«Трехопорник» НС в деталях

Электропогрузчики с асинхронными двигателями на переменном токе первоначально выпускались только производителями из Европы, Японии и США. Недавно к этой «элитной» группе присоединилась китайская компания НС.

Чем хорош асинхронный двигатель?

Если на двигателях постоянного тока требуется регулярно контролировать чистоту поверхности коллектора и менять изношенные щетки, то главное преимущество асинхронного двигателя заключается в том, что он вообще не нуждается в техобслуживании, а значит, в дополнительных затратах времени обслуживающего персонала и средств владельца погрузчика. Кроме того, такие двигатели компактней, легче и надежней, их можно защитить от пыли и влаги, поместив в герметичный корпус. Технология переменного тока позволяет также осуществить рекуперацию электроэнергии, т. е. подзарядку аккумулятора во время каждого торможения машины. В этом случае двигатель работает как генератор. Сопротивление вращению возрастает настолько, что позволяет тормозить только за счет двигателя, и остановить погрузчик можно попросту отпустив педаль акселератора. Нажимать на педаль тормоза требуется только в экстренных случаях. Тяговое усилие на ведущих колесах в любой момент полностью контролируется оператором. Управление безынерционное, и положение педали акселератора точно регулирует мощность двигателя.

Раньше покупка тяжело разгонявшихся машин с двигателями постоянного тока была вынужденной мерой: их приобретали только при очень жестких экологических требованиях на складе. Новые электропогрузчики по динамическим параметрам приблизились к машинам с двигателем внутреннего сгорания и теперь вполне могут работать под открытым небом.

В 2006 г. компания Zhejiang Hangcha Engineering Machinery, Ltd. (торговая марка НС) начала массовое производство трех- и четырехопорных погрузчиков серии J с асинхронными двигателями переменного тока. Основные особенности этих машин можно рассмотреть на примере трехопорной модели CPDS15J-D1 грузоподъемностью 1,5 т.

Привод

Силовая установка производства Danaher (Швеция) состоит из трех асинхронных электродвигателей. Самый мощный (8,6 кВт) соединен с насосом гидросистемы: его энергия используется для подъема груза и работы рулевого управления. Два других по 4,6 кВт вращают ведущие колеса. Благодаря такому приводу погрузчик НС весьма динамичен: скорость с грузом 14 км/ч, преодолеваемый подъем 20°.

От «трехопорников» покупатели ожидают исключительно высокой маневренности, поэтому каждое ведущее колесо приводится от своего двигателя. Колеса могут вращаться даже в противоположных направлениях. Благодаря такой схеме погрузчик НС способен крутиться на месте. Заднее управляемое колесо поворачивается на 180° (важная особенность – на приборной панели отображается угол его поворота).

Ведущие колеса соединяются с электродвигателями через редукторы планетарного типа, поставляемые компанией ZF Getriebe GmbH (трансмиссии производства ZF используются на большинстве европейских автомобилей, включая Mercedes-Benz и BMW). Дисковые тормоза, работающие в масляной ванне (они находятся в корпусе редукторов), не нуждаются в регулярном техническом обслуживании. Требуется только раз в год (каждые 2400 машино-ч) заменять рабочую жидкость.

Что делает погрузчик НС «умным»

Всеми функциями погрузчика – движением и подъемом груза – управляет контроллер. Сразу после поворота ключа зажигания начинается диагностика узлов – проверке подвергается 21 объект (процессор, состояние электропроводки, температура электродвигателя и т. д.). Если обнаруживается какая-либо проблема, то на дисплее указывается соответствующий ей код ошибки. В памяти контроллера сохраняется пять последних записей, поэтому и оператору, и сервисному механику всегда известно текущее состояние погрузчика.

Контроллер задает частоту и направление вращения тяговых двигателей. Мощность, подаваемая на двигатели, точно соответствует положению педали акселератора. В то же время учитывается угол поворота руля, управляемого колеса и скорость погрузчика – контроллер работает, как «электронный дифференциал». Каждое колесо всегда будет вращаться именно с той скоростью, которая требуется от него в данный момент. Привод из двух двигателей, управляемый контроллером, полностью исключает такое неприятное явление, как пробуксовка. Движение с места происходит без отката назад даже на наклонной поверхности рампы. Контроллер также не допустит обратного вращения двигателя, если переключатель направления движения не установлен в положение «назад».

Режим скорости и ускорения оператор выбирает с помощью двух кнопок на приборной панели. Для достижения идеального соответствия условиям работы (и квалификации оператора) можно менять более 30 параметров погрузчика. Точная установка характеристик проводится сотрудником сервисной службы через подключенный компьютер.

Уровень заряда аккумуляторной батареи отображается на дисплее. Если нерадивый оператор допустил ее разряд до критического значения 20%, то раздается звуковой сигнал и загорается специальный индикатор.
Компания «НТК Форклифт» поставляет в Россию только машины со шведскими контроллерами Danaher на МОП-транзисторах. Такой выбор обусловлен тем, что именно эти изделия Danaher наряду с контроллерами Atlet считаются одними из самых надежных систем электронного управления.

Устойчивость и рулевое управление

Конструкторы Zhejiang Hangcha Engineering Machinery, Ltd. повысили устойчивость погрузчика в поворотах, понизив его центр тяжести. На новой серии J аккумуляторная батарея опирается на нижнюю часть рамы.

Система рулевого управления на всех погрузчиках НС новых серий гидростатическая без обратной связи (полностью гидравлическая). Сегодня это самая совершенная схема. Преимуществ у нее много:

• благодаря гидроусилителю управляемое колесо легко вращается даже на неподвижном погрузчике;

• управляемое колесо четко отслеживает положение руля и твердо держит заданное направление;

• нет отдачи на руль из-за неровностей на дороге, так как нет механической связи между рулем и колесом.

Эргономика и безопасность

Характерная конструктивная особенность погрузчиков новой серии – убранные под пол кабины гидроцилиндры наклона мачты. Это новшество особенно оценят операторы, которым приходится часто покидать кабину. Наклоняемая рулевая колонка и регулируемое кресло Grammer GS 12 с полугидравлической подвеской делают погрузчик удобным для водителя любой комплекции.

У электропогрузчиков с двигателем переменного тока есть важное преимущество перед погрузчиками с ДВС – они дешевле в эксплуатации. Ведь им не нужны топливно-смазочные материалы и дорогостоящее ТО двигателя. Но цена таких моделей была выше, чем автопогрузчиков той же грузоподъемности, в среднем на 10...20%, и это сдерживало их распространение. Появление моделей НС с асинхронными двигателями может изменить эту ситуацию.