TCN Трёхопорные электропогрузчики седьмой серии

Л. Малютин

Читатели журнала «СиТ», интересующиеся японской погрузочной техникой, помнят, наверно, что сравнительно недавно известная компания TCM Corporation представила на суд потребителя седьмую серию четырехколесных вилочных электропогрузчиков FB.) Разработчики учли нужды и пожелания потребителей, улучшив конструкцию и характеристики машин. В результате серьезных конструкторских проработок погрузчики нового поколения приобрели целый ряд дополнительных преимуществ: они дольше работают без подзарядки, экономичней, компактней, маневренней и комфортабельней предыдущего поколения. Эти же принципы были положены в основу разработки последней новинки ТСМ – седьмой серии трехопорных электропогрузчиков FTB.

Две новые модели FTB16-7 и FTB18-7 из новой серии различаются грузоподъемностью (1600 и 1750 кг), колесной базой и емкостью тяговых батарей. Трехопорные погрузчики предназначены для работы в еще более стесненных условиях, чем четырехопорные, что и определяет их конструкцию. Управляемое сдвоенное колесо на обеих моделях поворачивается на 90°, при этом радиус поворота FTB16-7 составляет 1540 мм, а FTB18-7, у которого колесная база на 110 мм больше, – 1650 мм.

Уменьшение радиуса поворота достигнуто в том числе за счет противовеса закругленной формы, совпадающей с описываемой при развороте погрузчика дугой. Минимальная ширина прохода между стеллажами в зависимости от ширины паллеты для FTB16-7 составляет 3226...3350 мм, для FTB18-7 – 3336...3460 мм. Большое внимание конструкторы уделили возможностям грузоподъемных устройств. Предусмотрено 29 вариантов комплектации машин грузоподъемными мачтами: 12 моделей мачт с широким обзором с высотой подъема вил от 2000 мм у модели VM200 до 6000 мм у VM600; 10 моделей двухступенчатых мачт с высотой подъема до 5000 мм с широким обзором и свободным ходом вил от 490 мм у самой короткой VFM200 до 2040 мм у VFM500, а также 7 моделей трехступенчатых мачт с высотой подъема до 6000 мм с широким обзором и свободным ходом вил от 740 до 1590 мм. Таким образом, потребитель из довольно широкого диапазона вариантов может выбрать оптимальную модель погрузчика и мачты для конкретных условий работы.

Принцип работы новинок ТСМ, как и многих других электроприводных моделей ведущих мировых производителей, основан на технологии переменного тока. Новая модель асинхронного двигателя при средней загрузке 55% обеспечивает работу погрузчика без подзарядки батарей на полчаса больше, чем мотор, который применялся на четырехопорных машинах предыдущего поколения. В зависимости от объема и интенсивности работ можно выбрать оптимальный из трех режимов работы – экономичного, усиленного и максимальной производительности («супер»).

Необслуживаемый многодисковый тормоз

Приведем характерный пример, иллюстрирующий возможности такой функции. Во время испытаний на специально подготовленной площадке погрузчик FTB16-7 перевозил ящики массой 1,6 т на дистанцию 30 м и укладывал их на стеллаж на высоту 2 м. При этом замеряли время непрерывной работы машины до разрядки аккумуляторных батарей на 75%. В экономичном режиме, максимально сохраняющем заряд батарей, погрузчик работал в течение 8,1 ч на транспортной скорости до 15,5 км/ч, поднимая максимальный груз со скоростью 570 мм/с. В усиленном режиме транспортная скорость возрастает до 16 км/ч и скорость подъема – до 590 мм/с, а в режиме «супер» – до 16,5 км/ч и 610 мм/с соответственно. В усиленном режиме батареи разрядились за 8 ч, в режиме «супер» – за 7 ч.

Двигатель также дает машине возможность начать движение и подняться по уклону до 20% вне зависимости от загрузки, а надежное и предсказуемое торможение обеспечивают помещенные в ступицы колес необслуживаемые многодисковые тормоза в масляной ванне, управляемые педалью. Кроме того, тормозить можно двигателем либо отпустить педаль акселератора, и тогда погрузчик плавно сбрасывает скорость с максимальной и останавливается через 6,5 м после начала торможения, либо перекинуть подрулевой переключатель с положения «вперед» в положение «назад». В последнем случае дистанция до остановки и начала движения назад составляет 5 м. При торможении двигатель начинает работать как генератор, подзаряжая батареи и экономя ее ресурс. Сохранению заряда служит и автоматическая система, выключающая основные электрические цепи при простое погрузчика более 15 мин, даже если ключ оставлен в замке зажигания.

Разрабатывая рабочее место оператора, конструкторы использовали решения по совершенствованию эргономики, принятые для четырехколесных погрузчиков седьмого поколения, и добавили еще кое-какие «изюминки». Одной из отправных точек стал тот общеизвестный факт, что оператору электропогрузчика во время работы приходится часто покидать рабочее место, поэтому высоту подножки сделали минимальной и увеличили пространство между сиденьем и рулевым колесом, придав ему неправильную «полукруглую» форму.

Из одного крайнего положения в другое нужно сделать 4,2 оборота рулевого колеса, а в среднее положение его возвращает автоматика. Сиденье с боковой поддержкой, подлокотниками и ремнем безопасности регулируется по положению относительно руля и наклону спинки. Стандартные рычаги управления мачтой в отличие от четырехопорных погрузчиков установлены по правую руку возле сиденья. Это позволило перенести жидкокристаллический монитор вправо и сделать рулевую колонку и переднюю панель еще более компактными.

По желанию заказчика стандартные рычаги управления (а их в машине два: первый управляет наклоном и опусканием мачты, второй – подъемом-опусканием груза) можно заменить джойстиками, реагирующими на касание пальцев. Число джойстиков соответствует числу гидравлических функций.

Для более удобного расположения и снижения напряжения при работе правой рукой в комплекте с джойстиками поставляют специальный подлокотник с регулировкой положения. Световая сигнализация и функция изменения направления движения машины (вперед-назад) вынесены на подрулевые переключатели. Помимо прочего погрузчики укомплектованы световыми приборами, размещенными на защитном ограждении рабочего места.

При включении «зажигания» проводится самодиагностика цепей погрузчика. При возникновении неисправности на монитор будет выведен код ошибки. Всего предусмотрено 50 кодов, что упрощает диагностику неисправности – в большинстве случает не нужно подключать ноутбук. Большая площадь монитора отведена для индикации заряда батарей. При 80%-ной разрядке индикатор начинает мигать, предупреждая оператора, а скорость погрузчика автоматически снижается.

Новые модели появились на мировом и российском рынках в начале лета, а производят их на заводе ТСМ в Японии (машины предыдущей серии изготавливали в Бельгии). Опытный образец был создан еще год назад и до настоящего времени проходил стадию эксплуатационных испытаний и доработки конструкции.

Жидкокристаллический монитор

Трехопорные модели ТСМ поставлялись в Россию и раньше, правда, не через официальных дилеров компании, а через «серых» и потому дорого стоили.

Теперь качественную и надежную технику ТСМ, воплотившую последние достижения мировой инженерной мысли, можно приобрести непосредственно у российского партнера японской корпорации – компании «Великан-Рустрактор» по минимальным ценам. Тем более что с переходом взаиморасчетов с евро на доллар трехопорные машины стали значительно привлекательней по соотношению цена/качество, а значит, и доступней для более широкого круга потребителей.