Настоящее и будущее мирового рынка напольного транспорта
Благоприятная экономическая ситуация в промышленно развитых странах, а также рост производства и потребления в Китае и странах Восточной Европы дают производителям напольного транспорта повод для хорошего настроения. Уровень сбыта этой техники, который наблюдался несколько предыдущих лет, в 2007 году остается по-прежнему высоким. Большинство поставщиков рассчитывают, что позитивная ситуация на рынке сохранится и в 2008 году. Возможно, рост производства будет не таким стремительным, как в 2004-м (13,7%), 2005-м (9,8%) и 2006 г. (11,5%), но объемы сделок останутся достаточно приличными.
Однако поскольку бум не может продолжаться вечно, первые предостережения уже звучат. Как долго продержится благоприятный деловой климат? Тот, кто найдет правильный ответ на это вопрос, будет лучше ориентироваться на рынке, иметь первенство в годы с меньшим оборотом.
Основные конкуренты
Составленный и опубликованный немецким журналом Logistik Jоurnаl (LJ) мировой рейтинг-лист производителей, как и раньше, возглавляет компания Тоуоtа с оборотом 5,254 млрд. евро (190 тыс. ед. техники). Гигантский японский концерн (36 тыс. сотрудников) непоколебимо уверен в собственном потенциале. Тоуоtа, в то время как другие производители не очень охотно показывают посетителям собственные заводы и как минимум запрещают фотографировать их изнутри, находит возможным организовывать экскурсии по своим производственным площадкам даже для конкурентов. На шаг впереди конкурентов японцы оказались после внедрения на своих заводах производственной системы Тоуоtа (ТPS), целью которой было путем непрерывных усовершенствований устранить любые недостатки в технологическом процессе изготовления. Вскоре ТРS стала популярна, и ее стали применять предприятия во всех отраслях экономики. Например, аналогичную систему производства используют немецкая компания Jungheinrich.
На второй ступени расположилась KION Group (оборот 4,020 млрд. евро, 134 тыс. ед. техники). Как известно, три составляющие ее фирмы Linde, STILL и OM PIMESPO входили в состав немецкого концерна Linde AG, а теперь принадлежат финансовым инвесторам. В мае 2007 г. д-р Стефан Ринк (Stefan Rinck), руководитель Linde Matherial Handling, заявил, что группа планирует стать номером один на рынке и сделает это путем приобретений других производителей. Однако он не мог предположить, что уже вскоре разразится кризис на мировых финансовых рынках и получить миллиардный кредит будет затруднительно. Эксперты считают маловероятным, что в ближайшем будущем KION Group сможет присоединить к себе еще какую-либо фирму, а значит, Тоуоtа сохранит за собой место лидера в списке наиболее успешных изготовителей напольного транспорта.
Ориентация – на потребителя
Руководитель производства погрузчиков Тоуоtа в Германии Маттиас Фишер (Matthias Fischer), оценивая 2006-й хозяйственный год, говорит, что поступление заказов и финансовые результаты по сравнению с предшествующим годом значительно улучшились. В 2007 отчетном году ситуация также оказалась благоприятнее, чем ожидалось, и объем рынка должен вырасти. Фишер считает, что производители должны учитывать различия между региональными рынками. В быстро развивающихся странах Азии и Восточной Европы преимущественными темпами растет потребление погрузчиков с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), а также одновременно стремительно увеличивается спрос на внутрискладское оборудование.
На западноевропейских рынках в настоящий момент также большей популярностью пользуются машины с ДВС. Основными их потребителями являются предприятия среднего бизнеса, которые после продолжительной фазы неуверенности в конъюнктурной ситуации опять начали инвестировать средства в оборудование.
Хотя характеристики аналогичного оборудования разных марок очень похожи и сравнительная оценка их конструкции вызывает затруднение даже у специалистов, тем не менее все ведущие производители погрузчиков в большей или меньшей степени считают необходимым стать техническими лидерами в определенных областях. Титул разработчика техники значит, конечно, очень много, но представления о том, каким требованиям должны отвечать современные машины, у людей из разных стран и регионов мира могут кардинально различаться. Последнее слово в решении о выборе той или иной модели выносит действительно клиент, и в Европе он ставит перед производителем иные задачи, чем в Азии или Америке. Поэтому оборудование должно быть ориентировано на решение конкретных запросов, большое разнообразие вряд ли позволит кому-либо из производителей претендовать на звание абсолютного лидера.
Как известно, производители автотехники в Штатах в отличие от европейских производителей никогда не отличались особым вниманием к дизайну и эргономике своей продукции. Так зачем предлагать американцу погрузчик стильного внешнего вида и с джойстиками, если в этой стране, как известно, такие «фишки» не работают? Для чего начинать выпуск погрузчиков с приводом переменного тока в Азии, если в странах этого региона налицо тенденция к использованию оборудования с приводом от двигателя внутреннего сгорания?
Нынешний девиз производителей в самой мягкой форме таков: изделие должно соответствовать требованиям конкретного рынка. Стефан Ринк формулирует его более точно и жестко: «Различные требования наших клиентов мы должны везде удовлетворить самой экономичной продукцией». Иными словами, каждая страна или каждый регион должен получить тот погрузчик фирмы Linde, который востребован именно там.
Производителям приходится учитывать, что существуют рынки, которые требуют совершенно другого подхода, чем европейский, и если кто-то хочет проникнуть на них, он должен соответствовать их требованиям. Вот почему западные компании выпускают в Китае продукцию, предназначенную именно для китайского рынка. Как далеко должна зайти эта «мимикрия», поставщики высококачественного оборудования знают совершенно точно: даже если они изготавливают для менее престижных рынков менее престижные изделия, это все равно должен быть первоклассный продукт, пусть и более низкого технического уровня. Совершенно ясно, что любой другой подход повредит их позиции на рынке. Еще один момент, который тоже надо принять во внимание, состоит в том, что их обороты и прибыль уже в ближайшие несколько лет могут пострадать от конкуренции с продукцией, которую китайские компании выпускают самостоятельно. Даже если изготовители погрузчиков из КНР пока не могут освоить технологии ведущих производителей, игнорировать их нельзя, а потому уже сегодня западные фирмы внимательно наблюдают за тем, что делается в Китае, и учитывают это.
Развитие китайского рынка
Наиболее высокие показатели роста в 2007 г. вновь продемонстрировали рынки Восточной Европы и Азии. По данным Jungheinrich, последний увеличился на 15%, причем двигателем роста однозначно был Китай (24%).
Точно оценить весь китайский рынок погрузочной техники для складирования грузов не представляется возможным из-за большого числа мелких производителей. Известно, что два китайских поставщика, попавшие в рейтинг-лист LJ, – Anchui Heli и HС Forklift в 2006 г. выпустили соответственно 28,5 тыс. ед. (15-е место) и 27 тыс. ед. техники (16-е место). Изготовленные по западным ноу-хау средства напольного транспорта в КНР активно копируются в таких масштабах, которыми уже нельзя пренебрегать. Это сравнительно непритязательное в применении и обслуживании оборудование в целом пригодно для выполнения базовых логистических задач, и на него существует спрос.
Ведущим изготовителем погрузчиков в Китае сегодня является Anchui Heli. В производственной программе этого поставщика погрузчики с электроприводом и ДВС грузоподъемностью до 16 т. Марка Неli настолько преуспевает, что недавно китайская компания ввела в эксплуатацию еще один завод в г. Хефей, на котором работают 7,5 тыс. сотрудников. Интересно, что это оборудование изготавливается в специфическом для определенной страны исполнении. Погрузчики, которые экспортируют в Европу, сертифицированы по европейским стандартам и не нуждаются в дополнительном переоборудовании. В Китае наблюдается бум производства погрузчиков большой грузоподъемности, поэтому в декабре 2006 г. компания ввела в действие новый завод по производству погрузчиков порожних контейнеров и ричстакеров.
Впечатляющие успехи Anchui Heli, как объясняют представители ее немецкого филиала, базируются в основном на двух факторах: во-первых, клиентам поставляется оборудование, которое в большинстве случаев можно обслуживать в тех регионах, где оно работает, с разумными затратами, а во-вторых, тяжелые машины могут быть оборудованы комплектующими лучших европейских изготовителей: двигателями Vоlvо, гидроагрегатами Rexroth, коробками передач ZF, передними осями Кessler и спредерами фирмы Elmе.
К новейшему оборудованию из продукции этой компании принадлежит трехопорный электропогрузчик Heli грузоподъемностью 1,0 или 1,5 т. По сравнению с четырехопорной электроприводной моделью Heli эта машина с задним одномоторным приводом, по данным изготовителя, на 30% экономичнее в потреблении электроэнергии. Нет вопросов: китайские производители погрузчиков постоянно улучшают уровень своего оборудования и должны серьезно восприниматься конкурентами не в последнюю очередь в силу простоты сервиса. И если при обслуживании или ремонте высокотехничного оборудования с Запада сегодня все чаще не обойтись без лаптопа, то более скромным в техническом плане машинам из Китая обычно достаточно гаечного ключа.