Почти как Изетта. Современные концепции приводов трехопорных погрузчиков

Л. Цинцевич

Трехколесная мобильная спецтехника как-то не прижилась практически ни в одной отрасли промышленности. Пожалуй, единственным редким исключением являются машины для складской логистики, а точнее – электроприводные устройства для транспортировки и штабелирования паллетированных грузов. Большинство крупных производителей вилочных электропогрузчиков выпускают модели сразу с двумя типами шасси – трех- и четырехопорными.

Четырехопорные модели имеют большую грузоподъемность, они более устойчивы при движении и в целом более популярны, зато трехопорные отличаются высокой маневренностью и компактностью, что особенно ценится при работе на ограниченных площадях.

Трехопорные модели во многом напоминают легендарную легковую модель Isetta, о существовании которой сегодня помнят, пожалуй, лишь историки техники да любители автомобильной экзотики. Этот автомобиль послевоенных лет, выпущенный компанией BMW, как и современные трехопорные погрузчики, имеет колею различной ширины – широкую впереди и узкую сзади. Как известно, выпускался он в двух модификациях – с тремя и четырьмя колесами. Трехопорные погрузчики также производят в этих двух вариантах исполнения, причем большинство из них для повышения устойчивости и тягового усилия имеют вовсе не три, а четыре колеса, два из которых (задние) расположены вплотную одно к другому.

Однако увеличение числа колес никак не отражается нa общей концепции шасси и не устраняет основных их типичных недостатков.
Как мы уже отметили, трехопорные погрузчики менее устойчивы при движении, особенно в поворотах, чем четырехопорные с двумя осями одинаковой ширины. Комфортность движения, которая определяет общую эргономику трехопорников, также оставляет желать лучшего: не случайно среди многочисленных шутливых названий автомобиля Isetta было и такое, как «устройство для поиска выбоин».

Поэтому для таких машин необходимо специальное дорожное (напольное) покрытие, имеющее хорошее сцепление с протектором колес, очень ровное и по возможности сухое. Использование трехопорников вне помещений должно быть скорее исключением, особенно если приводным у них является управляемое заднее колесо (этот вариант исполнения традиционный для погрузчиков грузоподъемностью до 1,3 т).

Такие компании-производители, как Jungheinrich, Linde, Crown, Тоуоtа, выпускают модели с приводом на оба передних колеса. Для небольших трехопорных погрузчиков класса грузоподъемности 1,3 т Тоуоtа и Jungheinrich предлагают оба альтернативных варианта электропривода. Так, Jungheinrich устанавливает задний привод на модель ЕFG113, а фронтальный – на модель ЕFG213. В свою очередь Тоуоtа выпускает одномоторный погрузчик 7FВЕSТ13 семейства Тraigo и двухмоторный 7FВЕF13.

Вариант с двумя передними приводами представляет собой решение более сложное в техническом отношении, зато с точки зрения характера движения имеет явное преимущество. Это объясняется тем, что расположенные далеко друг от друга приводные колеса развивают большую тягу, чем одно или два близко расположенных приводных колеса. Еще одна причина в том, что при приеме груза передние колеса нагружаются больше, а задние – меньше.

Чтобы полностью использовать преимущества переднего привода, на трехколесный погрузчик устанавливают два двигателя – по одному на каждое приводное колесо. Причина абсолютно понятна: чтобы повороты управляемого заднего колеса выполнялись с минимально возможным радиусом, передние колеса должны синхронно вращаться в противоположных направлениях, что возможно только при наличии на каждом из них отдельных двигателей. Как правило, система управления такими моторами является определенным ноу-хау инженеров-разработчиков производящей погрузчики компании. Например, у моделей фирмы Сrоwn число оборотов обоих двигателей переднего привода регулируется пропорционально углу поворота управляемого колеса, что значительно снижает износ шин. Модели с задним приводом обеспечивают такую же маневренность за счет использования лишь одного двигателя – это является их значительным преимуществом, поскольку снижает и общую массу машины, и расходы на ее обслуживание.

Особым отличительным признаком трехопорных электропогрузчиков с задним приводом компаний STILL, Hyster и Yale является изменяющаяся колесная база: при наклоне мачты назад она увеличивается, что обеспечивает больший комфорт и устойчивость машины при движении. Наклон мачты вперед сокращает колесную базу, тем самым облегчается маневрирование. В целом одномоторные погрузчики характеризуются большей простотой конструкции и меньшей стоимостью, что для многих покупателей вполне достаточный аргумент для выбора этих моделей. Обычно их грузоподъемность – 1,2 или 1,3 т.

Не в последнюю очередь именно поэтому представленные два года назад новые модели таких марок, как Тоуоtа, ВТ и Сеsаb (все принадлежат концерну Тоуоtа), имеют задний привод – такой же, как когда-то на Isetta. Одним из главных достоинств всех «трех сестер» является возможность быстрой и несложной замены аккумуляторных батарей. Для защиты водителя и груза эти погрузчики дополнительно оснастили системой автоматического ограничения скорости при прохождении изгибов трассы: при повороте на 70° скорость автоматически снижается до 2 км/ч. Это до минимума сокращает риск опрокидывания машины. За свою концепцию безопасности в 2005 году Тоуоtа даже отметили премией за инновации на французской выставке по безопасности Рrеventica. Похожее устройство безопасности есть также на двухмоторных моделях фирмы Jungheinrich.

Изетта в прошлом...

Изетта возвращается?

Еще в начале 1950-х годов владелец мотоциклетной фирмы Iso Ренцо Ривольта (Renzo Rivolta) совместно с итальянским авиационным инженером по фамилии Прети (Preti) создал небольшое и экономичное двухместное транспортное средство оригинальной конструкции – своего рода компромисс между автомобилем и мотоциклом. С помощью уменьшительного суффикса придумали название для нового автомобиля – Isetta. В 1954 году BMW купила лицензию на сборку машины, слегка ее модифицировала, а спустя год пустила новинку в продажу. Машину оснастили двигателем от мотоцикла BMW-R25 (245 см3, 12 л.с.) и весьма забавным кузовом в виде пузыря с единственной дверью, которая одновременно являлась передней частью авто.

Легендарную малышку сняли с производства еще в 1960-х годах, однако недавно британское издание Auto Express сообщило, что BMW всерьез озаботилась возрождением гениального автомобиля. Конечно, Isetta XXI века лишится передней двери вместо капота – современные требования безопасности подобные вольности не допускают.Ожидается, что новинка получит полноценные четыре колеса, две двери и «подрастет» по размерам, но пропорции кузова сохранятся, как и заднемоторная компоновка. Зачем же баварцам, у которых дела и без того идут хорошо, это нужно? Журналисты в ответ приводят такие аргументы. Во-первых, сегмент «компактов» на европейском рынке растет сейчас такими стремительными темпами, что было бы глупо не пытаться на нем утвердиться.

... и в будущем

Во-вторых, в 2012 году вступают в силу еще более жесткие экологические требования, согласно которым автомобили должны в среднем выбрасывать не более 120 г СО2 на километр пробега. А пока машины BMW с их мощными двигателями очень далеки от выполнения такой задачи, и запуск в производство компактной, экономичной и экологичной Isetta поможет исправить положение. Ну и, в-третьих, не будем предавать забвению славное прошлое этой модели. Итальянцы со своим FIAT 500 уже вовсю сейчас эксплуатируют ностальгические нотки и немало в этом преуспели. Однако пока боссы BMW из Мюнхена никак не комментируют это сообщение прессы, наотрез отказываясь как подтверждать, так и опровергать слухи о будущем Isetta.

По материалам Интернета