Новые ричтраки Linde X Range

А. Бабаханов, специалист технической поддержки компании «Лифтек» (г. Москва)

Электроштабелеры с выдвижной кареткой R14X, R16X и R17X (номинальная грузоподъемность соответственно 1,4; 1,6; 1,7 т), созданные ведущим производителем погрузочной техники немецким концерном Linde, не случайно стали центральным экспонатом павильона компании на крупнейшей международной выставке по логистике СеМАТ 2005 (Ганновер, ФРГ). Принципиально новую конструкцию многих элементов нового семейства X (X Range) можно назвать революционной в данном виде техники. Это позволило компании ввести новые отраслевые стандарты производительности и экономичности при высокой комфортабельности и эффективности для подъемного оборудования, предназначенного для работы на складах с узкими межстеллажными аллеями.

К основным особенностям новых ричтраков можно отнести:

• комфортабельную кабину оператора (рис. 1);

• просторный отсек оператора;

• широкое удобное кресло с возможностью индивидуальной настройки спинки и сиденья, а также два регулируемых подлокотника, в которые встроены руль и джойстики управления гидравликой;

• эргономичное исполнение и расположение органов управления ричтраком;

• панорамный обзор (рис. 2), обеспечиваемый следующими конструктивными нововведениями: широким проемом подъемной мачты инновационной конструкции; оптимальным расположением кресла оператора (повернутым на некоторый угол относительно траектории движения); усовершенствованной конструкцией ограждения операторского отсека;

Рис. 1

• исключительную устойчивость (рис. 3), которая достигается благодаря расположению тяговой батареи низко у основания, четко по центру тяжести ричтрака, жестко закрепленной, не выдвигаемой вперед мачте (функцию выдвижения вил к грузу выполняет непосредственно каретка, на которую они монтируются), широко расставленным опорным лапам;

• высокую маневренность, которая достигается за счет короткой колесной базы, использования эффективных и надежных электроприводов переменного тока, цифрового контроля работы тягового и рулевого двигателей;

• простоту операции замены батареи, которая может производиться даже ручной гидравлической тележкой (рис. 4);

• повышенную производительность;

• надежную конструкцию мачты, которая сводит до минимума колебания груза на высоте;

• продольное выдвижение каретки (с грузом), которое происходит быстрее, чем выдвижение мачты, сокращая время рабочего цикла (рис. 5).

Рис. 2

Просторный отсек позволяет оператору работать с полным комфортом, не нарушая габариты машины, находясь при этом в полной безопасности. Широкое сиденье оснащено регулировками, гарантирующими полный комфорт и наилучшее рабочее положение оператору любой комплекции. Компактный руль электрического рулевого управления и джойстики управления гидравликой Linde встроены в регулируемые подлокотники и обеспечивают плавность и точность всех операций. В сочетании с увеличенной шириной рамы грузоподъемника это позволяет оператору отлично видеть зону обработки груза и аллею, в которой он управляет ричтраком.

Запатентованная концерном Linde двухпедальная система управления движением обеспечивает быстроту и эффективность маневрирования.

Фирменная система LLC (Linde Load Control), управляющая гидрораспределителем и электродвигателями, приводящими в движение гидромоторы мачты и навесного оборудования, обеспечивает плавное и быстрое раздвижение секций мачты, а также четкое (с миллиметровой точностью) позиционирование навесного оборудования. Система LLC формирует управляющие импульсы пропорционально воздействию оператора на тот или иной джойстик управления. При этом левый джойстик управляет функциями мачты (подъем-опускание груза), а правый – функциями навесного оборудования (поперечным смещением каретки, а также функцией ручного наклона каретки, если не выбран автоматический наклон).

Рис 3.

На дисплей в кабине оператора выведены счетчик машино-часов, индикаторы положения рулевого колеса, разряда батареи (с отключением подъемника), температуры двигателя и низкого уровня тормозной жидкости, что позволяет оператору в любой момент времени оценивать состояние машины. Между кабиной и мачтой помещен противоударный поликарбонатный экран. Сверху кабина оснащена защитным ограждением.

Высокотехнологичное компактное шасси спроектировано так, чтобы обеспечить ричтраку максимальные конструктивную целостность и выносливость. Батарея расположена под сиденьем оператора. Это снижает положение центра тяжести машины и придает ей высокую динамическую устойчивость.

Необслуживаемый двигатель переменного тока мощностью 6 кВт гарантирует быстрый и плавный разгон машины до максимальной скорости (14 км/ч) как с грузом, так и без него. Параметры управления движением адаптируются к условиям конкретной работы.

Машины семейства X оснащены современной высокочастотной цифровой системой управления LDC, созданной концерном Linde специально для повышения эффективности передачи энергии от батареи к шасси и подъемнику. Система LDC преобразует команды оператора в плавные и точные движения машины, обеспечивая производительную и безопасную обработку грузов.

Рис 4.

В LDC также встроены функции контроля процесса рекуперации энергии при торможении, которое происходит при отпускании педали движения. Настройка параметров управления позволяет легко адаптировать машину к любому типу работы. Встроенная диагностика, доступная по шине CANBUS, значительно ускоряет процесс обслуживания и сокращает время простоя машины.

Электропривод рулевого управления оснащен электронной системой автоматического регулирования чувствительности к повороту рулевого колеса в зависимости от скорости движения машины. Данная система гарантирует легкость маневрирования ричтрака. Компактный руль, встроенный в подлокотник сиденья, позволяет оператору работать максимально эффективно.

Конструкция подъемной мачты не имеет аналогов и может быть названа поистине революционной. Это обеспечивается тем, что разводка магистралей всех гидрофункций сделана в каналах мачты и устраняет все препятствия для обзора сквозь нее. На R14X, R16X, R17X мачта в отличие от общепринятой конструкции на подобных машинах жестко закреплена на шасси и не смещается вперед-назад (вдоль оси машины). Вместо мачты и независимо от нее вперед выдвигается вилочная каретка, причем ее ход небольшой (170 мм), что ведет к сокращению рабочего цикла.

Рис 5.

Такая уникальная конструкция минимизирует колебания мачты с грузом на высоте, значительно снижает влияние нагрузок на мачту, обусловленных весом груза, а также улучшает распределение массы машины, придавая ей беспрецедентно высокую устойчивость и остаточную грузоподъемность. Точность, быстрота и плавность движения секций мачты с минимальным трением происходит за счет наличия угловых роликов. Сглаживание системой управления резких движений оператора и оригинальная система демпфирования мачты гарантируют ее безотказную работу в любых условиях.

Мачта стандартно комплектуется встроенной системой бокового смещения вил. Наклон вил выполняется при каждом рабочем цикле автоматически или с помощью рычага управления. Гидромотор подъема приводится в действие от необслуживаемого двигателя переменного тока, обеспечивая высокую скорость подъема и повышенную производительность. Автоматическое замедление выдвижения и подъема каретки в крайних нижнем и верхнем (при высоте более 8500 мм) положениях вил гарантирует плавную, точную и безопасную работу с грузами. В стандартную комплектацию входит триплексная мачта широкого обзора с высотой подъема груза 6355 мм.

Штабелеры Linde семейства X оснащены тремя независимыми системами торможения, в совокупности обеспечивающими полную безопасность работы: ножным гидравлическим тормозом, действующим на ведущее и опорные колеса; безотказным электрическим стояночным тормозом, действующим на вал якоря тягового двигателя, и системой электрического торможения с рекуперацией энергии, включающейся при постепенном отпускании педали хода. Дополнительно безопасность машин обеспечивают аварийный выключатель электрических цепей (с автоматическим включением стояночного тормоза), выключатель цепи движения (под сиденьем оператора), система, обеспечивающая надежное, плавное и безопасное начало движения на подъеме, а также защита электрики и гидравлики от перегрузки.

Модели комплектуют батареями:

• R14X – напряжением 48 В и емкостью 480 А·ч по DIN 43531А;

• R16Х – 48 В, от 540 до 660 А·ч по DIN 43531A;

• R17X – 48 В, 640 А·ч по DIN 43531A;

• R17XHD – 48 В, 920 А·ч по DIN 43531A.

В качестве опций предлагаются:

• однопедальное управление движением;

• рулевое управление с поворотом моста на 360° (только с однопедальным управлением движением);

• мачты широкого свободного обзора: для R14Х – с высотой подъема груза до 9500 мм; для R16Х – до 11 500 мм; для R17Х – до 11 500 мм; для R17XHD – до 11 500 мм;

• преселектор высоты подъема (LPS);

• система видеонаблюдения зоны обработки груза;

• устройство записи эксплуатационных параметров;

• система сбора и анализа информации о работе отдельных машин и парка в целом;

• датчик ударов;

• исполнение машины для холодных условий (Cold Store) и др.