| Рынок программного обеспечения в области управления цепями поставок (SCM) в соответствии с текущими оценками компании AMR Research в 2007 г. вырос на 6% (в 2006 г. этот показатель был на уровне 7%*) и таким образом составил 6,4 млрд. USD. Согласно прогнозам к 2010 г. его объем достигнет планки в 8 млрд. USD или превысит ее. Даже при том, что темпы развития экономики в прошлом году несколько замедлились, рост доходов отмечался во всех сегментах рынка SCM–решений
* – Предыдущий рейтинг см. в статье «Лучшие из лучших на мировом рынке систем управления цепями поставок в 2006 году», СиТ» № 6/2007 г.
Журнал «ММН» следит за развитием рынка программного обеспечения цепей поставок на протяжении восьми лет*. Если в начале проводимых им экспертных исследований границы между компаниями, разрабатывающими различные исполняющие и планирующие SCM-решения, были отчетливо обозначены, то теперь они практически отсутствуют. Сегодня ERP-поставщики создают как решения по управлению складом, так и по планированию и оптимизации цепей поставок. Напомним, что в рейтинг «ММН» попадают только те компании, которые разрабатывают и внедряют хотя бы один из типов программного обеспечения для SCM, а именно системы планирования цепей поставок и сетевое проектирование (SCP), управления складом (WMS), управления производственными процессами (MES), управления транспортными потоками (TMS). Положение каждой компании в рейтинге 2007 г. базируется на объемах ее продаж. В тех случаях, когда компания не представила данные о доли своих доходов в сфере SCM-решений, как это имело место с ERP-поставщиками Oracle и SAP, занимаемое ею место определялось по оценкам, основанным на годовых отчетах, темпах роста этой отрасли промышленности и мнении компетентных экспертов. 2007 г. еще раз подтвердил статус-кво лидеров рынка. Их положение в нынешнем рейтинге выглядит почти так же, как и в 2006 г. Как и раньше, в состав лучшей двадцатки вошли три ERP-поставщика: SAP (оборот 835 млн. USD), Oracle (700 млн. USD) и Infor (410 млн. USD). Фирма JDA Software переместилась с 6-й позиции на 4-ю; вслед за ней идет компания Manhattan Associates (348 млн. USD). В прошлом году на рынке SCM-продуктов не произошло почти никаких значительных событий. Сделок по слиянию или приобретению компаний заключено немного, решений, которые можно было назвать крупными технологическими достижениями, создано лишь несколько. Вместо этого большинство SCM-поставщиков сконцентрировали усилия на улучшении существующих предложений, сервисного обслуживания клиентов и удержании своей рыночной доли. Единственным исключением, пожалуй, стало приобретение Catalyst International (доход в 2006 г. – 41 млн. USD) ERP-компании CDC Software с оборотом 300 млн. USD и китайскими корнями. Это подразделение теперь носит название CDC Supply Chain. Однако несмотря на отсутствие значимых новостей, в каждом из этих четырех сегментов рынка эксперты отметили новые тенденции. В ERP-сегменте уровень роста доходов в некоторых областях использования далеко опередили темпы развития рынка в целом. Так, например, оборот от внедрения решений по планированию сервиса и снабжения комплектующими увеличился на 42%, по оптимизации основных средств – на 32%, сетевого проектирования цепей поставок – на 29%. Каждое из реализованных внедрений отвечает на текущую ситуацию в экономике. В период спада в экономике компании стремятся сосредоточить свои усилия на предложениях по сервисному обслуживанию и поставкам комплектующих, чтобы обеспечить большую доходность. Оптимизация основных средств – дисциплина, которая начала свое существование всего три – пять лет назад, теперь является одной из ключевых на рынке. Закономерным следствием повышения энергозатрат на транспортировку грузов стало и увеличение количества внедрений TMS-решений. В прошлом году, согласно данным, приведенным Адрианом Гонсалесом, директором исполнительного совета логистики ARC Research, доходы от этой деятельности выросли на 7,3% и составили 1,1 млрд. USD. Рост цен на топливо в течение последних нескольких лет был важнейшим фактором в пользу принятия решения о внедрении TMS для большого количества предприятий, занимающихся транспортировкой грузов. И эта проблема со временем становится только острее. Основное внимание здесь направлено не только на внедрение TMS, но и на поиск лучших технологий идентификации, которые позволят компенсировать увеличение расходов на топливо. Сегмент WMS-продуктов в целом рос наиболее интенсивно. Согласно данным Стива Банкера, директора службы управления цепями поставок ARC, он увеличился на 17% и составил 1,2 млрд. USD. Какие же изменения произошли в этой области? В настоящее время в сегменте WMS идет этап обновления, компании модернизируют свои старые системы или заменяют их на более свежие решения. Банкер считает, что примерно половина продуктов из числа уже выведенных на рынок в настоящее время подвергается такому усовершенствованию. И наконец, рост в последнем по счету, но не по своей значимости сегменте MES-решений также продолжается, и IT-службы ищут новые, более совершенные способы соединения процессов, происходящих на производстве, с остальной частью предприятия. «Мои беседы о MES с руководителями корпоративных технических и IT-отделов, – утверждает Элисон Смит, директор исследования технологических операций в AMR, – показывают их понимание того, что производство может больше загрузить в компьютерную сеть, и они ищут более тесное взаимодействие между ним и IT-отделами». MES – наименее изученный из всех сегментов рынка ПО для управления цепями поставок. Он понятен лишь частично, потому что все еще продолжает использовать много решений «домашнего» изготовления. «Мы можем оценить его в 5 млрд. USD», – говорит Смит, – но какой его объем на самом деле, точно не знает никто». Аналитики, которых мы упомянули, ожидают, что эти же направления развития будут основными и на протяжении всего 2008 г., так как SCM-поставщики продолжают активно расширять предложения. Все они стараются создать общие платформы для своих продуктов, чтобы обеспечить клиентов всеми или, по крайней мере, большинством решений для разных участков цепи поставок. Для конечного пользователя это означает уменьшение затрат, снижение сложности внедрения, использования и взаимодействия разных систем, поэтому эта тенденция сохранится и в ближайшем будущем. |