Мировой рынок напольного транспорта в 2004 году
Для двадцати самых крупных производителей напольного транспорта год 2004-й оказался еще более успешным, чем предыдущий. (Экономические показатели производителей напольного транспорта в 2003 г. и комментарий к ним см. в статье «Год 2003-й: подводим первые итоги», «СиТ», № 10, 2004 г.) Общий доход превысил 600 млн. USD. 2003 год был достаточно неплохим для первой двадцатки производителей напольного (промышленного) транспорта, однако 2004-й стал для лидеров в этой области промышленности намного более результативным.
Пожалуй, эту новость, по мнению специализированного журнала Modern Materials Handling (MMH, август 2005), и можно считать главным итогом прошлого года. Напомним читателям, что в рейтинг, который ежегодно составляется экспертами ММН, попадают лишь организации – производители промышленного транспорта, входящие в состав региональных союзов в рамках Ассоциаций промышленного транспорта (Industrial Lift Truck Association). Позиционирование каждой компании в списке ММН базируется на уровне объявленных ими самими доходов по итогам прошедшего бюджетного года.
Результаты года действительно впечатляют, особенно на фоне кризиса, начало которого совпало с началом третьего тысячелетия. Только пять крупнейших компаний, находящихся на самой вершине в рейтинге ММН, – Toyota, Linde, Jungheinrich, NACCO Industries и Mitsubishi/ Caterpillar Forklift – увеличили продажи в 2004 г. на 1,75 млрд. USD. В частности, японский концерн Toyota, по-прежнему лидирующий в списке лучших, увеличил свои доходы на 660 млн. USD, доведя их до 4,89 млрд. USD. «Номером два» осталась компания Linde, объемы продаж которой в 2004 г. поднялись на 16,3% (или 631 млн USD), достигнув 4,49 млрд. USD. Немецкий концерн Jungheinrich закончил год на третьей позиции с полным доходом 2,07 млрд. USD. На четвертом месте оказалась группа NACCO с доходом 1,9 млрд. USD. Тем временем Mitsubishi/ Caterpillar Forklift Companies выдвинулась на пятое место – 1,3 млрд. USD. Эта сумма позволила компании обойти фирму Crown (1,23 млрд. USD), которая занимала его в 2003 г.
Успехи европейского подразделения Komatsu Forklift
Двузначным числом измеряются темпы увеличения оборотов европейского подразделения компании Komatsu Forklift Co., Ltd. В то время, как европейский рынок погрузчиков за 2004 год вырос лишь на 7%, обороты филиала Komatsu Forklift Co., Ltd. в Европе увеличились на 21% (знаковое соотношение для восточной нумерологии). Эйдзи Фукуда, генеральный менеджер европейского подразделения Komatsu, подчеркнул, что его компания и в последующем намерена поддерживать темпы роста на уровне 20%. «Мы весьма удовлетворены достигнутыми в прошедшем году успехами и надеемся продолжить подъем в ближайшие годы», – отметил он. Перечень продукции, выпускаемой на европейских заводах Komatsu Forklift Co., Ltd., расширен за счет нового модельного ряда погрузчиков с двигателями внутреннего сгорания АХ50/ВХ50, грузоподъемностью от 1,5 до 3,5 т.
Однако год сложился удачно не только для «великолепной пятерки». Объемы заказов во всем мире буквально взлетели – их общий прирост составил 17%, т. е. превзошел 13%-ную отметку 2003 г. Суммарное количество заказов во всем мире в 2004 г. превысило 704 тыс. (для сравнения: в 2003 г. эта величина составила лишь немногим более 600 тыс.). Эти статистические данные (World Industrial Truck Statistics, WITS) предоставил союз Ассоциаций промышленного транспорта.
Настоящий бум заказов наблюдался в Африке (39%-ный прирост), тогда как Океания сообщила о 32%-ном скачке (прирост заказов более чем на 16 тыс.). В Азии и Америке прирост заказов составил соответственно 16 и 13%. И наконец, Европа показала самый вялый прирост спроса: здесь согласно WITS наблюдалось только 3%-ное увеличение заказов. Эксперты отмечают, что прирост числа заказов мог еще больше повысить доходы, если бы не неблагоприятный курс евро и йены по отношению к доллару, имевший место в 2003 г.
Уровень доходов каждой из компаний лучшей десятки в списке этого года по сравнению с 2003 г. увеличился на 10...15%. Компания Komatsu присоединилась к разряду компаний с доходами, зашкаливающими за 1 млрд USD, и по-прежнему удерживается на седьмой позиции, объявив об объеме продаж в 1,025 млрд. USD в 2004 г. (это на 87 млн. USD выше, чем в 2003 г.). Корпорация TCM сместилась с восьмого на девятое место даже притом, что ее доход увеличился на 90 млн. USD и достиг почти 760 млн. USD. Произошло это потому, что еще более результативным этот год стал для Nissan: доходы этой фирмы увеличились с 650 млн. USD (2003 г.) до 828 млн. USD, выдвинув ее на восьмое место. Завершает десятку лучших компания Nichiyu.
Об итогах других компаний. В 2004 г. фирма Manitou поднялась сразу на несколько позиций, перейдя на 12-е место с внушительным доходом 300 млн. USD и обогнав Clark и Atlet. Фирма Rocla, твердо держась на 15-м месте, объявила о внушительном росте продаж в 2004 г. – на 25 млн. USD. Этим компания не только почти на 40% увеличила продажи по сравнению с 2003 г., но и преодолела престижную 100-миллионную отметку. Некоторые компании всеми правдами и неправдами старались попасть в рейтинг, однако список лучшей двадцатки остался неизменным. Компания Tailift сделала самый большой скачок в этом году, переместившись в списке с 19-й позиций сразу на 16-ю. Сильное международное коммерческое и рыночное расширение помогло этому основному в Tайване изготовителю напольного транспорта увеличить свои доходы. Хороших результатов добились не только «самые-самые», компании поменьше также порадовали и себя и нас своими успехами. Доходы компаний Hoist, Hyundai и Landoll, опытных игроков на рынке, либо умеренно увеличились, либо остались на уровне 2003 г. Anhui Heli, дебютировавшая в рейтинге 2003 г., продолжает держаться на заключительном месте в нашем списке приблизительно с 10%-ным увеличением продаж по отношению к 2003 г.
Предварительный анализ ситуации показывает, что текущий 2005 г. должен оказаться очень результативным для производителей напольного транспорта. Справедливость такого прогноза, по крайней мере для рынка Северной Америки, для многих компетентных экспертов более чем очевидена.
Перевод с англ. В. Петровой