компании из статьи

Настоящее и будущее мирового рынка напольного транспорта

(Окончание. Начало см. «СиТ» №1, 2008 г.)

Технологии определяет рынок

В конечном счете для потребителя имеет значение лишь выгода, получаемая от использования оборудования. Покупатель, приобретая сравнительно дорогой вилочный погрузчик, может быть уверен, что выбрал наиболее оптимальное в этом смысле решение. Ведущие поставщики в качестве аргумента в пользу своих технологически совершенных, но дорогостоящих решений охотно приводят расчеты так называемой совокупной стоимости владения машины (total cost of ownership), показывая, насколько высоки действительные расходы на вилочный погрузчик или складское оборудование за весь срок его службы.

С этих позиций в большинстве случаев намного выгоднее оказываются более дорогие на первый взгляд изделия. Производительность работ, которая достигается с помощью этого оборудования, как и ресурс. Ведущие поставщики, чтобы иметь возможность предлагать такие изделия, инвестируют значительные средства в исследования и разработку. Так, совсем недавно Linde MH вложила в новый центр развития 10 млн. евро. По мнению руководства компании, он должен обеспечить ей лидерство в инновациях, что является решающим фактором в конкурентной борьбе. Разрабатывать новые творческие идеи и воплощать их в реальность будут 270 человек.

Linde MH, как и другие ведущие производители, нацеливает свой бизнес на растущие рынки, но основным полем деятельности для себя по-прежнему считает европейские страны. Именно здесь и работают самые современные заводы лидеров рынка, дающие наибольший объем продукции. В середине 2007 г. с конвейера предприятия Linde MH в Ашаффенбурге сошел 500-тысячный изготовленный в Германии погрузчик этой марки.

Однако и эта впечатляющая цифра более чем в два раза превышена почти легендарной фирмой Сlark. На всех территориях, как сообщил европейский центр фирмы в г. Мюльхайме-на-Руре, на сегодняшний день продано около 1,2 млн. погрузчиков. Правда, произошло это за период в 90 лет: первый в мире погрузчик основатель фирмы Евгений Кларк собрал в 1917 г. в штате Кентукки (США). После тяжелого периода жизни Сlark снова «на плаву».

Результаты 2006 г. значительно превысили ожидания руководства компании: благоприятная конъюнктура позволила поставить на 15,2% погрузчиков больше, чем в 2005 г. Наибольший вклад в объем продаж внесло европейское подразделение Сlark Еuroре – 43,6%. Как и другие поставщики, Сlark видит большой потенциал быстро растущих рынков Европы и планирует инвестировать значительные средства в развитие здесь своей сети сбыта. В 2007 г. компания также готовится скорректировать прогнозируемый объем сбыта в сторону увеличения, и предполагается, что он вырастет на 33%. На 2008 г. Сlark рассчитывает в Европе «на рост значительно выше среднего по отрасли».

Однако собственно продажи техники составляют только часть коммерческой деятельности производителей. Прибыль от проданного погрузчика сравнительно небольшая, и сектор послепродажного обслуживания становится все более важной составляющей их доходов. Долгосрочные договоры между изготовителем и его клиентом на техническую поддержку машин также являются неотъемлемой составной частью арендных контрактов. Такие отношения одинаково выгодны обеим сторонам: клиенту обеспечена постоянная готовность его оборудования к работе, а изготовитель приобретает себе партнера на длительный срок. Еще одно преимущество подобного партнерства в том, что изготовитель может быстро внедрять свои новейшие ноу-хау. Этот аспект играет важную роль в тех фирмах, где вилочный погрузчик рассматривается как часть логистической системы предприятия, которую следует постоянно улучшать.

Jungheinrich готова предложить клиентам полный набор услуг, от консультаций и продажи машины до ввода ее в эксплуатацию и обслуживания, и уже добилась благодаря внедрению такой модели хозяйственной деятельности очень хороших результатов. В этом году она впервые рассчитывает достичь оборота свыше 2 млрд. марок, что выведет компанию на 3-ю позицию в мировом рейтинг-листе производителей приводного напольного транспорта после Тоуоtа и KION Group.

До настоящего момента это место удерживает группа NACCO (США, марки Нyster и Yаlе). В прошлом году спрос на вилочные погрузчики на американском рынке можно было назвать скорее умеренным, а их производство в США находилось в стагнации. В начале 2007 г. снижение объемов продаж в стране составило 15%, и оно коснулось не только NACCO, но и других работающих там поставщиков. Однако те компании, которые имеют свои штаб-квартиры в Штатах, в большинстве случаев не слишком озабочены такой ситуацией, поскольку активно работают и на других рынках. Кеннет Даффорд (Kenneth Dufford) из компании Crown (США) считает это естественным процессом: вслед за периодом сильного роста рынка обычно происходит постепенный спад, что и наблюдается сейчас в США. И объясняется он конъюнктурой, а не проблемами в экономике страны. Хотя Штаты и являются для Crown важным рынком, глобальная ориентация компании помогает компенсировать региональные спады.

Оснований для беспокойства у нее нет, о чем говорят достигнутые результаты: по сравнению с предыдущим годом Crown снова смогла добиться существенного увеличения оборота. Средний рост ее ежегодного дохода последние три года составлял примерно 15%. Основными достижениями в 2006 г. стали начало выпуска высотного стеллажного комплектовщика ТSР 6000 с подъемной кабиной и открытие нового завода в Сучжоу. С его вводом компания создала для себя платформу в Китае, благодаря чему может обслуживать постоянно растущее число клиентов. Кроме того, она значительно увеличила активность в быстро растущих странах Восточной Европы.

Усиление Nissan

Свою активность значительно повысила и компания Nissan, правда, совсем в другом направлении. Если не поступит возражений от комиссий ЕС, то шведская фирма Atlet должна войти в состав этого японского концерна. Благодаря этому сектор Nissan, где занимаются производством противовесных погрузчиков, усилится поставщиком продукции очень высокого качества. Конечно, от этого выиграет и компания Аtlet, ведь номенклатура шведского оборудования под прежним именем должна проникнуть на рынки, до настоящего времени для нее недоступные. Если производственная программа Nissan в основном состоит из погрузчиков с противовесом, то Аtlet специализируется на внутрискладской технике.

В результате слияния компании смогут оперировать обеими марками на рынке самостоятельно, сбывая в год в совокупности около 35 тыс. ед. оборудования. Общий оборот компаний в сегменте напольного транспорта может составить около 858 млн. евро. Похоже, это слияние станет не единственным. В мае 2007 г. в печати появилось сообщение о том, что к австрийской группе Теrrа должен присоединиться немецкий производитель вилочных погрузчиков с боковыми вилами и четырехходовых погрузчиков SHS Gabelstapler GmbH. Тем самым к маркам Jumbo, Lancer и Ranger добавится оборудование Baumann и Irion.

Объем контейнерных перевозок падает?

В заключение несколько слов о сегменте техники для обработки контейнеров. В 2006 г. шведская фирма Каlmar в Германии, как и раньше, добилась очень хороших финансовых результатов, увеличив продажи контейнерных погрузчиков благодаря сохраняющемуся росту объемов переработки грузов на побережье и внутри страны. Также она увеличила выпуск большегрузных погрузчиков для тяжелой промышленности. Первые месяцы 2007 г. тоже были успешными, однако, как отметили специалисты компании, в секторе контейнерных перевозок впервые за много лет фиксируется определенный спад оборота.

Год 2007-й: напольный транспорт в цифрах

В сентябре 2007 г. в Банфе (пров. Альберта, Канада) прошло очередное ежегодное совещание президентов европейской (FEM), американской (ITA) и японской (JVA) ассоциаций производителей напольного транспорта. Докладчики подвели итоги развития региональных рынков подъемно-транспортной техники в 2006 г. и рассказали о своих прогнозах на 2007 г., которые мы в краткой форме представляем читателям.

Европа

Как отметил в своем выступлении Марсель-Клод Брод (Marcel-Claude Braud), президент секции промышленного транспорта (Industrial Truck Section) Европейской Ассоциации производителей подъемно-транспортного оборудования FEM, президент и генеральный директор компании Manitou BF SA (Франция), по результатам 2006 г. самым крупным в Европе остается рынок Германии: его доля составляет 23%. Далее следуют рынки Франции (19%), Италии (14%), Испании и Великобритании (по 10%), Нидерландов (5%), Бельгии (3,5%). Наибольший рост показали самые крупные рынки – Германии (20%), Франции (16%), Италии (12%). В целом успешно развивались рынки всех стран, за исключением Великобритании. Рост спроса в Западной Европе был беспрецедентно высоким, что позволило многим европейским производителям показать рекордные цифры продаж.

Тенденции в потреблении остаются теми же, что и раньше: если в Восточной Европе в 2006 г. доля техники классов 2 и 3 увеличилась на 1% и составила 57%, то в Западной Европе она снизилась на столько же (39%). Доля восточноевропейского рынка, сегодняшнее состояние которого эксперты определяют как «перегрев», продолжает расти – за последние пять лет доля восточноевропейских стран увеличилась с 5 до примерно 15% (в 2006 г.). Наибольшим спросом в странах этого региона, как и раньше, пользуются противовесные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания (рост продаж на 42%) и складская техника (рост продаж 36%).

Предварительные результаты оценки динамики продаж за первое полугодие 2007 года показали, что в обеих частях Европы спрос будет еще выше. В целом по классам 2 и 3 продажи увеличились на 15%, для классов 1 и 5 – на 19%. Больше всего увеличится реализация противовесных погрузчиков с ДВС, в Восточной Европе также достаточно сильно вырастет потребление складской техники с сиденьем для оператора.
Япония

По мнению Тадаши Ишикавы (Tadashi Ishikawa), президента японской Ассоциации JIVA и председателя Toyota Industries Corp., важнейшей проблемой в Японии сегодня является сокращение численности населения: если, согласно статистике, в 2005 г. оно составило 127,77 млн. человек, то в 2030 г. снизится до 115,22 млн. человек; а к 2050 г. – до 95,15 млн. человек. В этот же период значительно уменьшится процент трудоспособного населения. В этой связи предприятиям приходится задумываться над тем, где найти достаточно квалифицированных рабочих рук. Частично в этой проблеме поможет создание автоматизированных конвейеров и подъемно-транспортных устройств, в том числе напольного транспорта, автоматизированных складов.

Согласно прогнозам комитета статистики JIVA за август 2007 г., полные продажи напольного транспорта в течение 2007 г. уменьшатся на 1,6%. Продажи электроприводной техники (классы 1, 2, и 3), как ожидается, увеличатся на 1,3%, а продажи погрузчиков с ДВС уменьшатся на 4,3%. Эти цифры отражают тенденцию к снижению потребления машин, загрязняющих окружающую среду. Вместе с тем в октябре 2007 г. началось введение новых нормативов по эмиссии выхлопных газов, в связи с чем ожидается появление на рынке новых, более экологичных и экономичных машин. Возможно, это приведет к тому, что техника с ДВС вернет прежние позиции.

Северная Америка

В американской экономике как в 2006-м, так и в I квартале 2007 г. наблюдалось снижение валового национального продукта. Однако Джим Мальвазо (Jim Malvaso), президент Industrial Truck Association, а также президент, генеральный директор компании Raymond Corp. (США) и председатель правления фирмы G.N. Johnston (Канада) в своем выступлении был оптимистичен: во второй половине 2007 года появились первые признаки роста ВВП. Положительный вклад в это внесли увеличение расходов на личное потребление и услуги, рост объемов экспорта, расходов федерального правительства и местных органов власти, уменьшение импорта. Поэтому, несмотря на прогнозируемое снижение продаж напольного транспорта в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 11%, уже в 2008 г. предсказывается рост сбыта примерно на 2%.