компании из статьи

ТСМ Corporation на пути преобразований

Предлагаем вниманию читателей интервью с генеральным менеджером международного департамента и старшим вице-президентом японской компании ТСМ Corporation Кацухико Аоки (Katsuhiko Aoki), которое было записано летом этого года в новом токийском офисе компании.

• Аоки-сан, как сильно, по вашим прогнозам, вырастет рынок вилочных погрузчиков в этом году? Каковы основные тенденции его развития?

– Деловая активность претерпевала следующие изменения: в 2004–2005 гг. мировой рынок увеличился на 10%, в 2005–2006 гг. – на 12%. По итогам 2006 г. во всем мире было продано 602 тыс. погрузчиков. В этом году, по нашим прогнозам, увеличение продаж составит примерно 10% (общий объем – около 660 тыс. погрузчиков), причем, если говорить о континентах мира, одним из самых высоких относительный рост будет в Восточной Европе. Правда, в 2006 г. в этом регионе было продано не так много по сравнению с Азией, Америкой и Западной Европой – всего 35 тыс. погрузчиков. Интересно, что в Северной Америке, где с 2000-го по 2002 г. наблюдался резкий спад спроса – со 149 тыс. до 101 тыс. ед., лишь в прошлом году продажи вышли на уровень 2000 г. Стабильно высокий рост продаж демонстрирует Азия, особенно Китай.

А насколько в этом году может увеличиться производство погрузчиков японскими производителями и их экспорт?

– Как вы знаете, в Японии нет собственных сырьевых ресурсов, поэтому ее промышленность ориентируется на экспорт готовых изделий. Если наша страна не будет продавать продукцию за рубеж, то сразу станет бедной. Опять приведу цифры: в 2006 г. общее производство японских погрузчиков составило (фактически) 147 415 ед., из них на внутренний рынок пошло 85 966 ед. (58%), а на экспорт – 61 449 ед. (42%). Для сравнения: в 2005 г. в Японии для внутреннего рынка произведено 81 970 погрузчиков. В этом году выпуск погрузчиков японские компании значительно увеличат (прогноз – 94 560 ед.), но надо учитывать, что они активно переносят свои производственные мощности за границу. Рост продаж ожидается прежде всего у их зарубежных заводов, а на внутреннем рынке он будет не очень большим – 5...6%. Какие факторы влияют на этот рынок в Японии? При благоприятной экономической ситуации в стране и при увеличении инвестиций в оборудование предприятий растет и спрос на погрузчики.

Руководящие специалисты ТСМ Corporation: слева – генеральный менеджер международного департамента и старший вице-президент Кацухико Аоки (Katsuhiko Aoki), справа – генеральный менеджер по странам СНГ Кацухико Такаги (KatsuhikoTakagi)

Почти все японские производители погрузчиков – Toyota, Nissan, Кomatsu, Mitsubichi – уже имеют заводы в Европе, на которых производят примерно по 10 тыс. машин. Если учесть продукцию этих предприятий, то окажется, что примерно половина машин японских производителей идет на внутренний рынок, а половина – на внешний. ТСМ еще больше ориентирована на внешние рынки. Например, в 2006 г. из 17 183 произведенных погрузчиков она реализовала внутри Японии 40% (6902 ед.), а на экспорт – 60% (10 281 ед.), поэтому мы должны иметь свою долю продаж на крупных региональных рынках. Так, в Европе сейчас продается около 2 тыс. наших погрузчиков.
Кроме предприятий в Японии у нас есть завод TMU в США: он выпускает в год 2700 погрузчиков (модели Inoma грузоподъемностью 1,5...3,0 т, FCG 15-30, FHG35, FD60-100). Еще один зарубежный завод ATF находится в Китае.

Кстати, а как вы оцениваете свои перспективы на рынке этой страны?

– В Китае продается около 89,5 тыс. погрузчиков в год, из которых 80 тыс. китайского производства, а 9 тыс. – это импорт и машины японских и европейских компаний, имеющих в стране свои заводы. Всего в стране работает 50 компаний, изготавливающих погрузчики, но крупных из них лишь шесть: они производят примерно 60 тыс. машин в год. Уже сегодня здесь явно наблюдается тенденция к резкому сокращению числа производителей. В настоящее время доля экспорта ТСМ в Китае довольно скромная – 3,8%, что значительно меньше экспорта в Россию. Однако надо учитывать, что здесь работает наше предприятие ATF, выпускающее 3,5 тыс. погрузчиков в год исключительно для китайского рынка. Конечно, продукция многих китайских заводов дешевле, но мы не можем применять комплектующие, которые они используют, поскольку это сразу отразится на качестве наших машин. В Европе техника тоже дороже, тем не менее она очень хорошо расходится.

Административный корпус завода в Сига

Рынки каких стран представляют наибольший интерес для ТСМ?

– Прежде всего для нас очень важен стремительно растущий российский рынок. В 2005 г. в вашей стране было продано 7717 вилочных погрузчиков, а 2006-м – уже 14 540, из них с двигателем внутреннего сгорания – 10 523, электропогрузчиков – 2339 и ричтраков – 1678. Если сравнить эти цифры, то получается, что за год рынок вырос на 188%, а по сравнению с 2000 г. объем продаж увеличился чуть ли не в 18 раз! Хорошие перспективы мы видим в Южной Африке (наша доля 11,5%), Австралии и Турции (11,5%) – это также те страны, где экономика поднимается, а потребность в погрузчиках растет.

Использует ли ТСМ в конструкции своих моделей собственные ноу-хау и если да, то в чем они заключаются?

– ТСМ производит много машин разной грузоподъемности, с разными двигателями, мачтами, оснасткой. Конвейеры и технологические линии, на которых мы собираем эти погрузчики, тоже различаются. Кроме того, к современному производству предъявляются очень высокие требования: оно должно совмещать в себе высокое качество комплектующих и сборки, хорошую производительность, быть очень гибким. Конечно, еще 10 лет назад такого разнообразия моделей не было, да и замена старых моделей на новые происходила не так быстро. Логистическая организация всех технологических процессов, собственно, и есть наше основное ноу-хау. Сравним наше предприятие и завод по производству автомобилей: там объемы выпуска гораздо больше, а количество различных комплектующих меньше. Как разместить их, чтобы не было ошибок при комплектации, наладить доставку к участкам – тоже наше ноу-хау.

Существует ли в компании подразделение, занимающееся новыми разработками?

Отдел приема заказов

– Да. При заводе в Сига работают два таких подразделения. Одно занимается разработкой нового погрузчика в целом, а другое – конструкторской документацией его компонентов: грузоподъемников, навесного оборудования и т. п.

По каким принципам в ТСМ осуществляется комплектация техники и каким комплектующим отдается предпочтение – японским или других стран? Используете ли вы узлы или детали из Китая?

– Качество компонентов машины для нас очень важно. Они должны удовлетворять очень жестким критериям, прежде всего по долговечности и качеству, поэтому очень часто изделия, которые производят за границей, нас не устраивают. И потом, в нашей компании есть собственные, оригинальные комплектующие. Кстати, и Toyota, и Komatsu тоже в основном не импортируют компоненты погрузчиков, а разрабатывают собственные. Что касается двигателей, то мы применяем японскую продукцию – Nissan (они используются в автомобилях и очень хорошо себя зарекомендовали), Cubota, Isuzu, Mitsubishi, Yanmar. Никаких компонентов китайского производства, кроме противовесов, в наших погрузчиках нет.

У нас часто можно слышать, что тот или иной дилер японских производителей погрузчиков поставляет в Россию машины, собранные на их заводах в Китае. Соответствуют ли эти слухи действительности?

– Кроме нас свои заводы в этой стране имеют все японские производители погрузчиков, но машины, которые выпускаются ими, здесь же и реализуются. Основная причина этого в том, что качество этой техники не удовлетворяет ни европейским, ни российским требованиям. Исключение составляет, может быть, только Nichiyu, которая, по нашим данным, экспортирует свои старые модели из Китая.

Сейчас некоторые японские автомобильные корпорации строят заводы в России. Нет ли таких планов у ТСМ?

Технологическая линия сборки уникальной модели Acroba

– Здесь все зависит от объемов продаж, и пока мы не подошли к такой цифре, чтобы строительство предприятия в России было рентабельным. Так, мощности завода в Сига составляют около 20 тыс. погрузчиков в год, а если производство будет меньше, то ТСМ не сможет выдержать ценовую конкуренцию. Например, в США, где конкуренция очень острая, мы пошли по пути строительства своего завода, который сейчас ежегодно выпускает 3 тыс. погрузчиков, по двум причинам. Во-первых, американский рынок очень большой, клиентов много, и мы должны иметь на нем свою долю. А во-вторых, ввозные пошлины здесь могут достигать 50%, и построить завод оказывается выгодней. Поэтому наш экспорт в Штаты не очень значителен: ТСМ занимает там около 1,6% рынка.

Нам известно, что и у конкурентов нет планов открытия производства в России. Может быть, когда наши продажи перевалят за 10 тыс. машин, начнем об этом думать. Но 1500 погрузчиков в год – это пока маловато. В целом на всех наших заводах сейчас выпускается около 28 тыс. погрузчиков в год.

Планирует ли ТСМ выпустить в этом году какие-то новинки техники?

– Конечно, ведь наша компания – производитель, поэтому каждый год создает новую модель. Сейчас по всему миру изменились требования к двигателям, и мы активно ведем работы по оснащению погрузчиков более совершенными силовыми агрегатами. Кроме того, недавно мы начали продавать компактные 3,5-тонные погрузчики FD35T3S. Подробнее с их возможностями и техническими характеристиками отечественные потребители могут познакомиться на сайте компании «СоюзКомплектАвтоТранс». Это новая модель, отвечающая жестким требованиям по выхлопным газам, которые вводятся в Европе и США.

Еще одна уникальная модель, которая пока находится на стадии разработки – это электрический погрузчик г/п 12 т. В Японии есть спрос на такую технику, в частности, у нас есть клиенты, которые используют 8-тонные электрические погрузчики, и эта машина создается специально под их нужды. Однако потребуется какое-то время, чтобы доработать двигатель и батарею, чтобы все довести до ума...

Изготовление компонентов погрузчика на обрабатывающем центре

Можно рассказать об основных положениях политики компании в отношении к дилерам? Какие требования предъявляет ТСМ к своим дилерам?

– К дилерам предъявляются три основных требования – по уровню объемов продаж, сервиса, обеспеченности запчастями, поэтому наша политика по отношению к ним получила краткое название «3S» (Sales, Service, Spare Parts). Это основное. Кроме того, они должны удовлетворять все необходимые потребности и запросы клиентов. Мы стараемся строить с дилерами равные партнерские отношения, и поэтому у нас нет от них секретов. Иногда клиенты сообщают дилеру, что хотели бы, чтобы машина была так-то и так-то усовершенствована. Такая информация для нас очень важна, и мы хотели бы получать ее более оперативно. В этих случаях мы направляем наших инженеров, чтобы провести соответствующую работу. Общаясь с потребителями, они видят, какие проблемы там реально существуют, какие потребности. Без этого сотрудничество тоже невозможно, и это позволяет наладить обслуживание и ремонт техники. Не менее важно для нас обмениваться с дилерами информацией о ценовой политике на рынке, о том, кто и сколько погрузчиков продает, какие модели больше востребованы в разных регионах, выслушать их мнение и предложения по этим вопросам. Все это создает фундамент для успешного ведения бизнеса в стране и наших взаимоотношений. Таким образом, мы постоянно стараемся обмениваться с дилерами необходимой информацией.

В последнее время почти все японские производители погрузчиков увеличили сроки поставок. В чем причина?

На складе комплектующих. Участок отгрузки

– Если говорить коротко, то в этой ситуации виноваты растущий спрос на погрузчики, увеличившееся время поставки комплектующих и дефицит производственных мощностей. За последние два года мировая экономика демонстрирует высокие темпы роста, поэтому ощущается значительное увеличение заказов, чему мы, конечно, очень рады. Однако каждое производство имеет свой запас прочности, свои возможности, и когда за короткое время количество заказов резко возрастает, трудно сразу же пропорционально увеличить производительность завода. В результате сроки поставки удлиняются. С прошлого года количество заказов, несмотря на рост цен на сырье и компоненты, начало расти особенно заметно. Чтобы поднять производительность, с нового года на заводе ТСМ в Сига строится новый цех, и с сентября-октября ситуация с выполнением заказов у нас постепенно начнет выравниваться. Кроме того, мы занимаемся усовершенствованием существующих технологических линий.

В чем заключаются основные положения ценовой политики?

– ТСМ стремится к тому, чтобы быть максимально конкурентоспособной, и предпринимает для этого все усилия. Мы устанавливаем гибкие цены на продукцию, наиболее отвечающие ситуации на рынке. Цены на нефть, металл постоянно растут, и это, конечно, отражается на цене конечного продукта, например, погрузчика. Как именно будут меняться наши цены, сказать конкретно трудно, но другие производители находятся в такой же ситуации. Конечно, имеется некоторая инерция цен, т. е. они поднимаются не сразу и не так резко. Но мы не можем их удержать, не можем противостоять объективным процессам мировой экономики. Будем стараться снизить затраты насколько возможно при таком значительном росте цен на сырье.

Машины готовы к отгрузке заказчикам

Участвует ТСМ в проектах по оборудованию погрузчиков топливными элементами?

– Мы не производим двигатели, ими в Японии занимаются другие компании, поэтому у нас таких проектов нет. Топливные элементы сейчас разрабатываются по всему миру, но они пока получаются очень дорогими. Думаю, что человек, который сумеет создать такой недорогой двигатель, получит Нобелевскую премию. И, разумеется, как только появится двигатель, который покажет себя эффективным и конкурентоспособным, мы сразу оснастим им свои погрузчики.

Интервью провел В. Антонов