Путешествие в страну Сrown
В журнале «СиТ» № 12, 2005 г. мы рассказывали о заводе компании Сrown, расположенном в баварском городе Родинге и выпускающем электроприводной напольный транспорт для европейского рынка. Недавно делегация сотрудников и клиентов компании «ТФН-Сервис», которая является эксклюзивным дистрибьютором этой марки в России, посетила заводы компании в США. Своими впечатлениями об увиденном с нашей редакцией любезно согласился поделиться Сергей Плаксин, руководитель отдела Crown компании «ТФН-Сервис».
Сергей, для начала нельзя ли рассказать, какие предприятия имеет Сrown в Северной Америке?
– В семи городах США. Несколько заводов находится в штате Огайо – в Нью-Бремене (New Bremen), Силайна (Celina), Форт Лорами (Ft. Loramie) и Нью-Ноксвилле (New Knoxville), еще два – в Гринкасле (Greencastle), штат Индиана и Кинстоне (Kinston), штат Северная Каролина. Есть предприятие и за пределами США. В Мексике вблизи Мехико – в Куэретаро (Queretaro).
Нью-Ноксвилл, Силайна – маленькие городки. Хотя компания максимально автоматизирует свое производство, практически все их население занято на заводах Сrown. Есть люди, которые работают в компании по 25...35 лет, а недавно ушел на пенсию сотрудник, пришедший на предприятие в 1949 г. Компоненты поступают с различных заводов компании, но в основном их финишная обработка и сборка оборудования производится в Нью-Бремене, который находится в часе полета от Чикаго.
Если про немецкий завод компании говорят, что он расположен на «улице Сrown», то Нью-Бремен – это настоящий «город Сrown», поскольку он создавался и развивался на основе этого предприятия. В нем нет небоскребов – это маленькая двухэтажная Америка с частными домами. Помимо предприятий Сrown здесь расположен глобальный дистрибьюторский центр, занимающий порядка 20 тыс. м2 складских площадей (включая склады запчастей).
В Нью-Бремене не просто живут владельцы компании, там есть улица с офисными зданиями, которая принадлежит Crown, собственный банк и даже несколько музеев, например музей велосипедов – крупнейшая в Америке коллекция, принадлежащая владельцам компании семьe Дике (Dicke). Компании также принадлежат еще несколько местных достопримечательностей, например музей-паровоз, а также большой бар, где собрано множество предметов, которые снимали в голливудских фильмах. По улицам города на белых «шевроле» в форме Сrown ездит охрана, которой в городе больше, чем полиции. Кроме того, компания владеет пятью реактивными самолетами для бизнес-перелетов, в том числе и для трансатлантических – в Мюнхен, где располагается европейская штаб-квартира Crown. В штате компании постоянно находятся 10 пилотов.
Можно ли выделить основные принципы производственной стратегии компании, которые отличают ее от других изготовителей напольного транспорта?
– Производственная концепция Crown заключается в том, чтобы максимальное количество комплектующих для своего оборудования выпускать самостоятельно на своих заводах в Америке или в Германии. Их доля достигает 85%, а отдельных моделей – даже 90%. По некоторым оценкам, у конкурентов эти пропорции примерно в два-три раза меньше.
Каждое из предприятий Crown специализируется на определенных операциях. Например, в Силайне в основном осуществляется сварка компонентов. На заводе в Нью-Ноксвилле компания производит двигатели переменного и постоянного тока. Это современное предприятие, которое выпускает продукцию самого высокого качества, причем исключительно для оборудования Crown. Заводы в Нью-Бремене, на которых мы также побывали, бесспорно оставляют впечатление производства непревзойденного качества. Здесь установлено самое разнообразное оборудование – станки с ЧПУ для лазерной резки, гибочные прессы, роботы, выполняющие сварку с очень высокой точностью и т. д. Стоимость отдельных станков достигает 2...3 млн. USD. На любом заводе Crown в конце каждого цикла производства, не важно какого: обмотки статоров электромоторов или резки стали, всегда есть зоны контроля качества. Например, качество шва сварки проверяется не только визуально, но и на способность выдержать нагрузки, которые возникают при реальной эксплуатации оборудования. Отношение сотрудников предприятий к своей работе, концепция производства, самое современное оснащение – все это не оставляет ни малейших сомнений в качестве выпускаемого оборудования.
В Нью-Бремене находится несколько заводов. Производственные площади занимают примерно 190 тыс. м2?, где производят шасси машин, мачты для отдельных типов оборудования, дифференциалы, редукторы. Для изготовления электронных плат и контроллеров построен отдельный завод. Здесь располагаются дизайнерский центр и центр испытаний оборудования. Дизайнерский центр – это отдельное офисное здание, где ведутся инженерные разработки, тестирование по разным характеристикам оборудования, оптимизация конструкции машин с точки зрения анатомических параметров и особенностей человека и т. п.
Интересна и зона испытаний: в ней, в частности, мы видели множество разобранных моделей компаний-конкурентов, которые постоянно изучают специалисты Crown. Это позволяет также нашим клиентам наглядно оценить аналогичное оборудование. Здесь же имеется полный ряд оборудования Crown, которое может опробовать в действии любой клиент компании.
Неужели компании выгодно самой производить столько компонентов, в том числе и мелких?
– Да, это выгодно. Во-первых, такой практически замкнутый цикл производства позволяет Crown не зависеть от поставщиков из Китая, Таиланда, Малайзии и поддерживать требуемый уровень качества изделий, что существенно снижает число гарантийных претензий в случае выхода из строя и стоимость их устранения. Во-вторых, это полный контроль себестоимости продукции, которую компания способна также изменить, например, за счет автоматизации отдельных процессов производства. Ведь себестоимость любой операции на всех предприятиях Crown тщательно анализируют.
Как выполняется тестирование?
– Под зону тестирования на предприятии выделено 10 тыс. м2. Здесь проходят испытания, как отдельные компоненты, так и собранные машины. Например, все электронные платы проходят пятикратный цикл тестов в специальной камере с температурой, изменяющейся от +15 до -15 °С. Если плата не прошла тестирование,
ее разбирают на элементы, которые снова отправляют на сборку. Оборудование тестируется на стабильность и остаточную грузоподъемность, что делает большинство поставщиков, но Crown также производит испытания в различных средах: при температуре -30, +60 °С и влажности 99% и т. п.
Кроме того, все компоненты шасси машин помещают на специальный стенд и проверяют на максимальные циклические нагрузки, которым оборудование подвергается в работе. Их моделирует компьютер на основании данных, полученных и записанных в реальных условиях. Перед тем как отправить в серийное производство, любую новую машину оснащают датчиками вибрации, измерения напряжения сварных швов и др. и она примерно месяц работает у клиента. Потом полученные результаты обрабатывают, и на их основе создается компьютерная модель, которая позволяет определить, как машина будет вести себя в течение 20 лет работы. Например, модель TSP6000 имеет колоссальный заявленный ресурс – 60 тыс. моточасов, что соответствует 20 годам эксплуатации. Наиболее тщательно проверяют новые модели.
Каждая единица техники, выходящая с завода, особенно узкопроходные штабелеры, проходит тест на остаточную грузоподъемность, которая зависит от ширины шасси, длины базы, размеров батарейного отсека. Тест заключается в том, что машина должна поднять стальную плиту установленной массы на определенную высоту, при этом отклонения ее мачты должны оставаться в заданных пределах. И в Европе, и в Америке оборудование Crown ценят за «неубиваемость»: ведь оно изначально рассчитано на максимально длительный ресурс работы.
Как организована сеть продаж и обслуживания компании в Америке?
– Американская компания на родине чувствует себя более чем уверенно. В США Сrown имеет представительства во всех штатах, и практически чуть ли ни каждая вторая машина носит ее логотип. Не удивительно, что Crown занимает здесь 40...50% рынка электроприводной техники. Кстати, в Австралии, где также есть заводы Сrown, ее доля рынка еще выше – около 60...70%. Например, только в Чикаго имеется 200 сервисных автомобилей компании. Гидравлические тележки с огромного дистрибьюторского склада в Силайне уходят во все штаты. Это, к слову, единственный вид оборудования, который Сrown делает в Китае, на построенном в прошлом году заводе.
Известно, что Сrown изготавливает для Америки и Европы разные модельные ряды техники. Для чего это понадобилось и в чем основные их отличия?
– Действительно, в дизайне машин для Европы и Америки есть различия. Например, в Европе операторы погрузочной техники любят сидеть, а в Америке в основном работают стоя. У этих рынков разные предпочтения, и, учитывая это, Сrown как глобальный производитель выпускает для них различные линейки продуктов.
Американская линейка Сrown комплектуется с учетом требований американского рынка, имеет несколько другую спецификацию и буквенные обозначения, чем европейская. Американский ричтрак для выдвижения мачты использует устройство типа «пантограф» (модель RR – одинарный, RD – двойной). Для местного рынка также производятся противовесные поводковые штабелеры WB и WR (с пантографом). Кроме чисто американских штабелеров с пантографным устройством выдвижения каретки в США выпускают и другие модели, которых пока нет на российском рынке. Очень интересна модель RС – нечто среднее между противовесным погрузчиком и ричтраком, она имеет черты обеих машин. Это очень компактные погрузчики, где оператор работает стоя (об этой модели мы обязательно расскажем в отдельной статье). Они очень удобны в тех случаях, когда оператору приходится часто выходить из кабины, имеют лучший обзор и могут разворачиваться в меньших коридорах, чем традиционные противовесные погрузчики.
Оригинальна также конструкция самоходной электротележки: она в отличие от европейских аналогов оснащена не складной, а очень мощной фиксированной платформой для оператора. Также в Америке очень часто на тележки устанавливают ограждение груза, чего в Европе практически никто не делает.
Компания известна своими инновациями. Расскажите, пожалуйста, о наиболее значительных шагах в этом направлении.
– Многие инновации Сrown повлияли на развитие индустрии в целом. Не случайно при продвижении продукции в компании активно используется термин Technovation™, образованный в результате слияния двух слов – Technology и Innovation. В разные годы компания была удостоена многочисленных наград в области дизайна, причем под этим понятием подразумевается не только внешний вид, но и технический уровень продукции. В частности, только за последние годы премии в этой области получили запатентованная компанией многофункциональная рукоятка управления Х10™, оригинальный высотный штабелер-комплектовщик TSP6000, поводковые штабелеры WF3000 и ST/ SX3000, погрузчик RC5500.
Сrown очень основательно подходит к созданию новых конструкций и не спешит выпускать на рынок «сырые» машины, чтобы в будущем у нее не возникало с ними проблем. Из-за длительных испытаний модели долго дорабатывают и относительно медленно отправляют на рынок, но это с лихвой компенсируется последующей безотказной работой. В связи с подорожанием энергоносителей и природных ресурсов большое внимание уделяется испытаниям принципиально новых источников питания, в частности на основе так называемых топливных элементов. Компания добилась определенных успехов в этой области и получила грант на дальнейшее развитие упомянутой технологии от администрации штата Огайо. Тележка Crown с источником питания нового типа демонстрировалась на самом высоком уровне – на ней катался президент США Джордж Буш.
Отразился ли на результатах деятельности компании спад в экономике США, который наблюдается в последние годы?
– При некоторых минусах спада для США выгодно иметь дешевый доллар, так как американская техника становится все более конкурентоспособной, да и внешний долг страны падает. Европейцам все сложнее становится проникать в долларовые зоны. А в нашей стране мы видим все больше американских автомобилей и оборудования.
Сrown – семейная компания, а не акционерное общество. Это позволяет ее владельцам сосредоточить усилия не на том, как любыми способами увеличить дивиденды, а на развитии компании в целом. Во всяком случае объемы поставок Сrown на американском рынке и за его пределами продолжают устойчиво расти – а значит, владельцы компании нашли выход и из этой непростой для страны ситуации.
Интервью провел В. Антонов