Индустриальный транспорт России
Сегодня трудно представить, что всего четверть века назад ежегодное потребление погрузчиков в Советском Союзе достигало порядка 150 тысяч. Тогда более половины из них поставлял болгарский концерн «Балканкар», значительно меньшую часть – менее 5 тысяч – Япония, Германия и другие страны и совсем немного выпускали немногочисленные советские производители. С 1992 г. потребление этой техники упало до нескольких тысяч в год. Громадный «Балканкар», ориентированный прежде всего на нашу страну, резко сократил выпуск продукции и разделился на отдельные заводы, а многие из его бывших специалистов создали собственные частные компании.
Лишь самым крупным болгарским предприятиям, например «Балканкар-Рекорду», удалось выжить в условиях распада СЭВ и потери основного рынка сбыта, а российский рынок начал активно заполняться более конкурентоспособной западноевропейской, японской и особенно китайской продукцией. Тем не менее потребности в недорогих погрузчиках остались, и некоторым отечественным заводам, несмотря на все сложности «послеперестроечного» периода, удалось сохранить их производство. К сожалению, эту ситуацию вряд ли можно назвать обнадеживающей: в настоящее время общий ежегодный выпуск всех отечественных погрузчиков едва превышает тысячу в год, что сопоставимо с объемами импорта в Россию таких фирм, как Toyota и Komatsu. И все же российские производители, несмотря на отсутствие поддержки со стороны Правительства РФ, не только продолжают совершенствовать существующие модели в соответствии с постоянно растущими требованиями рынка, но и активно внедряют новые.
Производство отечественного промышленного транспорта не только многократно ниже, чем в большинстве европейских и многих азиатских странах, но и сильно уступает в качественном отношении. Собственно, весь российский приводный промышленный транспорт – это вилочные погрузчики грузоподъемностью (г/п) от 1,0 до 7,0 т и электротележки (электрокары) с площадкой (кузовом) для транспортировки грузов в основном массой до 3 т.
АП-3010 |
ОАО «Машиностроительный завод им. Калинина» (МЗиК, г. Екатеринбург) является не только старейшим, но и самым крупным производителем вилочных погрузчиков в России. Их выпуск был налажен здесь еще в 1956 г. В бывшем СССР предприятие являлось монополистом по выпуску малогабаритных 1-тонных моделей и производило до 7 тыс. погрузчиков в год. В настоящее время МЗиК выпускает электропогрузчики грузоподъемностью 1,0 т (ЭП-103КО), 1,6 т (ЭП-1616) и 2,0 т (ЭП-2016), а также дизельные погрузчики г/п 1,6 т (ДП-1604-2), 3,5 т (ДП-3510). Серийный выпуск модели ЭП-103КО был начат еще в 1989 г. и продолжен погрузчиком ЭП-1616 (1994 г.). Ранее изготавливалась также 1,25-тонная модель ЭП-1216, теперь снятая с производства. Первый дизельный погрузчик – модель ДП-1604 г/п 1,6 т – стали серийно производить с 1993 г. Выпускали и бензиновый АП-3010 г/п 3,0 т (его производство начато в 2000 г.), однако теперь он заменен дизельной моделью ДП-3510 г/п 3,5 т. В 1994-м завод разработал целевую программу создания и освоения в производстве новых видов напольного электрического транспорта, поддержанную Правительством России, но через несколько лет она была свернута в связи с дефолтом.
Выпуск анонсированной предприятием перспективной модели дизельного погрузчика ДП-2001 (г/п 2,0 т ), оснащенной малошумным дизелем Kubota V2203-24V c водяным охлаждением и каталитическим нейтрализатором отработавших газов, регулируемой по углу наклона рулевой колонкой с комбинированной панелью приборов, регулируемым креслом водителя Pilot, пока под большим вопросом.
ЭП-2016 |
Все дизельные машины оснащены гидростатической трансмиссией, обеспечивающей плавность изменения скорости движения, точность и простоту реверсирования. Гидроусилитель рулевого управления обеспечивает легкость маневрирования. Каждый погрузчик может быть оборудован кабиной с отопителем, что крайне необходимо для работы в условиях суровых российских зим. В модели ДП-1604 применяются два вида дизельных двигателей: отечественный производства Владимирского тракторного завода мощностью 22,1 кВт (в настоящее время не предлагаемый покупателям из-за низкой надежности и высокой шумности) или Deutz (Германия) мощностью 24 кВт. Модификация с немецким дизелем имеет обозначение ДП-1604-2-000. Дизельный погрузчик ДП-3510 базируется на отечественных комплектующих и оснащен двигателем Д-243 (Минский моторный завод) мощностью 52 кВт, который использовался на тракторах этого предприятия и болгарских погрузчиках «Рекорд». ДП-3510 оснащают нейтрализатором отработавших газов (по заказу), двухпедальной системой управления движением, автоматической системой управления частотой вращения коленвала двигателя, регулируемой рулевой колонкой. Из комплектующих, импортируемых из дальнего зарубежья, на ДП-3510 установлены только полиуретановые манжеты фирмы Polipack и сиденье Pilot.
Электропогрузчики производства МЗиК приводятся в действие от щелочных или кислотных аккумуляторных батарей (АКБ) отечественного производства (Курский аккумуляторный завод) или импортного (Heavy Horse, Сербия). Модель ЭП-103КО производится в двух модификациях – с высотой подъема груза 2000 мм (строительная высота позволяет работать в железнодорожном вагоне, мачта оборудована свободным ходов вил) и 3300 мм, ЭП-1616 – в трех модификациях (с высотой подъема 2900, 3300 и 4500 мм).
ДП-3510 |
Система управления движением в погрузчиках – импульсная или контакторная. Масса машин снижена за счет лучшей компоновки на шасси агрегатов, механизмов и противовеса, что позволяет использовать их в помещениях с регламентированной нагрузкой на полы, в частности в железнодорожных вагонах. Кроме того, меньшая масса снижает расход энергии АКБ. С 2003 г. МЗиК приступил к производству 2-тонного электропогрузчика ЭП-2016. Его серийно выпускают с импульсной системой регулирования скорости передвижения, разработанной фирмой Curtis (США), которая кроме всего прочего позволяет точно позиционировать машину вблизи груза и существенно продлевает срок службы АКБ. Для расширения сферы применения и повышения производительности модель может быть оборудована дополнительным навесным оборудованием и грузоподъемниками с высотой подъема 3300 или 4500 мм.
По желанию потребителей техника МЗиК комплектуется импортными пневмошинами либо шинами «суперэластик» отечественного производства, светосигнальными устройствами, дополнительными приспособлениями – сталкивателем, безблочной стрелой, штыревым захватом, кареткой поперечного смещения, захватом-кантователем для рулонов. Все электропогрузчики могут быть переоборудованы для работы от сети переменного тока 380 В с помощью электрокабеля.
ЭП-1616 |
Кроме погрузчиков завод выпускает тележки ЭТ-2054 для перевозки грузов массой до 2,0 т внутри помещений и на открытых площадках. Электротележки комплектуют контакторной или импульсной системой Curtis, щелочными или кислотными АКБ, а также дополнительно кабиной и бортами.
Хотя эта продукция не является для завода профильной, МЗиК сегодня является лидером в производстве вилочных погрузчиков в России и постоянно наращивает их выпуск: в 2005 г. он поставил 311 погрузчиков, что более чем в 1,5 раза превышает показатель за 2004 г.
Производство вилочных погрузчиков марки ТВЭКС на ОАО «Тверской экскаватор» началось в 1998 г. с запуска в серию модели ВП-05 г/п 5 т. В 2001 г. выпущена модель ВП-03 г/п 3 т, в 2003 г. – погрузчик ВП-1,6 г/п 1,6 т. Основными особенностями их конструкции являются:
• гидростатическая трансмиссия, исключающая коробку передач и муфту сцепления, регулируемый гидронасос с пропорциональным изменением рабочего объема от нуля до максимума;
• уменьшенный радиус поворота, что улучшило маневренность машины;
• рулевая колонка с регулировкой угла наклона;
• уменьшенные габаритные размеры погрузчика;
Тележка ЭТ-2054 МЗиК |
• удобное и мягкое регулируемое кресло типа Grammer;
• улучшенный обзор благодаря применению гнутых стекол Тriplex;
• два варианта исполнения кабины (с каркасом или остеклением).
При создании ВП-03 впервые применили безмостовую схему привода хода с раздельным приводом каждого колеса и дисковые гидравлические тормоза с металлокерамическими накладками, что повысило надежность и упростило управление машиной. Двухпедальная система управления движением вперед-назад позволяет плавно менять скорость и направление передвижения, а рулевая колонка регулируется по углу наклона. Управляют грузоподъемным механизмом с помощью единого блока. ВП-1,6 и ВП-03 оснащены высокоэкологичными двигателями Perkins. Отличительной особенностью первой модели является также возможность работы внутри вагонов и 20…40-тонных контейнеров: она способна поднимать грузы на высоту до 1,4 м без изменения габарита (строительной высоты). Модель ВП-05 имеет те же отличительные особенности, что и погрузчики меньшей грузоподъемности, и кроме прочего оснащена откидывающейся вместе с капотом комфортабельной кабиной (с защитой FOPS), обеспечивающей свободный доступ ко всем узлам и агрегатам. ВП-05 могут оснащать нейтрализатором отработавших газов для работы в закрытых помещениях.
На базе вилочного погрузчика ВП-05 специалисты ОАО «Тверской экскаватор» изготовили малогабаритный тягач ТМ-2 класса 2 т, предназначенный для буксировки багажных и контейнерных тележек в аэропорту, буксировки малых самолетов (массой не более 30 000 кг), а также для использования на ж.-д. станциях, промышленных предприятиях, складах и базах. На выставке «СТТ’2005» в Москве предприятие представило последнюю новинку – вилочный электропогрузчик ВП-1,6Э г/п 1,6 т.
ВП-03 |
За счет применения трехопорной схемы радиус поворота модели составляет всего 1,8 м. Погрузчик оснащен современной импульсной системой управления Curtis и чешской АКБ Sambor, дающей возможность работать до 8 часов без подзарядки. Погрузчик выполнен на самом современном техническом уровне, что позволяет использовать его и при работе с продуктами питания.
В 2005 г. производство вилочных погрузчиков на заводе «ТВЭКС» составило 235 шт., что на 21% ниже, чем в 2004 г.
До недавнего времени ОАО «Канашский завод электропогрузчиков» («Канаш Электрокар», Чувашская Республика), образованное в декабре 1960 г., было единственным в СНГ специализированным предприятием по выпуску универсальных электропогрузчиков г/п 2,0 т. Еще в 1985 г. серийный выпуск моделей ЭП-205 и ЭП-1009 здесь достигал 3100 ед., но после кризиса 1998 г. выпуск резко сократился, и в 2001 г. завод выпустил лишь 74 электропогрузчика. Благодаря грамотной политике руководства предприятие «Канаш Электрокар», пережив нелегкий период, расширило спектр производимой техники, переоборудовало производство на выпуск новой, современной, надежной и сравнительно недорогой продукции. С целью выхода на зарубежные рынки на предприятии вводится структура сертификации системы менеджмента качества на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Сегодня Канашский завод электропогрузчиков по-прежнему производит и хорошо всем известные, простые, надежные и долговечные 2-тонные электрические модели ЭП-2014 и ЭП-2014М (модернизированный), а также запчасти к ним. Электропогрузчики комплектуют щелочными АКБ типа ТНЖ-450 или – для повышения производительности – ТНЖК-500, либо кислотной SSK-490. Возможно также питание с подключением через гибкий кабель от промышленной сети напряжением 380 В.
Электропогрузчики ЭП-2014 и ЭП-2014М |
Для объектов, где нет достаточно ровного дорожного покрытия, разработаны варианты «внедорожников» с двигателями повышенной мощности. Покупатель техники сам может выбрать ее цвет, а также тип колес: с литыми или обычными пневматическими шинами. Погрузчики снабжаются дуплекс- и триплекс-мачтами с высотой подъема от 2 до 4,5 м. Многообразие гаммы навесного оборудования позволяет решить вопрос обработки любых негабаритных грузов. Например, боковой поворотный захват 7П10, которым может быть укомплектован погрузчик, предназначен для транспортировки, поперечного смещения и штабелирования грузов цилиндрической формы диаметром до 1200 мм; стрела ПР15 – для работы с различными штучными грузами сложной конфигурации, которые из-за формы, размера и массы невозможно укладывать на поддоны; ковш ПР16 – для сыпучих материалов; штырь ПР10 – для кольцеобразных и трубчатых грузов; многоштыревой захват ПР20 – для мешков и рулонов, уложенных горизонтально. В сложных случаях применяют особые приспособления, например, с поперечным смещением и поворотом, позволяющие транспортировать длинномерные грузы.
В настоящее время с конвейера предприятия сходят и дизельные модели. Переднеприводный дизельный погрузчик ДП-1631 г/п 1,6 т разработан в соответствии с требованиями ЕС 98/ 79/ EG EN 292. Для него используются комплектующие из типового ряда, традиционно производимого болгарским АО Balkan (г. Ловеч), более 30 лет специализирующимся на выпуске узлов и агрегатов для комплектации авто- и электропогрузчиков. Дизельный погрузчик ДП-3532 г/п 3,5 т создан по лицензии болгарской компании Balkan на основе семейства машин BD г/п от 1,6 до 5,0 т и уже успел завоевать признание многих потребителей.
Новинка – электропогрузчик ВП-1,6Э на выставке СТТ’2005 (Москва, Крокус-экспо) |
Он пользуется наибольшим спросом благодаря своим максимально приближенным к требованиям пользователя техническим качествам. Машины оборудованы гидродинамической трансмиссией, исключающей коробку передач и увеличивающей к.п.д., надежными гидравлическими дисковыми тормозами с металлокерамическими дисками, гидросервоуправлением, двигателем Д-243 производства Минского завода или по желанию заказчика болгарскими дизелем VAMO 3900Д или газовым VAMO 3900Г. Двухпедальная система управления позволяет плавно менять скорость и направление движения, откидная кабина обеспечивает свободный доступ к узлам и агрегатам. Погрузчики ДП-1631 удостоены золотой медали и диплома Международной технической ярмарки в Болгарии в 2003 г. и имеют сертификат качества авторитетной организации по контролю качества TUV Rheinland (Германия).
Помимо погрузчиков завод выпускает также электротележки ЭТ-3002, ЭТ-2001 и незаменимый во многих отраслях малогабаритный тягач МЭТ-0601 для внутрицеховой транспортировки различных грузов по гладким дорогам с твердым покрытием. Малые габаритные размеры, высокая маневренность тягача позволяют использовать его в цехах предприятий для подвоза груза непосредственно к рабочим местам и складским помещениям в условиях узких проходов и стесненной планировки оборудования; машина является незаменимым помощником для работников аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных станций и т. п.
С 12 по 15 апреля ОАО «Канашский завод электропогрузчиков» примет участие в выставке «Кранэкспо» на ВВЦ и приглашает посетить свой стенд В3.
ВП-05 |
Единственный в нашей стране производитель сертифицированных погрузчиков во взрывозащищенном исполнении ЭПВ-1638 – ОАО «Калининградский вагоностроительный завод» (ОАО «КВЗ») – совсем недавно переживал нелегкие времена. В результате предприятие разделено на две самостоятельных части, одна из которых – ООО «Балтийский силач плюс» – полностью сосредоточила свои усилия на разработке и производстве вилочных погрузчиков и складской техники марки «Мекан». Компания показала полную гамму дизельных, бензиновых и электропогрузчиков г/п от 1,0 до 3,0 т, насчитывающую 24 варианта исполнения. Все машины укомплектованы импортными агрегатами и узлами. Погрузчики с двигателем внутреннего сгорания оснащены силовыми агрегатами Isuzu С240 рабочим объемом 2369 см3 (35 кВт при 2500 мин-1), Nissan TD27 рабочим объемом 2663 см3 (44 кВт при 2500 мин-1), Nissan H20-II рабочим объемом 1982 см3 (32,3 кВт при 2300 мин-1) или Nissan H25 объемом 2472 см3 (41,2 кВт при 2600 мин-1), а также автоматической трансмиссией. Дизельные модели оснащены также рулевым приводом с горизонтальным цилиндром усилителя и системой забора воздуха новой конструкции. Предприятие кроме стандартного модельного ряда электропогрузчиков выпускает и две модели во взрывозащищенном исполнении – ЭПВ-2061 и ЭПВ-2561, основные энергопотребляющие узлы которых защищены по степени защиты dIIBT4 (Z1.2).