ед., 1597 из которых – погрузчики с дизельным приводом и 2482 ед. – с электрическим.

Трехопорный погрузчик 7FBE15 г/п 1,5 т

Асинхронный бесщеточный двигатель переменного тока полностью защищен от попадания грязи, пыли и влаги. Он надежней, долговечней и легче в техобслуживании, чем двигатель, использующий энергию постоянного тока. С его использованием увеличивается быстродействие выполнения команд, становится точнее контроль тягового усилия. Для реализации этих преимуществ японские специалисты разработали собственную технологию преобразования постоянного тока низкого напряжения в переменный. Система управления приводом имеет три режима выбора мощности, что обеспечивает оператору полный контроль времени работы и производительности погрузчика. Наличие функции выбора мощности позволяет задавать оптимальную производительность для конкретного случая работы; при этом оператор самостоятельно решает, каким образом лучше использовать ресурс – увеличить скорость обработки груза за короткий промежуток времени или продлить работу, незначительно снизив скорость. В результате между производительностью и потреблением энергии обеспечивается идеальный баланс, а мощность аккумуляторов не расходуется напрасно. По сравнению с предыдущей моделью 5FBE скорость движения 7FBE увеличена на 30%, скорость подъема грузоподъемника – на 65%, что сократило время рабочего цикла на 11%.

Компактный электропогрузчик 3FB9 г/п 900 кг

Помимо этого асинхронным приводом намного легче управлять. Его использование улучшает многие динамические параметры. Как уже сказано, увеличена скорость движения и в то же время обеспечена высокая плавность старта, что позволяет успешно работать с самыми деликатными грузами. Кроме этого, система переменного тока является энергосберегающей, что позволяет отдалить момент ухудшения рабочих характеристик из-за разряда батареи и тем самым увеличить время эффективной работы машины. Еще одно преимущество новой системы питания в том, что она может работать как генератор и подзаряжать батарею, увеличивая таким образом время эффективной работы машины на 40%. Более того, сопротивление, создаваемое генератором в процессе работы, вызывает эффект так называемого "торможения двигателем", что позволяет замедлять скорость машины, не прибегая к помощи обычного тормоза. Это в значительной мере снижает износ тормозной системы погрузчика и поддерживает скорость на требуемом уровне, например, при движении на спуске. Рекуперация при торможении позволяет увеличить время работы погрузчика от одной подзарядки на 18%. Такой двигатель весьма эффективен и для удерживания погрузчика на старте при подъеме: в этом случае оператору нужно только переставить ногу с педали тормоза на педаль акселератора, и погрузчик начнет движение с минимальным откатом назад. Функция противоотката полезна и в том случае, когда необходимо двигаться по наклонной рампе или на подъеме.

Четырехопорный погрузчик 7FB15 г/п 1,5 т

Новая серия обеспечила и новый уровень безопасности и комфорта. Цифровой многофункциональный дисплей позволяет быстро установить режимы и оптимальную производительность погрузчика, измерить продолжительность и дистанцию движения. Это же устройство выполняет и диагностические функции, своевременно оповещая о возникших неисправностях, что сокращает время на их поиск и последующий ремонт. Скорость движения может ограничиваться одним из восьми уровней, которые задаются нажатием кнопки, причем о превышении заданных параметров машина предупреждает сигналом. Верхнее расположение фонарей не только улучшает видимость, но и предохраняет их от случайных повреждений.

Ряд четырехопорных моделей серии 7 включает шесть базовых машин г/п 1,5...3,5 т с высотой подъема груза 2,0...6,0 м (в зависимости от типа мачты), трехопорный ряд – пять моделей г/п 1,0...2,0 т (высота подъема 2,5...6,0 м). Модели комплектуют 48-вольтовыми тяговыми батареями разной емкости, они очень маневренны и у них один из самых малых в своем классе машин радиус поворота. Благодаря этим преимуществам, а также компактности погрузчики 7FBE являются оптимальным вариантом для использования при погрузочных работах внутри железнодорожных вагонов и грузовых контейнеров, в узких проходах между стеллажами. Toyota помимо машин серии 7 поставляет на российский рынок две очень компактные модели электропогрузчиков 3FB7 и 3FB9 с противовесом, оснащенные 48-вольтовыми батареями. Они предназначены для работы с грузами небольшой массы в крайне стесненных условиях (700 кг при радиусе поворота 1550 мм и 900 кг при радиусе поворота 1600 мм соответственно).

Высочайшие требования и контроль качества японского завода Toyota Industries Corporation обеспечивают надежность всех узлов и агрегатов в выпускаемых электропогрузчиках и долговечность производимой техники.

Окончание следует...



ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ: