Кто кого? Тест электропогрузчика Komatsu FB15-12

Еще несколько лет назад при выборе вилочного погрузчика потребитель в подавляющем большинстве случаев отдавал предпочтение машинам с дизельными силовыми агрегатами. Электрические погрузчики приобретались только для производств с жесткими экологическими и гигиеническими нормами. Это разумно, ведь последние и стоят дороже, и их динамические характеристики посредственные. В последнее время наметилась иная тенденция.

Потребительские качества современных электропогрузчиков настолько возросли, что при прочих равных условиях покупатели все чаще выбирают машину с электроприводом. Попробуем выяснить, чем привлекают потребителя современные электропогрузчики, протестировав модель FB15-12, входящую в новую серию АМ50/ АЕ50, выпущенную компанией Komatsu.

Одним из основных недостатков электроприводных машин всегда считалась значительно меньшая, чем у погрузчиков с ДВС, скорость как самой техники, так и мачты, что значительно снижало производительность техники. Благодаря применению двигателей переменного тока конструкторам корпорации Komatsu удалось серьезно сократить разрыв между динамическими качествами двух видов напольно-транспортного оборудования. Komatsu FB15-12 оснащают двумя тяговыми электродвигателями переменного тока мощностью 4,5 кВт. Максимальная скорость машины – 17 км/ч, ускорение составляет 2,9 с на трассе длиной до 5 м. По данным завода-производителя, этот электропогрузчик может преодолевать подъем 15,6°.

Каждое ведущее колесо машины приводится собственным мотором, что обеспечивает отменное тяговое усилие и маневренность. Несмотря на то, что тест проводили зимой на площадке с обледенелыми участками, нам удалось прочувствовать все преимущества подобного решения. Машина начинает движение без пробуксовки. Электронная педаль "газа" очень информативна и позволяет даже незнакомому с данной техникой оператору без проблем выбирать необходимые режимы езды. Чтобы изменить направление движения, достаточно переключить клавишу на одном из комбинированных рычагов. Это избавляет оператора от необходимости делать лишние движения – переключение занимает доли секунды. При движении "восьмеркой" можно отчетливо почувствовать работу системы, называемой "электронный дифференциал".

Проще говоря, взаимодействие между двумя тяговыми двигателями, когда в повороте внешнее колесо делает больше оборотов, чем внутреннее, контролируется специальными датчиками (контроллерами). Двигатели не имеют механической связи, поэтому фактически дифференциал
отсутствует, обороты двигателей регулирует электронная система.

Торможение погрузчика может происходить двумя способами. Первый – традиционный, нажав на педаль тормоза. В этом случае в работу вступают дисковые тормоза с жидкостным охлаждением. Кстати, за счет погружения дисков в гидравлическую ванну значительно увеличивается срок их службы. Однако применять педаль тормоза целесообразно только при экстренном торможении, в иных случаях уместно использовать так называемое рекуперативное торможение, когда погрузчик замедляется при отпускании педали "газа". В этом случае в торможении участвуют электродвигатели, возвращая часть энергии аккумуляторным батареям (АКБ) и тем самым подзаряжая их. АКБ заряжаются и в случае движения погрузчика накатом. Такая система способна увеличить ресурс работы аккумуляторных батарей от одной подзарядки.

С помощью дополнительного контроллера с дисплеем, выведенным на переднюю панель, оператор может контролировать и задавать такие параметры, как максимальные скорости движения погрузчика и подъема каретки, настройки системы рекуперации (возврата) энергии в АКБ. Ограничение мощности двигателей и скорости выполнения операций позволяет оптимизировать работу погрузчика и увеличить время работы без подзарядки.

Кроме двух тяговых электродвигателей на погрузчиках серии АМ50/ АЕ50 применяется асинхронный двигатель подъема для обслуживания гидравлики. Количество и подачу масла в гидравлическую систему контролируют электронные датчики, обеспечивая плавное движение мачты во всем диапазоне действия. Благодаря новой электронике модель FB15?12 целесообразно использовать для работы с хрупкими материалами и другими изделиями, требующими аккуратного обращения. Плавному подъему и спуску груза также способствует конструкция нового пропорционального гидрораспределительного клапана. Мощность электродвигателя гидропривода 9 кВт обеспечила высокую скорость подъема каретки вил – (0,6 м/с без груза). Столь значительная скорость
подъема при сохраняющейся плавности хода напрямую связана с производительностью труда.

Еще одно нововведение серии АМ50/АЕ50 – новый оригинальный метод замены АКБ. На погрузчике Komatsu FB15-12 АКБ извлекают и устанавливают не вверх, как на машинах предыдущих серий, а вбок. Замена занимает считаные минуты и может быть произведена другим погрузчиком. Это дает возможность при наличии двух комплектов АКБ эксплуатировать технику круглосуточно. Если же такой необходимости нет, FB15-12 оснащен встроенным зарядным устройством, работающим от сети 380 В.

Начав с рассказа о динамических характеристиках, я упустил еще один немаловажный аспект, напрямую влияющий на производительность труда оператора, – это безопасность и удобство работы. Даже при внешнем осмотре машины заметно, что этим "мелочам" уделено немало внимания. Сиденье с большим диапазоном регулировок и электрическим подогревом предоставляет максимум комфорта. Боковая поддержка не сковывает движения, но при этом держит сидящего очень плотно, и есть ремень безопасности. Поскольку аккумуляторные батареи расположены низко, рабочее место просторно и обеспечивает полную свободу движений оператора. Это положительно влияет и на обзорность. Кресло установлено не по центру, а с левой стороны, что сокращает площадь "мертвой зоны". Панель приборов утоплена и находится максимально низко, не загораживая оператору вилы.

За счет применения гидростатической системы рулевого управления между колесами погрузчика и рулевым колесом отсутствует прямая механическая связь. На деле это означает отсутствие колебаний руля даже при движении по неровной поверхности. Кроме этого система рулевого управления автоматически, без вмешательства оператора, возвращает погрузчик к прямолинейному движению, надежно обеспечивая курсовую устойчивость.

Педальный узел не ограничен гидроцилиндрами мачты, которые полностью убраны под пол. Резиновый защитный коврик зафиксирован на полу специальными кнопками. Комфорт дополняют такие мелочи, как зажим для бумаг, ниша для мелких предметов, карандашей, закрывающаяся планшетка для документов формата А4 в спинке сиденья. Прямо под рукой оператора находится кнопка аварийной остановки.

Для обеспечения безопасности по стандарту ISO 3691 сиденье оборудовано системой контроля присутствия оператора на рабочем месте. Попросту говоря, под креслом установлен датчик, который блокирует выполнение любых действий, будь то движение погрузчика или подъем мачты, если оператора в кресле нет.

Наш тест показал: современные электрические погрузчики имеют столь высокие потребительские качества, что способны успешно конкурировать с аналогичной техникой, оснащенной двигателями внутреннего сгорания. А если принять во внимание существенную разницу в эксплуатационных затратах на обслуживание, расходные материалы и топливо, их преимущество очевидно. Единственным сдерживающим фактором может стать более высокая цена электроприводного транспорта по сравнению, например, с дизельной техникой. И все же при полноценной и длительной эксплуатации электрический погрузчик окупается значительно быстрей.



ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ: