компании из статьи

Рынок на подъёме. Лучшие производители погрузочной техники в 2004 году

Сведений о результатах деятельности компаний – производителей напольного транспорта за 2005 год, к сожалению, пока нет ни в одном зарубежном профильном издании. Подготовка отчетов о деятельности, сбор достоверных данных, сравнительный анализ – процесс достаточно длительный. К тому же у многих фирм хозяйственный год не совпадает с календарным. Зато результаты исследования состояния рынка в 2004 году уже известны.

Рейтинги лучших производителей много лет публикует в специализированном немецком журнале DHF их постоянный автор и главный редактор этого известного издания Вольфганг Дегенхард (Wolfgang Degenhard). Перечень ведущих фирм – производителей моторизованных средств безрельсового напольного транспорта и пространные комментарии к нему с некоторыми значительными сокращениями и дополнениями мы и представим ниже. Надеемся, нашими читателям они будут интересны еще и тем, что из них можно почерпнуть информацию как о самих компаниях, так и их планах на 2005–2006 годы.

От редакции «СиТ»: общие замечания

Прежде всего мы призываем уважаемых читателей относиться к подобного рода рейтингам достаточно осторожно и критично. Журнал DHF> не является единственным изданием, публикующим ежегодные рейтинги. Мы уже публиковали список 20 лидеров мирового рынка напольного транспорта, составленный американским журналом Modern Matherials Handling (ММН, см. статью «Мировой рынок напольного транспорта в 2004 г., «СиТ» № 9, 2005 г.). Сравнивая оба перечня, можно видеть, что при общей схожести у них есть и существенные различия. Так, даже если расположение первой шестерки лидеров в обоих списках одинаково, объемы продаж отличаются. Что касается позиций ниже шестой, то здесь оба рейтинга расходятся довольно значительно. Так, в перечень MMH не попали компании, производящие технику для обработки контейнеров (тяжелые вилочные погрузчики и ричстакеры). Такая ситуация связана не столько с компетентностью экспертов – составителей рейтингов, в чем трудно сомневаться, сколько с используемой для отбора компаний-производителей методикой и доступностью достоверной информации о компаниях, что, в свою очередь, зависит от политики их руководства.

Например, до недавнего времени китайские компании были не так активны на мировом рынке, как сегодня, и об их деятельности почти ничего не было известно. С этим была связана, например, ошибка экспертов DHF, сделанная ими при составлении прошлогоднего рейтинга: китайская компания Anhui Heli была включена в состав японской ТСМ Corporation и, таким образом, не попала в перечень фирм, хотя безусловно этого заслуживала. Более того, как мы увидим далее, некоторые компании были не заинтересованы участвовать в подобных рейтингах.

Подводим общие итоги

Вначале приведем общие результаты деятельности фирм в 2004 хозяйственном году. В отличие от первых двух лет нового тысячелетия многие производители, работающие в этой отрасли, при очень активном спросе смогли увеличить и оборот, и прибыль. Несмотря на предсказания грядущих неприятностей со стороны некоторых экспертов по экономике или представителей прессы, по данным DHF, объем моторизованного напольного транспортного оборудования на мировом рынке вырос в 2004 г. более чем на 80 тыс. ед., что составляет примерно 14%. Конечно, показатели роста распределены среди разных видов оборудования неравномерно. В то время как доля вилочных погрузчиков и оборудования с электроприводом, управляемого сопровождающим оператором, в процентном исчислении несколько снизилась, доля машин с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) снова увеличилась: в 2004 г. доля машин с ДВС составила 3%, а в 2003 г. – всего 1%, что явно определяется растущим рынком Китая, на который приходится примерно три четверти всей выпущенной техники с ДВС.

Лишь постепенно здесь начинают осваивать выпуск вилочных электропогрузчиков и внутрискладского погрузочного оборудования. Изменение общего числа выпущенного оборудования в отдельных регионах, находящихся под юрисдикцией трех крупнейших объединений производителей FEM, JIVA и ITA, также очень неравномерно. В то время как динамика рынка в экономических зонах ассоциаций FEM, JIVA явно носит позитивный характер, американская ITA сообщает о снижении объемов произведенного в Канаде и США оборудования, зато в этой экономической зоне, наоборот, вырос импорт напольного транспортного оборудования.

При том что некоторые фирмы – изготовители напольного транспортного оборудования, кажется, чувствуют себя очень неплохо, над другими сгустились тучи. Вот два примера. Новичок в рейтинг-листе DHF ирландская фирма Combilift за пять лет работы на рынке почти в пять раз увеличила оборот и, согласно присланным ею данным, получила прибыль. Напротив, итальянский поставщик напольного транспортного оборудования Lugli уже в 2003 г. был в опасном положении и в сентябре 2005 г. вынужден был объявить о банкротстве.

Еще двум известным фирмам явно удалось возобновить свою деятельность. После завершения фазы реорганизации компания Sichelschmidt, специализирующаяся на взрывобезопасной напольной технике, кажется, снова на коне. Наконец, компания Сlаrk, само название которой многие годы олицетворяло собой вилочный погрузчик, также вернулась к нормальной работе благодаря четким и осмотрительным действиям ее нового южнокорейского владельца Young Ar.

Об изменениях в рейтинге

Как говорят в Китае, нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен. Для первой шестерки лидеров в этом смысле год 2004-й был удачным – их позиции не пошатнулись, а показатели улучшились. Большинство компаний, входивших в рейтинг 2003 г., также мало изменили позиции, хотя некоторые из них и сократили число работников. Тем не менее неожиданности были, и привнесены они главным образом со стороны самих китайцев, которые, по их же словам, так не любят изменений. Несколько слов о самых серьезных новичках нынешнего списка DHF. Во-первых, как видно из таблицы, в нее буквально ворвались сразу три китайские компании. Те, кто был на ганноверской выставке СеМАТ этого года в качестве участника или посетителя, могли видеть, что представители из КНР участвовали на многочисленных стендах выставки не только в качестве экспонентов. Большое число китайцев, «вооруженных» записными книжками и фотоаппаратами, толпились у новинок, чтобы выяснить, что же изготовители из остальной части мира на этот раз спрятали под капотами своих моделей. Такое поведение квалифицирует их как умелых подражателей, которые хотят досконально знать все о последних ноу-хау ведущих компаний. Конечно, пройдет еще несколько лет, прежде чем китайские производители напольного транспортного оборудования станут серьезными конкурентами, поскольку создание обширной торговой и сервисной сети и сопровождающего ее комплекса услуг требует времени. Кроме того, Китай пока не в состоянии производить самостоятельно многие важнейшие компоненты для сложной техники. Следовательно, если здешние производители хотят быть на должном техническом уровне, пока они вынуждены заимствовать опыт более развитых стран. В результате этого ценовое преимущество китайской продукции, которое возникает из-за низких затрат на рабочую силу, большей частью нивелируется.

Стратегия крупных китайских производителей, таких как Heli или Наngzhou, заключается в том, чтобы выпускать сравнительно простую технику, которую в случае аварии можно быстро отремонтировать. Спрос на нее во всем мире был, есть и будет, поскольку не каждому производственнику нужна техника, для которой требуется хорошо подготовленный персонал или on-line-линия с ближайшей сервисной станцией в случае, если оборудование перестает функционировать частично или полностью.

Как мы покажем ниже, по «Великому шелковому пути» су-ществует и встречное движение. Многие производители, прежде всего японские и европейские – Linde, Komatsu, Jungheinrich, ТСМ, Nippon Yusoki и др., уже создали в КНР свои производственные подразделения, выпускающие не очень сложную технику. Как правило, вилочные погрузчики таких предприятий изготавливаются для внутреннего китайского рынка, а складское оборудование частично импортируется за пределы страны.

Другое важное изменение в рейтинге заключается в отсутствии таких компаний, как JСB, Fantuzzi и SHS (ранее – Baumann). Все они присутствовали в предыдущих рейтингах DHF, но на этот раз выказали свое нежелание принять участие в исследовании рынка.

Прогнозы

Данные по поступлению заказов в отчетный период можно оценить как позитивные. В качестве примера назовем цифры роста первых трех изготовителей из рейтинг-листа. Сектор подъемно-транспортного оборудования (Materials Handling Equipment) фирмы Toyota сообщил о росте поступления заказов по сравнению с предшествующим годом на 18%, Linde Material Handling (марки Linde, Still и ОМ Pimespo) – о приросте более чем на 10% и концерн Jungheinrich – на 8%. Похожая картина наблюдается и в первые месяцы 2005 г. Однако нельзя недооценивать и другое обстоятельство. Конкурентная борьба между производителями становится все острей, и последнее слово в ней всегда остается за покупателем. Дилемма в том, что изготовитель нового серийного оборудования едва ли осилит дальнейшее снижение его стоимости, так как разница в цене для изготовителя и покупателя уже сведена к минимуму. Поэтому на рынке и дальше будет усиливаться тенденция к повороту от чистого производства к поставкам комплексных систем обработки и хранения грузов и предложению сопутствующих логистических услуг. Это относится не только к крупным предприятиям, но и к небольшим фирмам.

Комментарии к рейтингу

Комментарии DHF к рейтингу мы даем в сокращенном варианте. Методика составления рейтинга довольно многословна и не очень важна для представления общей ситуации в рассматриваемом сегменте рынка. Приводить многочисленные показатели, характеризующие хозяйственную деятельность производителей в целом, мы также сочли малоинтересным для отечественных читателей. Основной акцент был сделан на состоянии и деятельности компаний, чья техника уже продается в нашей стране. По этой причине, в частности, информация о компаниях, которые значатся под номерами от 31-го до 39-го, не приводится. Вместо этого в комментарии добавлены некоторые свежие данные о производителях, опубликованные в последнее время. Для любознательных читателей и потенциальных потребителей напольного транспорта мы решили дополнить таблицу названиями самых крупных российских компаний-дилеров и дистрибьюторов, а также представительств производителей, где можно получить более развернутую информацию о поставляемых в нашу страну моделях.

Концерн Toyota Industries Corporation (Япония) (1) вновь занял первое место в рейтинг-листе DHF, и такое положение лидера после приобретения шведской компании ВТ, кажется, стало для него привычным. В последние годы ассортимент техники, выпускаемой под брендом Toyota, значительно расширился: теперь эту марку носят и самоходные электротележки, штабелеры и другое подъемно-транспортное оборудование внутрискладского назначения, хотя в России оно пока не продается. Хозяйственный 2004 г. фирма называет для себя рекордным. В отчетном 2005/2006 г. фирма в целом планирует увеличить чистый оборот на 1 450 000 млн. иен, а прибыль – более чем на 45 000 млн. иен по сравнению с предшествующим периодом.

Экономическая программа «Fit for Future» немецкого концерна Linde AG (2) успешно завершилась в 2004 г. и оказалась действенной. После продажи сектора холодильной техники в конце третьего квартала 2004 г. концерн увеличил прибыль более чем вдвое.

Улучшение рыночной ситуации и успехи в Америке и позволили подразделению Linde Material Handling (LМН) увеличить оборот на 10,1% по сравнению c 2003 г. В хозяйственном 2005 г. стартовала программа дальнейшего развития, роста и повышения эффективности сектора Material Handling. Ее целью наряду с дополнительным снижением затрат является локализация потенциала параллельной деятельности, связанной с продвижением техники разных марок (LМН выпускает технику трех брендов – Linde, Still и OM Pimespo). Стратегические цели LМН – это увеличение активности в Азии и расширение сферы услуг и сервиса. Программа должна до 2007 г. обеспечить компании экономию в размере 150 млн. евро. Linde, для того чтобы получить еще большую прибыль от динамичного развития некоторых рынков, особенно китайского, планирует там выпуск второй марки вилочного погрузчика.

Немецкая фирма Jungheinrich (3), как Toyota и Linde, вследствие благоприятной конъюнктуры рынка смогла заметно улучшить оборот и результаты деятельности и отстоять свое место в мировом рейтинг-листе. Рост экономических показателей произошел, несмотря на сильное увеличение цен на сырье, дополнительные нагрузки от прекращения хозяйственной активности испанского сборочного предприятия около Мадрида, а также разового субсидирования организованного недавно фонда основателя компании д-ра Фридриха Юнгхайнриха. В 2004 г. оборот концерна превысил значение предшествующего года на 4% (в равной мере за счет организации нового производства и за счет роста объемов услуг клиентам), оборот внутри страны вырос на ту же величину, что и год назад.

Доля оборота компании за границей в 72% осталась неизменной. Из-за прекращения выпуска продукции на предприятиях в Аргентоне (Argenton, Франция), Лейтон Баззард (Leighton Buzzard, Великобритания) и Мадриде заметно сократился персонал компании. За первые три месяца 2005 г. поступление заказов по сравнению с 2004 г. возросло примерно на 13%, что составляет 424 млн. евро (в предшествующем году – на 376 млн. евро). За тот же промежуток времени портфель заказов по новым предприятиям прибавил почти 19%, или 227 млн. евро (в предшествующем году – 191 млн. евро). Поскольку рост объема мирового и европейского рынка напольного транспортного оборудования, похоже, не замедляется, позитивный прогноз для этой компании должен оправдаться.

Напомним, что компания уже выпускает в Китае ручные гидравлические тележки, а осенью 2006 г. откроет вблизи Шанхая производство сопровождаемых электротележек и штабелеров.



Linde растет быстрее рынка США

В 2005 г. Linde AG зафиксировала рост всех бизнес-групп. Общий объем продаж составил 9501 млрд. евро, что на 7,3% больше, чем в 2004 г. (8856 млрд. евро). Продажи в секторе напольного транспорта выросли на 7,6%, до 3628 млрд. евро, а прибыль – на 14,9% (до 223 млн. евро), единственная причина чему – новая программа GO, сменившая программу TRIM.100. TRIM.100 – программа оптимизации процессов, проводимая с 2003-го по 2005 г., которая дала возможность компании снизить себестоимость продукции. Программа GO нацелена на совершенствование структуры издержек и открывает новые возможности роста.

В Азии, где рынок вилочных погрузчиков вырос на 7,8%, Linde подняла продажи на 2,5% (до 162 млн. евро). В 2005 г. Linde запустила в Китае второй бренд погрузчиков OM Pimespo, и частью ее маркетинговой стратегии в Китае было расширение производства на заводе Xiamen. Ожидается, что новые электропогрузчики с противовесом начнут поступать с этого завода в текущем году. Местное производство дизельных погрузчиков и дилерская сеть были развернуты здесь за последние 12 месяцев, и уже получено около 400 заказов.

По данным сайта Linde, на наиболее важном для нее рынке погрузчиков – европейском – компания достигла уровня продаж в более чем 3157 млрд. евро – с «более средним» ростом в Восточной Европе и «небольшим ростом» в остальных странах Европы. Чтобы капитализировать рост на рынке Восточной Европы, она расширила свои операции в Польше, Словакии и Чехии. Linde утверждает, что европейский рынок погрузчиков вырос на 3,9% в 2005 г.

В Северной Америке в 2005 г. продажи компании подскочили на 28% – до 143 млн. евро, т. е. гораздо быстрей рынка в целом, который подрос на 6,4%. 23% продаж погрузочного оборудования Linde принесла Германия, 61% – остальная Европа, 4,5% – Азия, 3,9% – Северная Америка, 3,1% – Австралия и Африка и 1,5% – Южная Америка. В 2005 г. Linde продала 71 562 вилочных погрузчика марки Linde, что на 3,2% больше, чем в 2004 г. (69 337 ед.), 36 859 погрузчиков марки Still – на 6,6% больше, чем в 2004 г. (34 593 ед.), 16 756 погрузчиков марки OM Pimespo – на 7,2% против 15 646 ед.

Пер. с немецкого Л. Цинцевича, техническая редакция В. Антонова

(Окончание следует)